8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

19 марта 2016

Вечный экспериментатор Билл Фризелл (811-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня в программе – очередной юбиляр. Это в высшей степени важный и очень творческий музыкант. Хотя, должен сказать, что с творческими музыкантами порой бывают некоторые сложности. Их иногда бывает очень трудно уложить в прокрустово ложе стилей. Они всё время выдумывают что-то новое, а нам приходится это новое классифицировать. Это неблагодарная задача, и не всегда мы успеваем это делать. Один из таких музыкантов – американский гитарист Билл Фризелл (Bill Frisell). 18 марта ему исполнилось 65 лет. За всю свою уже не короткую жизнь он действительно успел сделать очень много. Поскольку и начал довольно рано.

Родился Уильям Ричард Фризелл (William Richard Frisell) в Балтиморе, и первым инструментом, который он начал осваивать по желанию отца-музыканта, был кларнет. Гитара некоторое время просто лежала рядом. Это был далеко не первый его инструмент. Но пример Пола Баттерфилда (Paul Butterfield) и Би Би Кинга (B.B. King) повернули Билла к гитаре и на профессиональный путь. Во время учебы в университете его интересы были уже в широком гитарном диапазоне от изысканного джазмена Джима Холла (Jim Hall) до неистового рокового Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). Музыкальной глубине Билл Фризелл, конечно, учился у Джима Холла, у которого эта глубина невероятная. Современные идеи у него появились в проектах с Пэтом Мэтини (Pat Metheny). Играл он с барабанщиком Полом Моушеном (Paul Motian). Вместе с Джоном Зорном (John Zorn) тоже были проекты, и гитарист в этих проектах учился сметать границы между музыкальными языками. Ещё одно объединение с саксофонистом Яном Гарбареком (Jan Garbarek) превращало их совместную музыку в своеобразную и-си-эмовскую сказку. Для тех, кто не сразу понимает, о чём я говорю сейчас, речь идёт о стиле, который когда-то предложил музыкальному сообществу западногерманский, а потом просто немецкий лейбл ECM. Это своеобразный стиль, который действительно многое из музыки превращает в сказку.

Интересы Билла Фризелла в течение его жизни смещались от Аарона Копленда (Aaron Copland) до музыки "кантри", от Чарльза Айвза (Charles Ives) до проектов со струнными, до камерной лирики. При всём этом Билл Фризелл достаточно узнаваем. Его гитара при всём разнообразии стилей обладает удивительной индивидуальностью, а композиции Билла Фризелла в высшей степени интересны и не содержат ничего лишнего, никакой музыкальной "болтовни".

Впрочем, давайте повернёмся к музыке. Музыка продолжает создаваться Биллом Фризеллом по сию пору. Вот, например, диск последнего времени, 2014 года, который называется "Guitar In The Space Age!". В этом диске Билл Фризелл как бы обращается к музыке своего детства. Это такой современный взгляд на раннюю электрогитару периода 50-60-х годов. Это гитарная революция, это проникновение человека в космос и соответствующий космические звуки, это музыка Пита Сигера (Pete Seeger), "The Byrds", Джуниора Уэллса (Junior Wells) и Билла Фризелла, который только начинает жить. Всё это есть на этой пластинке, одна из пьес с которой сейчас и прозвучит. Называется эта пьеса "Rumble". Рядом с Биллом Фризеллом играют: бас-гитарист Тони Шерр (Tony Scherr), барабанщик Кенни Уоллесен (Kenny Wollesen) и музыкант, играющий на различных перкуссионных и электронных инструментах, Грег Лиз (Greg Leisz).

В исполнении ансамбля американского гитариста Билла Фризелла звучит пьеса из альбома 2014 года "Guitar In The Space Age!":
1. "Rumble" (Milt Grant – Link Wray).

Итак, наш сегодняшний герой – гитарист, лидер, разносторонний музыкант, охватывающий практический все ипостаси современного джаза. Вырос в Денвере, штат Колорадо (Denver, Colorado area), и, в конечном счёте, как мы уже хорошо знаем, выбрал для себя гитару. Кроме того, он владеет и активно использует банджо, укулеле и бас-гитару. Учился Билл Фризелл в Университете Северного Колорадо (The University of Northern Colorado, 1969-1971 годы), в музыкальном колледже Бёркли (The Berklee College of Music in Boston): у Джима Холла – по гитаре и у Майка Гиббса (Mike Gibbs) – по композиции. И в 1977 году Билл Фризелл получил диплом.

После этого он продолжал учиться, в основном, у джазовых гитаристов, брал частные уроки у Дейла Брюнинга (Dale Bruning), Джима Холла и Джонни Смита (Johnny Smith). Джим Холл входит в число его любимых музыкантов, хотя есть в этом числе и музыканты совершенно другой направленности, иного характера. К их числу относятся и Уэс Монтгомери (Wes Montgomery), и "роковый человек" Джими Хендрикс. С Джимом Холлом Билл Фризелл связан не только обучением, но и совместным музицированием. И в связи с этим предлагаю послушать запись с их совместного диска 2008 года, который получил название "Полушария" ("Hemispheres"). В сущности, это работа, в которой присутствуют попытки и соединения, и противопоставления разных полушарий человека, которые, как известно, заведуют разными функциями между философией и экспериментаторством, между переплетением линий самого характера – эмоциональных и интеллектуальных. Это Джим Холл и Билл Фризелл. А вместе с ними в квартете – контрабасист Скотт Колли (Scott Colley) и барабанщик Джоуи Барон (Joey Baron).

В исполнении музыкального джазового квартета звучит тема из совместного Джима Холла и Билла Фризелла альбома 2008 года "Hemispheres":
2. "Family" (Bill Frisell).

Контраст между музыкой, которая открывала программу, и этой пьесой очень велик. Та – электроника, страстные роковые гитары, а здесь – акустическая музыка, вполне песенная, можно сказать даже, что "country music".

В начале программы Билл Фризелл прозвучал в записях, в общем, более-менее последних лет. А сейчас хочется вернуться к началу его карьеры, которая началась очень стремительно. Билл Фризелл оказался невероятно востребованным многими музыкантами, в том числе и не джазовыми, из-за своей блистательной игры на гитаре, которую он показывал уже в первые годы и своего обучения, и сразу после окончания школы в Бёркли. В 1978 году он гастролировал по Англии, выступая вместе с оркестром Майка Гиббса (The Mike Gibbs Orchestra), и там, в Европе, он встретился с контрабасистом Эберхардом Вебером (Eberhard Weber), который, как известно, является одним из главных действующих артистов фирмы ECM. И уже в 1979 году они записывались вместе. И вот с помощью такого мостика, с помощью такого человека-рекомендателя Билл Фризелл очень быстро становится постоянным участником сессий-записей для фирмы ECM.

Одна из таких сессий сейчас и будет представлена слушателям. Это пластинка Эберхарда Вебера, записанная в январе 1979 года. Называется она "Fluid Rustle". На этой пластинке мы встречаем очень знакомые имена крупных музыкантов. Это сам контрабасист Эберхард Вебер, вибрафонист Гэри Бёртон (Gary Burton), гитарист Билл Фризелл и две вокалистки – Бонни Херман (Bonnie Herman) и одна из ведущих авангардных певиц Норма Винстон (Norma Winstone). Впрочем, здесь у вокала функция не главная.

В исполнении ансамбля немецкого контрабасиста Эберхарда Вебера, в котором на гитаре играет Билл Фризелл, звучит пьеса из альбома "Fluid Rustle" (запись 1979 года):
3. "Visible Thoughts" (Eberhard Weber).

Как видите, данная и-си-эмовская запись демонстрирует ещё один, третий в сегодняшней программе вариант звучания Билла Фризелла с его гитарой и всеми остальными его инструментами. А главное – с разным мышлением.

Биллу Фризеллу в марте исполнилось 65 лет. По этому поводу мы сегодня пытаемся объять необъятное. То есть, послушать Билла Фризелла в разных вариантах. Кстати, эти варианты сильно зависимы от того, с кем возникали проекты у гитариста.

Ещё в 1975 году, когда он учился в школе Бёркли, произошла его встреча с американским гитаристом Пэтом Мэтини, а тот в свою очередь познакомил его с человеком, который впоследствии стал многолетним партнёром и единомышленником Билла – барабанщиком Полом Моушеном. Кстати, хотелось бы заметить относительно Пола Моушена, что мы долгое время этого музыканта звали по-другому. Фамилия его произносилась обычно как Мотян. И действительно его фамилия, имеющая армянское происхождение, именно так и должна была звучать. Но американцы эту фамилию изменили, и когда сам Пол Моушен приехал в Москву, нам пришлось просто поинтересоваться, как на самом деле его именуют в Америке. Он сказал, что только Моушен и никак по-другому. Итак, эти музыканты – Билл Фризелл и Пол Моушен – записали вместе около десяти очень разных альбомов. Среди них немногие в карьере Б. Фризелла выдержаны в мейнстримовском ключе. Это такие пластинки, как "Jack Of Club", "Misterioso", "One Time Out", "Trioism". Билл Фризелл выступал на них в роли сайдмена. Но, как он говорил: "Когда работаешь с Полом, то 90% идей в результате исходит от него и приходится подчиняться. Его музыка никогда не опирается только на общие правила…". Параллельно Билл Фризелл участвует в записях саксофониста Яна Гарбарека, и постепенно ECM становится родной и близкой ему гаванью, где он, как это и должно было произойти рано или поздно, должен был записать первый свой собственный альбом, под своим именем. Это произошло в 1982 году. Альбом этот, вышедший в свет в 1983 году, получил название "In Line".

В исполнении американского гитариста Билла Фризелла звучит пьеса из его собственного альбома 1983 года "In Line":
4. "Smile On You" (Bill Frisell).

Вот такая музыка типична для фирмы ECM, но она не ограничивает возможности Билла Фризелла, который является главным героем нашей программы.

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

Автор и ведущий – Михаил Митропольский, звукорежиссёр программы – Ольга Рудакова.

Мы продолжаем, и здесь, конечно, перед автором программы стоят большие трудности. Дискография Билла Фризелла, как сольная, так и как сайдмена, невероятная совершенно по объёму. Невозможно послушать его диски хотя бы понемногу ни в течение одной передачи, ни десяти, ни двадцати. Поэтому послушаем сегодня то, что успеем. Но перечислить некоторых из его партнёров мне всё-таки хотелось бы. Среди них Чарли Хейден (Charlie Haden), Карла Блей (Carla Bley), Джулиус Хемфилл (Julius Hemphill), Гюнтер Хемпель (Gunther Hempel), Джон Скофилд (John Scofield) и многие другие.

С конца 80-х Билл Фризелл играл с барабанщиком Рональдом Шенаном Джексоном (Ronald Shannon Jackson) и басистом Мелвином Гиббсом (Melvin Gibbs, группа "Power Tools") в квартете Пола Блея (The Paul Bley Quartet), выступал в ансамблях вместе с Полом Моушеном и саксофонистом Джо Ловано (Joe Lovano), естественно, играл и в собственной группе, состоявшей в значительной степени из членов проекта "Naked City" Дж. Зорна, только без самого Джона Зорна. Ну а его постоянной группой стал "Bill Frisell Quartet" с Джоуи Бароном на ударных, Кермитом Дрисколлом (Kermit Driscoll) на контрабасе и Хэнком Робертсом (Hank Roberts) на виолончели.

Целый ряд альбомов Билла Фризелла заставили говорить о нём, как о новом явлении в современном джазе. Эту музыку невозможно было спутать ни с чем другим буквально с самых первых альбомов. Один из таких альбомов, характерных для такой оценки, был записан в августе 1989 года в Сиэттле. Называется он "Is That You?". И заглавная пьеса этого альбома сейчас прозвучит. Партнёрами Билла Фризелла здесь являются клавишник, иногда барабанщик, программист электроники Уэйн Горовиц (Wayne Horovitz), барабанщик Джоуи Барон и тубист Дейв Хофстра (Dave Hofstra).

В исполнении ансамбля американского гитариста Билла Фризелла звучит пьеса из альбома 1989 года "Is That You?":
5. "Is That You?" (Bill Frisell).

Имя Джона Зорна, неутомимого экспериментатора, композитора, саксофониста, уже мелькало в сегодняшней программе. Без него обойтись, конечно, невозможно, тем более что он пригласил Билла Фризелла в свой, ставший уже теперь легендарным проект "Naked City". Ну а вместе с Рональдом Шенноном Джексоном и Мелвином Гиббсом Б. Фризелл организовал трио "Power Tools". Эти две группы не просто сближали современный джаз, "кантри" и хард-рок. Они начисто сметали все границы между этими стилями. Их предельно насыщенное, временами яростное звучание и шокировало, и притягивало одновременно. Ко всему прочему, они умудрялись исполнять в такой фри-джаз-роковой интерпретации вещи композиторов, которые, казалось бы, к этому не имеют никакого отношения. Например, Генри Манчини (Henry Mancini), Оливье Мессиана (Olivier Messiaen) и даже… Клода Дебюсси (Claude Debussy). Одним из примеров подобного рода может служить проект "News For Lulu", записанный им в трио с Джоном Зорном и тромбонистом Джорджем Льюисом (George Lewis). Второй диск трио носит называние "More News For Lulu". Первый был просто "News For Lulu" 1987 года. Второй диск был записан в 1992 году. Он представляет собой собрание хардбоповых пьес, правда, не в обычном виде, а в виде неких интерпретаций, в которых ломка стилей достаточно заметна. Среди трёх музыкантов Джон ЗорнДжордж ЛьюисБилл Фризелл последний выступает в качестве своеобразной ритм-секции.

В исполнении джазового трио в составе альт-саксофониста Джона Зорна, тромбониста Джорджа Льюиса и гитариста Билла Фризелла звучит композиция Фредди Редда из альбома 1992 года "More News For Lulu":
6. "Blues, Blues, Blues" (Freddie Redd).

Разнообразие стилей, в которых играет Билл Фризелл, действительно невероятно велико. И охватить все эти стили в одной программе немыслимо. Это будет очень широкий диапазон: от музыки американских классиков, которую Билл Фризелл регулярно воплощает в своих проектах, до музыки "кантри" через самые различные экзотические музыкальные воплощения, которые Билл Фризелл представляет шокированной публике. Одним словом, всего много.

В 2003 году Билл Фризелл был номинирован на премию "Грэмми" со своим альбомом "The Intercontinentals", а в 2005 году его альбом "Unspeakable" ("Невыразимое") выиграл премию "Грэмми" как "лучший современный джазовый альбом".

Ну а в конце программы мы, пожалуй, вернёмся к чисто акустическому, консервативному звучанию гитары Билла Фризелла. Это пластинка 1996 года "Angel Song", записанная Биллом с британским трубачом Кенни Уилером (Kenny Wheeler), саксофонистом Ли Конитцем (Lee Konitz) и контрабасистом Дейвом Холландом (David Holland). На ней удивительные, почти неземные мистически-лирические баллады. Слышно, что в них все исполнители настроились "на одну волну".

В исполнении джазового квартета в составе трубача Кенни Уилера, гитариста Билла Фризелла, саксофониста Ли Конитца и контрабасиста Дейва Холланда звучит композиция из альбома 1996 года "Angel Song":
7. "Kind Of Gentle" (Kenny Wheeler).

№ 811 Bill Frisell (18.03.1921). Гитарист Билл Фризелл – Вечный экспериментатор Билл Фризелл

культура джаз музыка

Вечный экспериментатор Билл Фризелл (811-я программа)

49:51