8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

12 марта 2016

"Новое танго" Астора Пьяццоллы и табла Закира Хуссейна (810-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

На этот мартовский выпуск приходится два юбилея, которые на самом деле уже прошли. Мы их отмечаем постфактум. Но от этого хуже не становится, потому что замечательные музыканты у нас на повестке дня сегодня. Один из них не только музыкант, но и композитор. К сожалению, его уже нет на свете. Это Астор Пьяццолла (Astor Piazzolla), замечательный создатель "нового танго" и великолепный аргентинский бандонеонист. Второй музыкант не менее известен. Это индийский таблист Закир Хуссейн (Zakir Hussain), который жив и активен. Ему не так много лет на самом деле. Всего 65 лет исполнилось буквально на днях.

  Но начнём мы, конечно, со старшего – с Астора Пьяццоллы, который хорошо известен в России и вообще по всему миру, хотя у нас в стране он стал почему-то известен несколько позже, чем во всём остальном мире, уже после своей смерти, которая наступила в 1992 году. Ну а на 11 марта приходится его 95-летие. Это человек, который открыл всему миру новый облик танго.

Родился Астор Пьяццолла 11 марта 1921 года в аргентинском городе Мар-дель-Плата в семье эмигрантов из Италии. Так получилось, что его "новое танго" действительно стало распространяться у нас лавиной уже достаточно поздно, когда его уже не стало. И это очень жаль, потому что весь мир это танго слушал, слушал в концертных залах, именно в этом было и дело. Новизна этого танго заключалась в том, что это уже была музыка не для танца, а музыка для слушания, которая вобрала в себя элементы джаза и классики.

Надо сказать, что Аргентина не была всё время домом для Астора Пьяццоллы. С трёх лет он жил с отцом в Нью-Йорке. В 1933 году он начал брать уроки у венгерского пианиста Белы Вильды (Bela Wilda), ученика Сергея Рахманинова. И благодаря ему он увлёкся творчеством И.С. Баха. Кстати, именно Бела Вильда рекомендовал Астору Пьяццолле освоить исполнение И.С. Баха на бандонеоне. В 1937 году в восемнадцатилетнем возрасте он переехал в Буэнос-Айрес, где начал играть на аккордеоне и делать аранжировки для местного оркестра бандонеониста Анибала Троило (Anibal Troilo). В 1946 году А. Пьяццолла создал собственную группу, призванную воплощать его эволюционирующие радикальные идеи. В это же время он начал уже сочинять музыку для Филармонического оркестра Буэнос-Айреса. В 1952 году Астор Пьяццолла был удостоен премии композиторов Франции и получил стипендию для обучения в Париже у Нади Буланже (Nadia Boulanger). Именно Н. Буланже вдохновила А. Пьяццоллу на поиски и создание своего собственного музыкального стиля. При этом не рекомендовала ему так уж совсем покидать область популярной музыки.

Вернувшись из Франции, он создал свой знаменитый "Октет", преобразивший музыкальный мир Буэнос-Айреса. По окончании французского периода А. Пьяццолла создаёт два ансамбля: "Октет Буэнос-Айреса" ("Octeto Buenos Aires") и "Струнный оркестр" ("Orquesta de Cuerdas" или "String Orchestra"). Все его последующие ансамбли являются продолжением этих проектов. Один из этих ансамблей сейчас и прозвучит. Он играет композицию Астора Пьяццоллы "Nuevo Tango", своеобразный манифест его стиля, стиля, который он открыл для мира.

В исполнении ансамбля аргентинского бандонеониста Астора Пьяццоллы звучит композиция из альбома 1995 года "El Nuevo Tango de Buenos Aires" (запись 1989 года):
1. "Nuevo Tango" (Astor Piazzolla).

Именно такая музыка и получила название "новое танго" ("Nuevo Tango"), музыка, которую придумал Астор Пьяццолла и которая возникла как удивительная смесь традиционного танго, фольклорной музыки Аргентины и современной классики. Изначально творчество ансамблей Астора Пьяццоллы, хотя его музыка как бы начала совершать революцию в мире городской музыки, привлекло не только широкое внимание как к новому оригинальному стилю, но и сопровождалось волной безжалостной критики, из-за которой Астор Пьяццолла подвергся бойкоту со стороны аргентинских музыкальных фирм. Правда, уже в 1956 году он начал выступать с сольными программами танго, представляя музыку, которая, по его убеждению, должна была служить не только утилитарным целям, не только как музыка для танцев, но и как музыка, которая может существовать в филармоническом варианте в концертном зале.

Надо сказать, что музыканты в последующие десятилетия стали очень активно эту идею внедрять в свои концертные программы. Имеются в виду в первую очередь академические музыканты. В качестве примера хотелось бы привести увлечённость танго Астора Пьяццоллы нашим удивительным музыкантом Гидоном Кремером (Gidon Kremer), который создал несколько проектов на темы Асторы Пьяццоллы. Один из этих проектов "El Tango" возник в 1996 году. Собственно, тогда он был записан в Париже и Рио-де-Жанейро. Гидон Кремер записывал его в замечательной компании с русским пианистом Вадимом Сахаровым, живущим во Франции, австрийским басистом Алоисом Пошем (Alois Posch), норвежским исполнителем на бандонеоне Пером Арне Глорвигеном (Per Arne Glorvigen).

В исполнении ансамбля советского и латвийского скрипача Гидона Кремера звучит пьеса аргентинского композитора Астора Пьяццоллы из альбома 1996 года "El Tango":
2. "Michelangelo 70" (Astor Piazzolla).

Композиторское наследие Астора Пьяццоллы огромное. В 1963 году он завоевал музыкальную премию "Hirsch" и написал произведение "Три симфонических движения", которое в том же году было исполнено оркестром под руководством Пауля Клецки (Paul Klecky). В 1965 году он сотрудничает с Хорхе Луисом Борхесом (Jorge Luis Borges), сочиняя музыку к его стихотворениям. При этом в его ансамблях, в его музыке очень активно используется бандонеон – немецкий инструмент с великой аргентинской судьбой, названный по имени его изобретателя Генриха Банда (Heinrich Band). Бандонеон имеет совершенно неподражаемый голос, его очертания являются символом целого направления в музыке XX века. Инструмент этот иррациональный, пронзительный и очень чуткий. Астор Пьяццолла создаёт свою музыку, основываясь в значительной степени на голосе этого инструмента, создаёт музыку для кино и оперы, для телевидения. Он записал более сорока альбомов, объездил весь мир и пользовался любовью аудитории.

Один из самых популярных альбомов – это сочетание Астора Пьяццоллы и известнейшего баритон-саксофониста из джаза Джерри Маллигана (Gerry Mulligan). Вместе они действительно создали шедевр. В 1974 году ими был записан альбом "Tango Nuevo", в котором, кроме этих двух музыкантов, участвуют ещё и музыканты ансамбля Астора Пьяццоллы "Tango Nuevo".

В исполнении ансамбля аргентинского бандонеониста Астора Пьяццоллы и американского баритон-саксофониста Джерри Маллигана звучит композиция из альбома 1974 года "Tango Nuevo":
3. "Years Of Solitude" (Astor Piazzolla).

Сотрудничество с Джерри Маллиганом – только лишь один пример взаимодействия Асторы Пьяццоллы с представителями самых разных, не только музыкальных направлений, но и вообще самых разных видов искусства. Ему пришлось сотрудничать с известными художниками мира и литераторами, в числе которых Хорхе Луис Борхес, Жанна Моро (Jeanne Moreau), итальянский академический скрипач Сальваторе Аккардо (Salvatore Accardo). Музыка А. Пьяццоллы звучала на Бродвее в постановке танцевального шоу "Tango Argentino". Во второй половине 1980-х годов совместно с аранжировщиком Лало Шифриным (Lalo Schifrin) и Оркестром Святого Луки (The St. Luke’s Orchestra) он записал "Концерт для бандонеона" ("Concierto para bandoneón y orquesta"), "Три танго для бандонеона с оркестром" ("Tres tangos para bandoneón y orquesta") и "Сюиту Пунта-дель-Эсте" ("Suite Punta del Este"). С "Кронос квартетом" ("Kronos Quartet") была записана сюита "Пять танго-сенсаций" ("Five Tango Sensation"), которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений академической музыки. Астор Пьяццолла умер в июле 1992 года в возрасте 71 года, но музыка его продолжает звучат, причём в России она начала звучать уже после его смерти, и интерес к этой музыке, пожалуй, не остывает по сию пору. Думаю, что этот процесс продлится и дальше.

В исполнении аргентинского бандонеониста Астора Пьяццоллы и американского ансамбля "Кронос квартет" звучит одна из частей "Five Tango Sensation" из одноименного совместного альбома 1991 года:
4. "Five Tango Sensation: Anxiety" (Astor Piazzolla).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

• Следующий герой программы – фантастический музыкант, дающий новые измерения в музыкальном пространстве. Это индийский исполнитель на табла и других перкуссийных инструментах Закир Хуссейн (Zakir Hussain), которому 9 марта исполнилось 65 лет.

Родился он в 1951 году в семье знаменитого мастера игры на табла Устада Алла Ракха (Ustad Alla Rakha) на севере Индии, а вырос в Бомбее. На табла Закир начал играть в возрасте двух с половиной лет. Надо сказать, что табла является одновременно и фольклорным, и классическим индийским инструментом. Это такой парный барабан, который широко используется в практике музицирования "традиции хиндустани", который как инструмент разрабатывает линию метроритмического развертывания (в традиционной форме индийской музыки "тала"). Используя этот инструмент Закир Хуссейн уже к двенадцати годам стал играть профессионально, а в 1970 году, когда ему было 19 лет, он вместе с Рави Шанкаром (Ravi Shankar), а точнее вместе со своим отцом, который сопровождал Рави Шанкара, отправился на гастроли в США. Так получилось, что ему пришлось принять участие в музицировании маэстро Рави Шанкара, и с тех пор З. Хуссейн становится "музыкантом мира". Его привлекают для музицирования такие классические индийские мастера, как Рави Шанкар, Лакшминараяна Шанкар (Lakshminarayana Shankar), Али Акбар Хан (Ali Akbar Khan). Он играет с джазменами – британским гитаристом Джоном Маклофлиным (John McLaughlin), американскими барабанщиками Билли Кобэмом (Billy Cobham) и Питером Эрскиным (Peter Erskine), норвежским саксофонистом Яном Гарбареком (Jan Garbarek) и саксофонистом, флейтистом из США Фэроу Сандерсом (Pharoah Sanders).

Перечислять все его проекты, роли в фильмах, открытия и находки можно очень долго, но хорошо бы услышать его музыку. И начать хотелось бы с великолепной записи, которая была сделана в 1986 году (вышла она на фирме ECM) совершенно удивительным квартетом музыкантов высочайшего уровня. Это Закир Хуссейн (табла), норвежский саксофонист Ян Гарбарек, индийский флейтист Харипрасад Чаурасиа (Hariprasad Chaurasia) и замечательный британский гитарист Джон Маклофлин. Этот поразительный квартет записал пластинку музыки Закира Хуссейна под названием "Making Music". Среди авторских произведений Закира Хуссейна, которые присутствуют на этой пластинке, есть лишь одна пьеса, написанная Джоном Маклофлиным, которая посвящена Закиру Хуссейну. Она называется "Закир", но удивительным образом напоминает русский романс.

В исполнении интернационального квартета в составе индийских музыкантов Закира Хуссейна и Харипрасада Чаурасиа, норвежского саксофониста Яна Гарбарека и британского гитариста Джона Маклофлина звучит композиция последнего из альбома 1986 года "Making Music":
5. "Zakir" (John McLaughlin).

Поразительное искусство игры на табла Закира Хуссейна привлекает к нему внимание не только публики, но и огромного количества музыкантов. Его приглашают музыканты поп- и рок-сцены – американский перкуссионист Микки Харт (Mickey Hart), музыканты ансамбля "Земля, ветер и огонь" ("Earth, Wind & Fire"), североирландский мультиинструменталист и вокалист Вэн Моррисон (Van Morrison), американские гитаристы Карлос Сантана (Carlos Santana) и Джордж Харрисон (George Harrison). Новаторские идеи З. Хуссейна воплощаются в записях с выдающимися перкуссионистами современности, в числе которых бразилец Аирто Морейра (Airto Moreira), американец Глен Велез (Glen Velez), индиец Трилок Гурту (Trilok Gurtu). И ещё, конечно, собственный ансамбль ударных Закира Хуссейна "The Rhythm Experience". Закир активно записывает музыку к кинофильмам, и в некоторых из них появляется даже в качестве актёра.

Самое начало своей деятельности в США он вспоминает в одном из интервью: "Я приехал на гастроли с Рави Шанкаром. Обычно с ним играл мой отец, но в тот момент он не очень хорошо себя чувствовал, и мне пришлось заменить его. Всё закончилось тем, что я остался в Америке и в течение четырех или пяти лет играл концерты индийской классической музыки с Али Акбар Ханом, его сыном Аашишом (Aashish Khan), Рави Шанкаром и другими. Затем я начал сотрудничать с Микки Хартом, Джоном Маклофлином. Ещё я преподавал индийскую классическую музыку в Университете штата Вашингтон в Сиэтле".

У музыканта действительно огромное количество проектов. Один из них относится к раннему периоду и чрезвычайно интересен. Дело в том, что его в 1975 году пригласил в свой состав замечательный необычный американский саксофонист Джон Хэнди (John Handy), который разрабатывал свою оригинальную линию в "новом джазе", сопрягавшуюся с интонациями восточной и, в частности, индийской музыки. И сейчас мы застанем нашего героя Закира Хуссейна именно в этой компании: с Джоном Хэнди, с Али Акбар Ханом, играющим на сароде (sarod), и Йогишем В. Сахотой (Yogish S. Sahota), играющим на тампуре (tampura). Все вместе они будут исполнять композицию "Ganesha's Jubilee Dance".

В исполнении ансамбля американского саксофониста Джона Хэнди и индийского музыканта Али Акбар Хана, играющего на сароде, звучит фрагмент композиции из альбома 1975 года "Karuna Supreme" (на табла играет Закир Хуссейн):
6. "Ganesha's Jubilee Dance" (Ali Akbar Khan – John Handy).

Музыка нашего второго героя Закира Хуссейна, которому исполнилось 65 лет, чрезвычайно интересна и многообразна. И, конечно, далеко не всё попадает в нашу программу. Это очень жаль. Но обойтись без его перкуссионного ансамбля "The Rhythm Experience" невозможно. Именно им мы и закончим. Это ансамбль, который был основан З. Хуссейном в 1984 году. В нём используется огромное количество ритмических инструментов, тем более, что в этом ансамбле есть постоянные участники и есть гости, которые регулярно к нему добавляются. Причём среди этих гостей есть и индийские музыканты, и вполне европейские, джазовые и новоджазовые и т.д. Ансамбль этот занимается исследованием ритмов Кубы, Африки, Ближнего Востока и Индонезии. Причём всё это может комбинироваться в самых различных ритмических композициях. Структура этих композиций бывает подчас весьма сложна. Обозначение звуков, ударов, их последовательности тоже представляет достаточную сложность. Для обозначения разных типов ударов, варьирующихся как в зависимости от их расположения на мембране инструмента, так и участка ладони, которым производится удар, используются слоги, происхождение которых некоторые индийские музыканты склонны возводить к традиции ведической кантилляции, к её сакрально-слоговым образованиям. Так что слоговое пение индийских музыкантов и их работа на перкуссионных инструментах – это в высшей степени связанные вещи. Все эти вещи преподаются, изучаются в течение многих лет и представляют достаточно сложные структуры.

Возможно, что часть из этих структур мы с вами услышим в записи Закира Хуссейна и его ансамбля "The Rhythm Experience". Подобные записи появляются, как правило, на его собственной фирме Moment Records, основанной специально для издания подобной музыки. И, пожалуй, эта запись и закончит нашу сегодняшнюю программу, посвящённую двум замечательных музыкантам из разных концов света – Закиру Хуссейну и Астору Пьяццолле.

Индийский исполнитель на табле Закир Хуссейн и его ансамбль "The Rhythm Experience" исполняют композицию из альбома 1992 года "Zakir Hussain And The Rhythm Experience":
7. "Lineage" (Zakir Hussain).

№ 810 Piazzolla Astor (11.03.1921) & Hussain Zakir (table, 09.03.1951). "Новое танго" Астора Пьяццоллы и табла Закира Хуссейна

культура Индия джаз музыка Аргентина Астор Пьяццолла

"Новое танго" Астора Пьяццоллы и табла Закира Хуссейна (810-я программа)

49:49