8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

16 апреля 2016

Импровизационная музыка с Урала (815-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Может быть, кто-нибудь из радиослушателей помнит, что в программе "Бесконечное приближение" существует цикл "Лица необщим выраженьем". Многим знакомо это название, в основном, по стихам Евгения Баратынского, но у нас оно фигурирует для того, чтобы обозначить тех музыкантов, кто за время истории отечественной импровизационной музыки, джаза и не только джаза проявлял качества оригинального мышления, индивидуального подхода, лица, которое не похоже на "джазовых родственников" – на американцев, скажем, и даже на европейцев. Такие музыканты у нас в стране в разные времена были. Не могу сказать, что их было много, но, тем не менее, уже который раз мы обращаемся к такого рода музыкантам, и сегодня это обращение приведёт нас в Екатеринбург, на границу между Европой и Азией, на границу между европейской частью России и Сибирью.

• И первый ансамбль, который у нас возникнет, первое, так сказать, музыкальное объединение носит довольно странное название "АМА jazz". Надо сказать, что "АМА джаз" – это название, которое знакомо ещё со времён истории советского джаза. Когда-то "АМА джаз" означало Ассоциацию московских авторов, породившую ансамбль и оркестр Александра Цфасмана.

Ну а "AMA Jazz", о котором мы сегодня говорим, – это екатеринбургский ансамбль, название которого можно расшифровать как "Ассоциация музыкантов авангарда". Ансамбль этот появился в прошлом веке, и в музыкальной прессе 90-х годов этот состав отчасти ассоциировался с трио Вячеслава Ганелина, хотя подход екатеринбургских музыкантов из "AMA Jazz" был местами даже более радикальным. Но, конечно, взаимосвязь с трио Вячеслава Ганелина, которое несло идеи "новой музыки", разносило их по всему Советскому Союзу ещё в 70-е и, отчасти, в 80-е годы, повлияла на огромное количество музыкантов, среди которых были и участники "AMA Jazz". В "AMA Jazz", который сегодня тоже существует, присутствуют, конечно, уже другие музыканты. Поколения меняются. А те музыканты, о которых я говорю и которые были участники "AMA Jazz", – это барабанщик Валерий Жилин, контрабасист Александр Брыкин, саксофонист Владислав Талабуев и пианист Анатолий Тлисов.

Несмотря на то, что пик творческой активности ансамбля этого состава пришёлся на середину 90-х, когда были выпущены два авторских диска, причём один из этих дисков под названием "In One Breath" вышел на британском лейбле Leo Records, принадлежащем Лео Фейгину, его различные обновлённые составы выступают в Екатеринбурге и за его пределами до сих пор. Например, в 2013 году выступления "AMA Jazz" прошли в музыкальных клубах "Lynch" и "New Bar" в Екатеринбурге. Их музыка в разное время звучала на концертных площадках Западной и Восточной Европы.

На самом деле материала ансамбля "AMA Jazz" не так много. Это уже названные две пластинки плюс какие-то записи, которые, можно сказать, являются самиздатом. Думаю, что к ним мы обращаться, скорее всего, не будем, а послушаем ту музыку, которую представили музыканты "AMA Jazz" на изданиях 1994 и 1996 годов.

Первое из них было выпущено фирмой Leo Records и записано в Екатеринбурге на студии "Урал". Пьеса, которая прозвучит, представляет "AMA Jazz", его стилистику, его подход, и достаточно свободную музыку участников ансамбля, отягощённую в то же время некоторыми композиторскими амбициями. Она относится к их общему сочинению и является в значительной степени свободной импровизацией под названием "Castles In The Air" ("Воздушные замки").

В исполнении ансамбля "AMA Jazz" из Екатеринбурга звучит пьеса из альбома 1994 года "In One Breath":
1. "Castles In The Air" ("AMA Jazz").

Екатеринбургская группа "AMA Jazz", музыка которой только что прозвучала, имеет по крайней мере две заслуги. Первая – чисто музыкальная. Их музыка действительно интересна. Вторая – культурная или культурологическая. Дело в том, что благодаря группе "AMA Jazz", может быть, впервые после окончания советских времён заговорили об актуальной джазовой музыке Урала по всему миру, поскольку эта музыка стала достаточно хорошо известна, без всяких скидок на провинциальность. Их творчество не было массовым и вряд ли бы снискало шквальную популярность, но уровень погружённости, который демонстрировали музыканты, не позволял игнорировать это явление. Именно поэтому "AMA Jazz" становится какой-то своеобразной уральской легендой, легендой Екатеринбурга.

В ансамбле играли в разное время разные саксофонисты. Мы сейчас слушали запись с участием Владислава Талабуева. Ну а ещё одним очень важным музыкантом коллектива, о котором у нас сегодня пойдёт речь достаточно долго и глубоко, был саксофонист Игорь Паращук. Оба эти музыканта представляли свои индивидуальные линии, но обе они были достаточно интересными и глубокими. Надо сказать, что все музыканты, входящие в группу, имеют хорошее образование.

В частности, Владислав Талабуев является выпускником консерватории, многопрофильным музыкантом, музыкантом, который, вообще говоря, изначально ориентировался на музыку академического плана. Но джаз захватил его, и он сам признается: "Первым меня удивил Джон Колтрейн, и он удивляет меня до сих пор". В дальнейшем он восхищался игрой Владимира Чекасина. Благо, что Владимир Чекасин происходит из тех же мест, из того же Свердловска (тогда так назывался Екатеринбург). Так что эта линия сначала в Свердловске, а потом в Екатеринбурге тянется от Владимира Чекасина. Ну а что касается издателя этого диска Лео Фейгина, он считает, что ансамбль играет весьма напряжённую, мощную, страстную, интуитивно структурированную музыку.

Как уже говорилось, все музыканты, которые входят в "AMA Jazz", имеют достаточно хорошее образование. Более того, пианист этого ансамбля Анатолий Тлисов – выпускник консерватории, причём по композиторскому направлению. Что касается Валерия Жилина, который играл в этом ансамбле на ударных инструментах, то он вообще не житель Екатеринбурга, а из Днепропетровска. В старые времена связь между этими городами была несколько проще, чем ныне, и музыканты ухитрялись периодически объединяться и играть совместно.

Ну а в следующей записи, которая будет представлена, вновь будет "AMA Jazz". Она была сделана в июне 1995 года и вышла уже на Урале. Это было такое собственное издание музыкантов, которое появилось благодаря спонсорской поддержке. Пластинка называется "In These Last Times". И здесь уже на саксофоне и кларнете играет Игорь Паращук, о котором мы поговорим несколько позже. Все остальные музыканты – те же: Александр Брыкин (бас-гитара), Валерий Жилин (ударные инструменты), Анатолий Тлисов (фортепиано).

В исполнении ансамбля "AMA Jazz" из Екатеринбурга звучит тема из альбома 1995 года "In These Last Times":
2. "Keep Movement" ("AMA Jazz").

"AMA Jazz", Урал, Екатеринбург, российская импровизационная сцена. Думаю, что этот ансамбль сделал очень важный вклад во всю ту культуру, о которой мы здесь говорим и которую представляют музыканты с необщим выражением лица.

Один из главных музыкантов уральской джазовой сцены – это саксофонист и кларнетист Игорь Паращук, выпускник Уральской консерватории. Он является многопрофильным музыкантом, играет далеко не только джаз, не просто импровизационную музыку. Он также великолепный академический музыкант, долгое время выступал в оркестре уральской оперы. Ныне преподаёт, является лауреатом международных конкурсов и профессором Уральской государственной консерватории имени Мусоргского (саксофон, кларнет). Кстати, преподаёт он уже очень давно, по крайней мере два десятилетия уж определённо, и для него в музыке в числе прочего очень важны религиозные, духовные мотивы, которые связывают различные поколения человечества в этическо-нравственном плане.

В частности, для Игоря Паращука очень важным персонажем человеческой истории, христианской и иудейской религии является царь Давид, который сыграл очень важную роль в истории музыки, поскольку Давид считается первым профессиональным музыкантом. Иногда по этому поводу возникают всевозможные споры, приводят в пример других персонажей Древнего мира, которые ещё раньше Давида использовали музыкальные инструменты или, точнее, их конструировали. Но, тем не менее, Давид, конечно, играл и играет в истории музыки чрезвычайную роль. Напомню, что "Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом... и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах". "Давид скакал из всей силы пред Господом", радостно танцуя в такт песне.

Этот мотив использовали очень многие музыканты импровизационной музыки. Например, Дюк Эллингтон (Duke Ellington) в своём легендарном Концерте духовной музыки, в котором просто есть номер танцующего Давида перед Господом богом. Танец Давида появляется и в "AMA Jazz". На пластинке "In These Last Times", которую мы только что слышали, в 1995 году была записана композиция, которая явно принадлежит Игорю Паращуку. Он играет в ней очень важную роль. Это коротенькая пьеска "Танец Давида", переносящая нас теперь на линию исследования, связанную с музыкой Игоря Паращука.

В исполнении ансамбля "AMA Jazz" из Екатеринбурга звучит тема из альбома 1995 года "In These Last Times":
3. "David's Dance" (AMA Jazz).

• Импровизационный подход Игоря Паращука как-то странно сочетается с его консерваторским образованием, но, тем не менее, это так. Это великолепный музыкант, который очень хорошо владеет спонтанной структурной композицией. Ну а то, что он связывает свою деятельность с именем царя Давида, – это отдельная и очень любопытная история.

Итак, почему мы вспомнили о царе Давиде в связи с Игорем Паращуком. Сам Игорь говорит: "Царь Давид был отличным музыкантом. Он руководил оркестром, в котором порой играло до 4000 исполнителей. И мы решили назвать свой коллектив в честь Давида". И действительно, у И. Паращука есть такой Оркестр Давида (David Orchestra), разного состава. В зависимости от необходимости количество музыкантов в нём меняется. Но главная идея этого оркестра – создать коллектив, который играл бы музыку, востребованную по всему миру. Кстати, этому очень помогает и образование самого Игоря Паращука. Дело в том, что он владеет самыми разнообразными музыкальными жанрами и стилями: от еврейской и армянской музыки до якутской и шотландской. Также И. Паращук совмещает и владение национальными инструментами. Например, Игорь великолепно играет на армянском дудуке или на шотландской волынке. Музыкант, кстати, совмещает это и с академической деятельностью. Он много лет был концертмейстером группы кларнетов Академического театра оперы и балета им. А.В. Луначарского.

И тут я хотел бы, пользуясь тем, что царь Давид играет важную роль в музыкальной судьбе Игоря Паращука, представить ещё одну запись, на этот раз с дуэтной пластинки кларнетиста Игоря Паращука и трубача Сергея Проня, о котором разговор пойдёт позже или, как раньше говорили, ниже. Так вот, Сергей Пронь и Игорь Паращук в 1996 году выпустили очень интересную пластинку, которая называется "Последняя труба" ("The Last Trumpet"), на которой тоже присутствует пьеса "Песня Давида", которую Игорь Паращук играет в сольном варианте, только с помощью своего кларнета.

В исполнении российского кларнетиста Игоря Паращука звучит пьеса из совместного с трубачом Сергеем Пронем дуэтного альбома 1996 года "The Last Trumpet":
4. "Песня Давида".

С пластинкой "The Last Trumpet" нашим слушателям вряд ли удастся так просто познакомиться. Дело в том, что она была выпущена каким-то странным образом. Издана Апрелевским заводом, но я не уверен в том, что её можно найти в продаже или в Интернете. Вообще, думаю, не открою секрета, сказав о том, что сейчас сделать запись на компакт-диске и даже выпустить её вполне фабричным, заводским способом – это не большая проблема. Главное-то не это, главное – чтобы запись была достаточно содержательной и интересной. Но так было далеко не всегда. И многие образцы импровизационной музыки музыкантов нашей страны, которые живут в разных уголках Отечества, не были задокументированы, не были изданы. Иногда они хранятся на каких-то кассетах в глубине ящиков какого-то шкафа в квартире самого музыканта. Иногда появляются вдруг неожиданно из каких-то тайников, записанные на болванках компакт-дисков. И там встречаются замечательные образцы русской импровизационной музыки.

Один из таких образцов мне и хотелось бы сейчас представить. Это диск, который никогда не был издан. Это недокументированная, невышедшая запись, которую сделали три великолепных екатеринбургских музыканта: трубач Сергей Пронь, кларнетист и саксофонист Игорь Паращук и замечательный тромбонист Виталий Владимиров. Запись, о которой идёт речь, была сделана в Екатеринбурге в 2003 году. Дело в том, что рядом с этими музыкантами очень часто звучит слово "европейский". Они действительно представляют некий вариант европейской импровизационной музыки, которая не напрямую происходит от американской джазовой музыки, а, скорее, имеет характерные европейские корни. Это относится к многочисленным ансамблям, которые представляет трубач Сергей Пронь. Более того, у него есть даже просто состав, который называется "Квартет европейского джаза". И всё это звучит довольно забавно, если вспомнить, что эти музыканты живут на границе между Европой и Азией, то есть, в Екатеринбурге, на Уральском хребте. Тем не менее, играют они настоящий, чистый европейский джаз.

И вот на пластинке, о которой сейчас идёт разговор, которая не была выпущена, а является, может быть, достоянием всего лишь небольшого количества людей, в том числе она есть у меня, на этой пластинке пьесы тоже не получили названия, как это часто бывает. Поэтому я могу представить пьесы, только как, например, "Пьеса № 8" с пластинки Сергея Проня, Игоря Паращука и Виталия Владимирова 2003 года, являющейся замечательным образцом русской импровизационной музыки.

В исполнении трио уральских музыкантов из Екатеринбурга трубача Сергея Проня, кларнетиста и саксофониста Игоря Паращука и тромбониста Виталия Владимирова звучит пьеса из их совместного неизданного альбома 2003 года:
5. "Пьеса 8".

Почему я обозначил этот музыкальный номер как замечательный образец русской импровизационной музыки? Дело в том, что в нём присутствует множество компонентов, которые делают этот музыкальный спонтанный образец звучания настоящим предметом искусства, артефактом. Музыканты эти имеют огромный опыт. Они используют элементы фольклорного звучания. Здесь есть элементы использования русских ладов. Здесь есть и опыт академического музицирования. Здесь невероятное чувство юмора и соразмерности, и, конечно, способность к спонтанному конструированию формы. Это очень важное обстоятельство, которое должно в идеале присутствовать у музыкантов-импровизаторов, хотя это далеко не всегда бывает. Впрочем, в нашей программе это бывает довольно часто.

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

Автор и ведущий – Михаил Митропольский, звукорежиссёр программы – Ольга Рудакова.

На представленном диске трёх екатеринбургских музыкантов присутствует сольная, изысканная импровизация Игоря Паращука, которого, я считаю, надо ценить гораздо больше, чем получилось в этой жизни. Музыкант этот недооценённый и не достаточно знакомый широкой публике. Ну, может быть, не широкой публике, широкая публика интересуется другой музыкой, но той публике, которая способна оценить по достоинству музыкантов такого уровня. Таких людей в нашей стране довольно много.

В исполнении российского кларнетиста и саксофониста Игоря Паращука из Екатеринбурга звучит пьеса из того же неизданного альбома 2003 года:
6. "Пьеса 2" (Игорь Паращук).

Нам пора заканчивать сегодняшнюю программу. Так получалось, что наряду с "АМА Jazz" Игорь Паращук стал вторым главным героем этого выпуска. И в его финале слушателям будет предложен ещё один вариант сольного звучания Игоря Паращука с совместной его работы с друзьями из Екатеринбурга. Сергей Пронь, Игорь Паращук и Виталий Владимиров летом 2009 года записали и выпустили очень интересный диск, который носит название "Cartoons" ("Мультики"). Это действительно своеобразные мультики, движущиеся картинки, их много. Это пьесы, в которых участвуют или все три музыканта, или каждый по отдельности, или дуэты. Одним словом, эти движущиеся картинки, которые представляют в полной мере состав из трёх музыкантов под названием "Free Brass Trio". Действительно, они очень любопытно и интересно отражают действительность, в которой мы живём. И отражают существование самих музыкантов, очень ответственно относящихся к результатам свободной импровизации. То есть, фактически создающих точную композицию в режиме "живого" времени. Игорь Паращук играет "Мультик #11" с соответствующего издания 2009 года и тем самым заканчивает сегодняшнюю программу "Лица необщим выраженьем" в рамках "Бесконечного приближения".

В исполнении российского саксофониста Игоря Паращука из Екатеринбурга звучит сольная пьеса из альбома 2009 года "Cartoons", записанного уральским трио "Free Brass Trio":
7. "Cartoon #11".

№ 815 "Лица необщим выраженьем" (48-й выпуск). Уральская импровизационная музыка

культура джаз Екатеринбург/Свердловск музыка

Импровизационная музыка с Урала (815-я программа)

50:00