8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

09 апреля 2016

"Не очень новые новинки": выпуск 35-й (814-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня представляем очередной, 35-й выпуск цикла, который называется "Не очень новые новинки". Я стараюсь эти не очень новые новинки представлять почаще, поскольку накопилось их довольно много, и отчасти этим объясняется название этого цикла. То есть, каждая новинка должна встать в очередь и дождаться своего времени появления в эфире "Радио России" в программе "Бесконечное приближение".

На самом деле музыка, которой мы с вами занимаемся, которую мы слушаем каждую неделю, не однодневка, она требует неких размышлений, требует даже привыкания к себе. Поэтому в том, что эти новинки задерживаются перед своим появлением перед слушателями на год-два, иногда на три, я не вижу ничего страшного. Ведь эта музыка не должна быстро устаревать. Тем не менее, музыка, которая появляется в последние три года, все равно имеет отпечаток современности. Так что в этом смысле она остаётся новинкой. Но давайте продолжим, иначе у нас в этой программе вообще на музыку не останется времени.

• И сейчас хотелось бы представить диск певицы, поклонником которой автор этой программы является достаточно давно. Более того, ему пришлось даже устраивать один из концертов эстонской певицы Кадри Вооранд (Kadri Voorand) в Москве. Это было несколько лет тому назад. Ну а тем, кто не знает это имя, я напомню.

Кадри Вооранд – молодая джазовая певица и композитор из Таллина, которая обладает собственным лицом, причём такой скандинавской, я бы сказал, направленности. Это не американский джаз, притом, что она умеет петь всё. Мне приходилось это слышать в Таллине на международном джазовом фестивале. Однако вот это её собственное лицо как раз и представляет интерес, потому что в джазе повторы хороши, но не на творческой сцене. Музыкант ценен тем, что он рождает из себя. А у неё как раз есть такой своеобразный интеллектуально-эмоциональный подход к джазу.

У эстонской вокалистки богатый опыт, который начинался когда-то с фольклорного ансамбля её матери в сельской глубинке Эстонии. Продолжался он уже дальше в Таллинской академии музыки и театра, а позже в Королевской музыкальной академии в Стокгольме. Ну и в результате Кадри Вооранд заняла заслуженное место в числе ведущих джазовых музыкантов Эстонии. Достаточно известна она и за рубежом. Кадри регулярно участвует в таллинском фестивале Jazzkaar, во время которого мне как раз пришлось её слышать.

Её дебютный альбом "Echo Of The Feeling" получил известность в Германии. В США, Канаде и в Европе она выступала со своим ансамблем. В 2012 году Кадри Вооранд вошла в состав Молодёжного европейского джаз-оркестра и совершила тур по всей Европе. И тогда критики писали о том, что "в интерпретации К. Вооранд перемещается от шёпота, шутки и романтических шумов к лирическим историям". Причём её музыка очень часто становится ясной без перевода.

Здесь есть один очень важный момент. Дело в том, что Кадри Вооранд использует для своих альбомов и, в частности, для альбома, который будет представлен в программе, а называется он "Космологический этюд" ("Kosmogooniline etüüd"), стихи эстонских поэтов, которые нам чаще всего не понятны, так как мы не знаем эстонского языка. Тем не менее, музыкальное движение очень многое объясняет. И Кадри настолько глубоко старается использовать возможности музыки, исследовать глубокие движения человеческой души, что слова становятся необязательными, хотя думаю, что, наверное, они тоже имеют существенное значение.

Партнёрами Кадри Вооранд на этом диске являются: её старый знакомый контрабасист Тааво Реммел (Taavo Remmel), который, кстати, вместе с ней преподаёт джазовые предметы в Эстонской академии музыки и театра (The Estonian Academy of Music and Theatre), и гитарист Вирго Силламаа (Virgo Sillamaa), преподающий в Школе имени Георга Отса и занимающийся исследованием новых путей обучения импровизации. Альбом, о котором идёт речь, был записан в 2012 году, а в 2013 году он уже получил звание "лучшего джазового альбома" Эстонии.

В исполнении трио эстонской джазовой певицы Кадри Вооранд (Kadri Voorand Trio) звучит пьеса из альбома 2012 года "Kosmogooniline etüüd":
1. "I Was Waiting For You" ("Я в ожидании тебя", Virgo Sillamaa – Yando Runnel).

• Следующий диск тоже принадлежит певице. Точнее, певица выступает на нём в качестве участника дуэта. Оба музыканта нам хорошо знакомы. Это отец и дочь из Иркутска Евгений Маслобоев и Анастасия Маслобоева. Этот дуэт появился у нас в студии впервые не в качестве даже компакт-диска, а в виде письма и кассеты, которые были присланы из Иркутска очень много лет тому назад. Это была удивительная музыка. Появление её где-то в Сибири было совершенно фантастическим, потому что это – современная музыка, опирающаяся на фольклорную основу и в то же время использующая очень многие достижения современной импровизационной музыки. Что было делать с этой музыкой тогда, кроме того, чтобы дать её в эфир, было не очень понятно. Но прошло время, и, в конце концов, эти записи оказались в западной части Европы, в частности, в Великобритании, и знаменитый Лео Фейгин, глава Leo Records, предпринял издание дуэта с разными программами. Так Евгений и Анастасия Маслобоевы появились в европейских каталогах.

Сейчас речь идёт о пластинке, которая является уже четвёртым диском иркутского дуэта отца и дочери в каталоге Leo Records. Диск этот носит название "Your Beautiful Face Makes Me Cry". Эту фразу можно перевести по-разному. На самом деле при переводе надо, конечно, основываться на том тексте, который использует Анастасия Маслобоева. Она ведь поёт русские народные песни. Тем не менее, она поёт их на таком диалекте, который переводится ещё с большим трудом, чем, скажем, английский или китайский языки. Так вот, смысл этого названия понятен: твоё красивое лицо, твоя красота заставляет меня плакать (восклицать) или, так или иначе, входить в некое необычное состояние. Собственно, в этом и есть смысл. Однако этот смысл не является главным. Главное – это путешествие в поисках истины и красоты, это переосмысление григорианской и византийской вокальной музыкальной традиции, основанной на фонетических особенностях русского языка.

Евгений Маслобоев играет на тридцати четырёх инструментах. Он использует различные перкуссионные инструменты, стучащие, звучащие, невозможно их все назвать. Анастасия при этом задумчиво поёт, основываясь на старом русском и сибирском фольклоре. Евгений отвечает за богатейшую коллекцию, существующую у него, стучащих, шуршащих и булькающих инструментов. Одним словом, из всего этого эти два музыканта делают совершенно потрясающие композиции, которые поразительным образом воздействуют не только на нашу аудиторию, и, может быть, нашей аудитории они не очень знакомы, а, скорее, на мировую и европейскую аудитории.

В исполнении российского дуэта отца и дочери Евгения и Анастасии Маслобоевых из Иркутска звучит заглавная пьеса из альбома 2012 года "Your Beautiful Face Makes Me Cry":
2. "Your Beautiful Face Makes Me Cry" (Evgeny Masloboev).

• Следующая новинка будет относительно свежей. Она появилась на фирме ECM в 2014 году. Это дуэт пианиста Кита Джарретта (Keith Jarrett) и контрабасиста Чарли Хейдена (Charlie Haden). Диск имеет название "Last Dance". Дело в том, что в 2014 году, а точнее 11 июля, умер Чарли Хейден, один из величайших джазовых контрабасистов XX века. Запись, которая издана в год его смерти на ECM, сделана несколько раньше в городе Оксфорд (Oxford), штат Нью-Джерси (New Jersey), в марте 2007 года. В том году Кит Джарретт был приглашён, чтобы поделиться своими воспоминаниями о Чарли Хейдене, об их сотрудничестве, взаимном музицировании для документального фильма “Rambling Boy”, который был посвящён Ч. Хейдену. Заодно в свободное время они поиграли, вспомнили молодость. Дело в том, что Чарли Хейден был участником так называемого "первого большого трио" Кита Джарретта уже в 1967 году. Третьим музыкантом, их партнёром, был барабанщик Пол Моушн (Paul Motian). А играли они в 2007 году джазовые стандарты.

Надо сказать, что запись эта не впервые представляется изданием фирмы ECM. До этого, в 2010 году, был выпущен диск под названием "Жасмин" ("Jasmine"). Те пьесы, которые сейчас появились на диске "Последний танец", – это дополнение к тому изданию. Записи были сделаны достаточно качественно.

Ну а название диска "Последний танец", наверное, символично для Ч. Хейдена, здоровье которого в последнее время было неважным. И смерть его была не то, что бы естественной, но вполне ожидаемой. Дело в том, что на здоровье Чарли Хейдена сказывались последствия полиомиелита, которым он болел ещё с детства. Это запись двух больших мастеров, запись, которая не открывает никаких новых горизонтов, но ещё раз доказывает, насколько эта глубинная, может быть, стандартная музыка уходит корнями в некую общую сущность, которая объединяет музыкантов как традиционного, так и нового джаза.

В исполнении двух американских джазовых музыкантов – пианиста Кита Джарретта и контрабасиста Чарли Хейдена – звучит старая и хорошо известная пьеса, написанная Куртом Вайлем (Kurt Weill) в сотрудничестве с братом Джорджа Гершвина – Айрой Гершвиным (Ira Gershwin), из совместного альбома 2014 года "Last Dance" (запись 2007 года):
3. "My Ship" (Ira Gershwin – Kurt Weill).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru.

Автор и ведущий – Михаил Митропольский, звукорежиссёр программы – Ольга Рудакова.

• Сегодня я, напомню, представляю ряд не очень новых новинок, что считаю вполне нормальным для той музыки, которую мы с вами слушаем, музыки, которая не должна быстро устаревать. И если только что мы слушали музыку, скажем так, вполне не просто доступную, а музыку, которая принята в мейнстримовских джазовых кругах, то то, что сейчас произойдёт, будет гораздо более радикальным. Тем более что в этом участвуют относительно молодые музыканты нью-йоркской джазовой сцены. И главным действующим лицом здесь является гитаристка и композитор Мэри Хэлвёрсон (Mary Halvorson). Действительно, это молодая барышня, она родилась в 1980 году в Бостоне (шт. Массачусетс). Она приезжала в Москву, и мы здесь видели с некоторым недоумением на сцене странную девушку в очках, на вид она – типичный ботаник, играющую очень радикальный авангард, очень необычную музыку, делающую это очень уверенно и с большим эффектом для окружающих. Критики уже много лет отзываются о Мэри Хэлвёрсон невероятными совершенно эпитетами, словами, которых они не жалеют для этого музыканта.

Первая сольная работа Мэри "Dragon's Head" 2008 года, в которой она предстала со своим трио, была оценена в музыкальной прессе достаточно высоко. А до этого она была известна в основном по записям с трубачом Энтони Брэкстоном (Anthony Braxton), в дуэте со скрипачкой Джессикой Павоне (Jessica Pavone) и по целому ряду других составов. Надо сказать, что стилистически музыка Мэри очень трудно классифицируется, она не пренебрегает рок-музыкой, и взялась она за гитару из-за любви к музыке и игре Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), когда-то играла в прог-роковой группе "People".

С 2002 года Мэри живет в Бруклине (шт. Нью-Йорк), поэтому её можно считать представителем музыкальной сцены нью-йоркского даунтауна. Её востребованность и дискография фантастична. Как уже говорилось, российские любители музыки слышали её в Москве в ансамбле Энтони Брэкстона. Она выступала в Культурном центре "ДОМ" с проектом "Diamond Curtain Wall Quartet", выступала вместе с барабанщиком Томом Рейни (Tom Rainey), корнетистом Тейлором Хо Бинумом (Taylor Ho Bynum).

Диск, о котором сейчас идёт речь, носит название "Bending Bridges". Это третий диск Мэри на фирме Firehouse 12. Ансамбль, который на нём представлен, а это квинтет Мэри, удивляет, поражает своей сыгранностью. Причём эта сыгранность, по словам самой Мэри, позволяет идти на некие рискованные ходы, которые включают в себя неимоверный сплав джаза, свободной музыки, рока в очень изощрённых, непростых композициях. Критики пишут о ней, что она "чрезвычайно изобретательна" и является наиболее оригинальным джазовым гитаристом своего поколения.

Музыканты, которые играют с ней, это трубач Джонатан Финлейсон (Jonathan Finlayson), альт-саксофонист Джон Айрабэгон (Jon Irabagon), контрабасист Джон Хеберт (John Hebert) и Чес Смит (Ches Smith, ударные инструменты).

В исполнении квинтета американской джазовой гитаристки Мэри Хэлвёрсон (The Halvorson Mary Quintet) звучит пьеса из альбома 2011 года "Bending Bridges":
4. "All The Clocks (No. 29)".

• Но вернёмся к фирме ECM, которая регулярно появляется в наших программах. Можно сказать о том, что мне приходилось слышать, да, собственно, и самому говорить нередко, что лейбл ECM является стилеобразующим. То есть, можно говорить о некой обобщённой стилистике, которая родилась в рамках и-си-эмовских проектов, которые ECM поддерживает. И, тем не менее, разнообразие стилей, которые, так или иначе, включает в свой круг лейбл ECM, достаточно велико. Более того, это разнообразие всё время меняется, меняется диапазон. ECM порой достаточно далеко отходит от той самой и-си-эмовской "северной сказки", прохладной музыки, которая апеллирует, с одной стороны, к фольклорным корням, а, с другой стороны, к темпераменту, который характерен, возможно, для этих невероятных северных ландшафтов.

На самом деле отходы были самые разнообразные. Да и началось всё когда-то в самом начале у фирмы ECM с достаточно радикальной, авангардной музыки. Но один из шагов давным-давно уже был сделан в сторону Востока и восточной музыкальной культуры. И вот проект, которым сегодня хотелось бы закончить обзор, как раз такую музыку и представляет. Это пластинка, которая называется по-турецки "Kula Kulluk Yakisir Mi". Почему по-турецки? Дело в том, что действительно это издание обращено на Восток и представляет встречу иранского мастера игры на каманче (kamancheh), специалиста по межкультурным контактам Кайхана Калхора (Kayhan Kalhor) и анатолийского музыканта, мастера игры на багламе (bağlama) Эрдала Эрзинджана (Erdal Erzincan).

Когда-то на ECM был проект Эрдала Эрзинджана 2004 года "The Wind", на котором оба музыканта представляли своё мастерство. На этот раз музыка, изданная в 2013 году, а записанная в 2011 году в Бурсе на юге Стамбула, включает в себя музыку всей Турции и музыку традиционного персидского происхождения.

Ну и пару слов об инструментах.

Каманче – персидский, впрочем, имеющий бытование и в Иране, и в Турции, музыкальный трёхструнный смычковый инструмент. Он издаёт плавные, плачущие звуки, и сегодня он достаточно часто используется.

Баглама – тоже инструмент из этого же региона, очень распространённый струнный народный инструмент Турции, но щипковый, наподобие мандолины.

Темы, которые оба музыканта используют, носят разный характер. Здесь есть и народные темы, и свободные импровизации, построенные на некой всё-таки традиционной основе. Название альбома в переводе является девизом творческого подхода музыкантов. Это слова из народной песни: "Как недостойно следовать рабски за кем-либо". Фактически это лозунг творческого подхода.

В исполнении иранского мастера игры на каманче Кайхана Калхора и турецкого музыканта, играющего на багламе, Эрдала Эрзинджана звучит пьеса, имеющая традиционную основу, из альбома 2013 года "Kula Kulluk Yakisir Mi":
5. "Allı Turnam" (traditional).

"Не очень новые новинки": выпуск 35-й (814-я программа)

культура музыка

"Не очень новые новинки": выпуск 35-й (814-я программа)

49:49