8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

23 апреля 2016

Джимми Джюффри: музыка с непростыми идеями (816-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня у нас программа, которую я сам ждал некоторое время, потом что есть музыканты, юбилеи которых мною воспринимаются, как возможность приобщиться вновь к их музыке. И среди этих музыкантов бывают те, кого я особенно ценю. Как раз к ним относится американский саксофонист, композитор, удивительный музыкальный мыслитель по имени Джимми Джюффри (Jimmy Giuffre). Его юбилей приходится на конец апреля (95 лет со дня рождения). Этот музыкант является особо выделенной индивидуальностью. Его невозможно ни с кем спутать, по крайней мере, в той части его творческой жизни, в которой он эту индивидуальность проявлял достаточно ярко. А была у него ещё и другая жизнь, в которой он стал известным, хотя и не столь особенным. Впрочем начнём по порядку.

Американский саксофонист Джимми Джюффри родился 26 апреля 1921 года в г. Даллас (штат Техас). Он получил довольно приличное образование. В 1942 году Джимми закончил Педагогический колледж Северного Техаса (The North Texas State Teachers College). Потом оказался в армии, где получил опыт игры на саксофоне и кларнете. В конце 40-х годов он был участником многочисленных биг-бендов, среди которых стоит вспомнить оркестры Бадди Рича (The Buddy Rich Orchestra) и Джимми Дорси (The Jimmy Dorsey Orchestra). Но самый большой успех и, собственно, известность ждали его в оркестре Вуди Германа (The Woody Herman's Big Band). Там он выступал, начиная с 1949 года. И именно в этом оркестре он написал и сыграл нашумевшую тогда, да и очень известную сейчас композицию для группы тенор-саксофонов, которая получила название "Four Brothers". Она очень хорошо известна, но относится как раз к тому самому периоду, который хорош, но не отражает того Джимми Джюффри, к которому я особенно тяготею как к любимому музыканту. Итак, композиция "Четыре брата" сделала известность Джимми Джюффри.

После оркестра Вуди Германа он работал уже на Западном побережье США. И в начале 50-х годов заразился теми идеями, которые тогда там были чрезвычайно модны. Это были идеи джаза, который называется "кул джазом" ("cool jazz"), то есть "прохладным джазом", интеллектуальным, если угодно, джазом, музыкой, которая, тем не менее, содержала невероятный темперамент, но спрятанный внутри этой музыки. Так или иначе, он переиграл в нескольких ансамблях на Западном побережье США, получил дополнительное образование. Его педагог Уэсли ЛаВайолетт (Wesley LaViolette) дал ему в руки методы контрапункта, открыл глаза на нестандартные составы и сочетания инструментов. Тогда у него возникает множество новых музыкальных идей. И Джимми Джюффри попадает в "летние школы", которые организует маэстро Джон Льюис (John Lewis), лидер The Modern Jazz Quartet, который к концу 50-х годов, к 1960 году начинает готовить молодёжь себе же на смену, молодёжь с новыми идеями.

Первая встреча Джимми Джюффри и Джона Льюиса и The Modern Jazz Quartet произошла в 1956 году. И тогда же появилась пластинка, которая получила название, а оно, кстати, в разных изданиях разное, но на том издании, что сейчас передо мной, это "Sun Dance" ("Солнечный танец"). Записана она была на студии Music Inn в Леноксе (Lenox). В 1956 году в Леноксе, а там именно и происходили эти "летние школы", где обучалась молодёжь, которая пришла потом к "новому джазу", к фри-джазу, и всё это делалось под эгидой Джона Льюиса, вот там произошла совместная запись Джимми Джюффри с The Modern Jazz Quartet. Причём в этой записи он играет на кларнете, одном из своих инструментов. А вообще его багаж – это многочисленные духовые инструменты, кларнет, пожалуй, является главным из инструментов, что бывали у него в руках.

В исполнении американского саксофониста и кларнетиста Джимми Джюффри и ансамбля The Modern Jazz Quartet звучит композиция из альбома 1956 года "Sun Dance":
1. "Fun" (Jimmy Giuffre).

Музыка, которая сейчас прозвучала, тяготеет к стилистике, определяемой композиторскими её качествами. Действительно, The Modern Jazz Quartet здесь немного оттягивает всю музыку в XIX век. Джимми Джюффри – это представитель новых композиторских техник, новых методов, которые стали использовать музыканты в 20-е и 30-е годы века XX-го, только в академической музыке, но образование Джимми Джюффри даёт ему такие возможности, и, начиная с 1956 года, он организует ряд собственных трио, в которых он получает большую свободу, чем с The Modern Jazz Quartet. Здесь его никто не ограничивает в его идеях за исключением только одного фактора: он не становится популярным музыкантом, он не столь востребован у публики, как некоторые другие джазмены. Это и неудивительно, всё-таки идеи эти не очень просты. Но эти трио строятся по довольно стандартной для него схеме: это духовой инструмент, гитара и бас. Без барабанов. Типичное название – “Jimmy Giuffre 3”. В одном из таких трио он объединился с гитаристом Джимом Холлом (Jim Hall) и басистом Ральфом Пеной (Ralph Pena), которого позже сменил Джим Атлас (Jim Atlas). С этим трио Джимми Джюффри появляется в телевизионной программе 1957 года "The Sound of Jazz". И там звучит композиция, которая стала, может быть, не в очень широких кругах. но всё-таки популярной. Она называется "The Train And The River". Эту композицию мы с вами в программе "Бесконечное приближение" слышали уже не раз, поэтому мы возьмём другую пьесу с долгоиграющей пластинки “The Jimmy Giuffre 3”, которая является своеобразной реконструкцией блюза.

В исполнении американского джазового трио в составе контрабасиста Ральфа Пены, саксофониста и кларнетиста Джимми Джюффри и гитариста Джима Холла звучит пьеса из альбома 1956 года "The Jimmy Giuffre 3":
2. "Two Kinds Of Blues" (Jimmy Giuffre).

Кроме, собственно, идей, которые в этой музыке заключены, а они роднят эту музыку с нашим временем, потому что здесь очень много композиторского начала, композиторских элементов, ещё одно направление, в котором он экспериментирует, пытается найти что-то интересное, – это работа со звуком, с саундом. Не случайно, в его составе с 1958 года появляется музыкант, играющий на вентильном тромбоне, Боб Брукмайер (Bob Brookmeyer). Продолжает с ним сотрудничать знаток звука и философской лаконичной техники гитарист Джим Холл.

Вместе с этими музыкантами Джимми Джюффри снялся в фильме “Jazz On A Summer's Day” ("Джаз в летний день"). Это известный среди наших любителей джаза фильм, который показывает Ньюпортский джазовый фестиваль 1958 года с невероятным набором музыкантов, в том числе и с очень интересными идеями. И что интересно, все они оказываются на одной сцене, начиная с Махэлиа Джексон (Mahalia Jackson), исполнительницы госпел, и кончая Эриком Долфи (Eric Dolphy) и Джимми Джюффри.

Джимми Джюффри записывается с ещё одним представителем стиля "cool" – альт-саксофонистом Ли Конитцом (Lee Konitz), для которого, впрочем, он пишет и немало музыки. Он пишет прекрасные аранжировки, которые вышли из стилистики "кул". И пример такой аранжировки мы сейчас услышим. Это пластинка, которая вышла под именами трёх музыкантов. Два из них – это главные исполнители: пианист Билл Эванс (Bill Evans) и альт-саксофонист Ли Конитц (Lee Konitz). А третий – это тот музыкант, чьи аранжировки играет довольно большой состав. Кстати, в этом составе он тоже присутствует. Это наш сегодняшний герой Джимми Джюффри.

А состав такой: пианист Билл Эванс, альт-саксофонисты Ли Конитц и Хэл МакКьюзик (Hal McKusick), тенор-саксофонисты Уорн Марш (Warne Marsh) и Тед Браун (Ted Brown), баритон-саксофонист Джимми Джюффри, контрабасист Бадди Кларк (Buddy Clark) и барабанщик Ронни Фри (Ronnie Free). Этот ансамбль играет аранжировки Джимми Джюффри, записанные в 1959 году. И среди них есть известные темы. Даже я бы сказал, что такими являются большинство тем. То есть, это джазовые стандарты, но существенным образом преобразованные Джимми Джюффри.

В исполнении ансамбля пианиста Билла Эванса и саксофониста Ли Конитца, в котором на баритон-саксофоне играет Джимми Джюффри, звучит джазовый стандарт Эйнара Свона из альбома 1959 года "Bill Evans & Lee Konitz: Play The Arrangements Of Jimmy Giuffre":
3. "When Your Lover Has Gone" (Einar Swan).

В творчестве саксофониста Джимми Джюффри соединены, с одной стороны, американские и европейские композиторские влияния, а с другой, совершенно искреннее, настоящее блюзовое чувство. Причём проявляется это иногда в крупных его сочинениях. В качестве примера такого сочинения может быть приведена композиция под названием “Соната Клода Дебюсси для флейты, виолы и арфы”. Таких пьес у него было тоже не мало. Тем более, что эти методы он переносил и на своих студентов. Где-то с середины 50-х годов Джимми Джюффри преподавал музыку в Школе джаза в Леноксе (The Lenox School of Jazz). Это был центр новых джазовых идей. В Леноксе в 1959 году Джимми Джюффри столкнулся с саксофонистом Орнеттом Коулменом (Ornette Coleman), тем самым, который явился сначала предвестником, а потом и организатором "джазовой революции" в сторону "фри-джаза".

Резкое изменение музыкальной философии Джимми Джюффри происходит в 1961 году, когда он вновь обращается к камерному ансамблю, собирает своё трио под тем же самым названием – “Jimmy Giuffre 3”. Только в нём уже музыканты другие. В 1961 году рядом с ним оказываются два очень важных представителя джаза следующих поколений, которых мы очень хорошо с вами знаем. Это пианист Пол Блей (Paul Bley) и басист Стив Своллоу (Steve Swallow). Их музыка насыщена необычной, свободной импровизацией, она не слишком темпераментна, но она привлекает своей внутренней глубиной, сложностью, выразительностью и будто бы звучит словно вызов "би-бопу" и "кул-джазу" одновременно. Мы сейчас услышим одну из записей этой группы. Это диск трио "Jimmy Giuffre 3" под названием "Fusion", записанный в 1961 году.

В исполнении трио "Jimmy Giuffre 3" в составе Пола Блея (фортепиано), Джимми Джюффри (кларнет) и Стива Своллоу (бас-гитара) звучит пьеса из альбома 1961 года "Fusion":
4. "Scootin' About" (Jimmy Giuffre).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

Автор и ведущий – Михаил Митропольский, звукорежиссёр программы – Ольга Рудакова.

Только что прозвучала запись трио с пластинки под названием "Fusion". Это 1961 год, и термин "fusion" ещё не вошёл в музыкальный обиход. Музыка "fusion", как таковая, появится лишь лет на десять позже. А, тем не менее, эта запись 1961 года и даже более поздние записи – это прототип камерной музыки 80-х годов. Не случайно, эти записи переиздаются. Диск "Fusion" и ещё один диск того же времени под названием "Thesis" ("Тезис") трио Джимми Джюффри появились в 1992 году в издании знаменитой фирмы ECM, которая, собственно, представляет один из вариантов современной музыки. Так что музыка Джимми Джюффри остаётся даже по этому признаку вполне современной. И действительно, в этой музыке результат очень часто непредсказуем. Импровизации не обязательно ложатся на определённую тональность или темп. И трио Джимми Джюффри с Полом Блеем и Стивом Своллоу не могло не повлиять на восприятие главы фирмы ECM Манфредом Айхером и было переиздано на ECM.

В исполнении трио "Jimmy Giuffre 3" в составе Пола Блея (фортепиано), Джимми Джюффри (кларнет) и Стива Своллоу (бас-гитара) звучит известная пьеса П. Блея, посвящённая его жене – Карле Блей, из альбома 1961 года "Thesis":
5. "Carla" (Paul Bley).

Трио в составе Джимми Джюффри, Пола Блея и Стива Своллоу просуществовало меньше двух лет. Они играли достаточно бескомпромиссную музыку, но при этом не пользовались большим успехом у публики. Стив Своллоу как-то вспоминал, что последнее выступление этого ансамбля в Бликер-стрит Хаусе (Bleecker Street House) в Нью-Йорке ознаменовалось тем, что каждый музыкант заработал по 35 центов. У них было уникальное, достаточно интересное направление, которое, тем не менее, находилось вне модного тогда "свободного джаза", музыки Джона Колтрейна (John Coltrane), более модного, правда, позже, пасторального "фьюжн" Яна Гарбарека (Jan Garbarek), и, так или иначе, было прикрыто. В течение очень короткого времени трио записывало всё более абстрактные композиции и, наконец, выпустило альбом "Free Fall", который, на мой взгляд, является шедевром. Впрочем, я не один в такой оценке данного альбома. Он представляет собой набор дуэтов и трио, которые перемежались свободными сольными импровизациями на кларнете самого Джимми Джюффри.

В исполнении американского кларнетиста Джимми Джюффри звучит сольная композиция из альбома 1962 года "Free Fall":
6. "Propulsion" ("Движущая сила", Jimmy Giuffre).

Этот замечательный, на мой взгляд, диск "Free Fall" ждала достаточно нелепая судьба. Он был изъят из продажи через несколько месяцев после его выхода. И после этого, как сказал Джимми Джюффри, “двери закрылись”. Его музыка была не очень нужна. Она не была уж так похожа на тот джаз, который тогда был главным на сцене.

После 1963 года Джимми Джюффри занимается педагогической деятельностью, в 1964-1965 годах немного играл с Доном Фридманом (Don Friedman) и Барре Филлипсом (Barre Phillips), однако их трио не записывалось. В 70-е годы, как он сам говорил, “плыл по течению”, дополняя свою музыку африканским и восточным саундом. Время от времени выходили какие-то его альбомы, в том числе "Dragonfly" (1983 г.) и "Eiffel" (1988 г., один из самых тихих по саунду альбомов). В 1989 году он вновь объединился с Полом Блеем и Стивом Своллоу на двух джем-сейшенах, на которых они представили музыку, которая ранее вышла в виде записей на лейбле French Owl.

Жизнь эту Джимми Джюффри покинул на 87-м году жизни. Это произошло в 2008 году. А мы с вами, заканчивая сегодняшнюю программу, услышим выступление этих трёх музыкантов на Международном фестивале джаза в Монреале (Festival International de Jazz de Montreal) в Канаде в июле 1991 года. Джимми Джюффри, Пол Блей и Стив Своллоу играют пьесу "Turns", которая показывает, что у музыкантов осталось немало идей и музыкального пороху.

В исполнении американских музыкантов – кларнетиста Джимми Джюффри, пианиста Пола Блея и басиста Стива Своллоу – звучит пьеса, сыгранная ими в 1991 году во время Международного фестиваля джаза в Монреале (Канада), из альбома 1989 года "The Life Of A Trio: Saturday":
7. "Turns".

№ 816 Джимми Джюффри (Jimmy Giuffre, ts) – 95 лет! Джимми Джюффри: музыка с непростыми идеями

культура музыка

Джимми Джюффри: музыка с непростыми идеями (816-я программа)

49:51