8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

02 апреля 2016

Импровизация № 70: от авангарда к джазовой классике (813-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодняшняя передача продолжает один из традиционнных циклов, которые тянутся уже много лет в программе "Бесконечное приближение". Это довольно странный цикл, который на фоне того, что мы постоянно слушаем ту или иную импровизационную музыку, предоставляет возможность импровизации автору этой программы. Он, собственно, так и называется: "Импровизация". Это некая цепочка ассоциаций, которая появляется у автора в процессе подготовки программ и которую он старается протягивать таким образом, чтобы представлять слушателям самую разнообразную музыку. Тем не менее, каждый номер имеет некую сцепку с предыдущим и последующим, некую связь.

• И вот эта связь с предыдущей "Импровизацией", которая была уже достаточно давно, привела нас к музыканту из Венгрии, в своё время чрезвычайно известному и в России, потому что у нас в стране появлялись его пластинки. Это контрабасист Аладар Пеге (Aladár Pege).

Аладар Пеге – один из классиков венгерского джаза, человек очень разносторонних знаний, человек, который не ограничивается чисто джазовым восприятием музыки и, соответственно, её созданием, а включает в своё творчество музыку самых разных направлений. На нём мы как раз остановились в прошлый раз, поэтому начнём сегодня именно с него. Кстати говоря, сделаем это в 70-й раз. Сегодняшняя "Импровизация" выходит под порядковым номером 70. Я веду счёт им.

Так вот, легенда венгерского джаза Аладар Пеге родился 8 октября 1939 года. Фактически он был первым музыкантом из Венгрии, который добился настоящей европейской известности. И добился он её вполне заслуженно, поскольку был известен как виртуоз и мастер игры не только пиццикато, но и смычком. Кстати, играя на контрабасе, он продолжал некую семейную традицию. Он – сын контрабасиста. Закончил Консерваторию имени Б. Бартока (1958-1961 годы), после чего учился в Музыкальной академии им. Ф. Листа. А в 1963 году дебютировал на фестивале в Бледе (Югославия), преимущественно играя в трио или квинтете с венгерскими партнёрами. Выступал на многих европейских фестивалях, в том числе в Монтрё в 1970 году, где был назван "лучшим джазовым солистом Европы".

В 70-е годы его приглашали для совместного музицирования саксофонист Декстер Гордон (Dexter Gordon), трубачи Арт Фармер (Art Farmer) и Бенни Бейли (Benny Bailey), саксофонист и флейтист Лео Райт (Leo Wright). Ну а в 80-е годы Аладар Пеге некоторое время входил в состав оркестра "Mingus Dynasty", также сотрудничал с тромбонистом Альбертом Мангельсдорффом (Albert Mangelsdorff), гитаристом Аттилой Золлером (Attila Zoller), пианисткой Аки Такасэ (Aki Takase) и многими другими музыкантами. Он даже играл с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock) и был назван им "Паганини контрабаса". Занимался он ещё и преподавательской деятельностью. В 70-е годы преподавал в Музыкальной академии им. Ф. Листа. Сейчас его уже нет на свете. Умер он в 2006 году.

Запись, которая прозвучит сейчас в программе, была сделана в 1980 году и, кстати, появилась у нас в своё время в магазинах "Мелодия" на венгерских пластинках, которые тогда были в джазовом обиходе. На контрабасе играет Аладар Пеге, а на саксофоне в ансамбле – Янош Немет (János Németh).

В исполнении джазового ансамбля венгерского контрабасиста Аладара Пеге звучит композиция, основанная на венгерской народной песне, из альбома 1980 года "Pege":
1. "Fölszállott A Páva" ("The Peacock" или "Павлин", hungarian folk song, arr A. Pege).

• Раз уж мы пришли к венгерским музыкантам, то, наверное, стоит сделать следующий шаг с помощью сверстника Аладара Пеге, замечательного, но достаточно радикального музыканта, пианиста Дьёрдя Сабадоша (György Szabados).

Дьёрдь Сабадош тоже обладает европейской и, по-видимому, мировой известностью. Он – выдающийся музыкант XX века. XX-го потому, что его творчество приходится именно на XX век, хотя нам приходилось слышать его в Москве и в XXI веке. Это происходило в Культурном центре "ДОМ". Ну и это был, в общем, конец его жизни. Умер он в июне 2011 года.

Дьёрдь Сабадош – большой поклонник венгерского композитора Белы Бактока (Béla Bartók), который, по сути, сделал венгерскую народную музыку органической частью мировой музыки, а Дьёрдь Сабадош произвёл примерно то же самое действие в отношении джаза. Вообще, это знаковая фигура венгерского джаза и экспериментальной музыки. Он композитор, пианист, теоретик и философ в одном лице. Так о нём рассказывал в начале века, предваряя вступительным словом венгерский концерт радикальной авангардной музыки, основатель Культурного центра "ДОМ" Николай Дмитриев.

Родился Дьёрдь Сабадош в 1939 году. Выступать начал в 1962 году, но интерес в мире к нему проявился в 1972 году, когда он победил в Сан-Себастьяне в категории "свободный джаз". На него очень многие музыканты оказывали воздействие. В их числе Энтони Брэкстон (Anthony Braxton), Роско Митчелл (Roscoe Mitchell), Жоэль Леандр (Joëlle Léandre). С этими музыкантами он не раз выступал. Ему приходилось играть и с отечественным барабанщиком Владимиром Тарасовым, не один раз тоже. На него действительно большое воздействие оказала народная музыка Трансильвании. И часто его композиции связаны с венгерской поэзией, с событиями политического характера.

Дьёрдь Сабадош – гордость Венгрии. Разумеется, не всей Венгрии, потому что далеко не вся Венгрия увлекается авангардной музыкой, которую представляет Дьёрдь Сабадош. Но те люди, которые хорошо знают современную музыку, являются, конечно, в большинстве своём поклонниками пианиста.

И сейчас прозвучит запись, сделанная меньше чем за год до смерти Дьёрдя Сабадоша. Запись эта сделана в Сербии и представляет двух больших музыкантов – венгерского пианиста Дьёрдя Сабадоша и французскую контрабасистку Жоэль Леандр, которую мы в последнее время регулярно встречаем в Москве. Каждый раз это нечто новое, это совершенно необычная музыка и невероятно виртуозное исполнение.

В исполнении французской контрабасистки Жоэль Леандр и венгерского пианиста Дьёрдя Сабадоша звучит композиция из альбома 2010 года "Live At Magyarkanizsa":
2. "Part 1" (György Szabados – Joëlle Léandre).

От музыкантов такого высокого уровня, как Дьёрдь Сабадош и Жоэль Леандр, всегда ждёшь откровения в их музыке, несмотря на то, что эта музыка рождается в режиме текущего времени. Тем не менее, уровень таких музыкантов не позволяет им создавать проходные вещи. Каждый раз это нечто особенное, несмотря на то, что отсутствует формальная подготовка к выступлению или к записи, несмотря на то, что, возможно, и нет какого-то определённого плана действий. Тем не менее, талант и чутьё музыканта позволяет все эти параметры насыщать реальностью в режиме текущего времени и создавать настоящую композицию.

• Сейчас мы услышим ещё один дуэт. Это будет естественный шаг в такой импровизационной программе, как сегодняшняя. Естественно, это ассоциативный шаг от дуэта к дуэту и через музыканта, который только что выступал. Таким музыкантом-проводником будет являться французская контрабасистка Жоэль Леандр. А её партнёром сейчас будет замечательная американская вокалистка Лорен Ньютон (Lauren Newton). Запись, которая будет представлена, была сделана в Европе на Европейском джазовом фестивале в Ле-Мане (The Europa Djazz Festival in Le Mans) в 2005 году.

Я в последнее время не раз представлял музыку Жоэль Леандр в камерном варианте или в больших составах, а она нередко руководит бендами, но все равно пару слов о ней скажу для тех, кто, может быть, сегодня впервые встречается с этим именем, которое ассоциируется с европейской импровизационной сценой.

Французская контрабасистка, вокалистка и композитор, активно проявляющая себя в сферах новой музыки, джаза, авангарда и свободной импровизации, к тому же нередко поющая Жоэль Леандр родилась 12 сентября 1951 года в Провансе (Франция). Участвует она и в полуакадемических ансамблях. Например, в ансамбле "InterContemporain" Пьера Булеза (The Pierre Boulez's Ensemble InterContemporain). Выступала она с огромным количеством музыкантов современной импровизационной сцены. Для неё писали и пишут современные композиторы. В 1983 году она стала участником Европейской женской импровизационной группы [The European Women Improvising Group (EWIG)]. Многое другое можно рассказать о ней, но мы к ней довольно часто уже обращались.

Лорен Ньютон мы слышали раньше тоже, но это было достаточно давно. Это американская певица авант-джазовой и современной классической сцены. Она родилась почти тогда же – в 1952 году, в городке Кус Бэй (шт. Орегон). Училась в Университете Орегона (University of Oregon), где получила степень бакалавра музыки. В 1974 году переехала в Германию и там тоже продолжала учиться. В 1977 году она окончила вокальное отделение штутгартской Школы музыки (School of Music). Там же познакомилась Матиасом Рюэггом (Mathias Rüegg), основателем и руководителем всемирно известного "Vienna Art Orchestra". И в составе этого оркестра Лорен Ньютон объехала весь мир, участвовала в записи двадцати альбомов. Всё это происходило до 1990 года.

Ну а затем появились её сольные работы, её сочетания с другими музыкантами, которые получали очень высокие оценки. Пришлось ещё ей гастролировать и с таким удивительным вокальным образованием, в которое входили Бобби МакФеррин (Bobby McFerrin), Джинн Ли (Jeanne Lee) и Урсула Дуджяк (Urszula Dudziak). Она писала немало музыки для театральных постановок Фрайбургского театра и "Бург Театра" в Вене, для многочисленных европейских радиостанций, для фильмов, в которых она также успешно снималась.

Мне приходилось с ней встречаться на джазовых фестивалях. Это исключительно контактный человек, который, и это самое интересное, находит очень точный и очень верный способ общения с детьми. Кроме, собственно, авангардных и очень радикальных выступлений, мне пришлось видеть её взаимодействие с детской аудиторией. Это было совершенно удивительно. Дети воспринимают эту музыку самым адекватным, должным образом. Происходило это в городе Архангельске, где дети были не вполне, я думаю, подготовлены заранее к подобной музыке. Тем не менее, эти процессы идут.

Ну а сейчас мы возвращаемся на джазовый фестиваль в Ле-Мане 2005 года и услышим выступление французской контрабасистки Жоэль Леандр и американской вокалистки Лорен Ньютон. Диск носит название "Face It!", и на нём каждая пьеса, соответственно, пронумерована.

В исполнении французской контрабасистки Жоэль Леандр и американской вокалистки Лорен Ньютон звучит композиция из их совместного альбома 2005 года "Face It!":
3. "Face it 2".

Жоэль Леандр – контрабас и, кстати, голос иногда. Второй голос на записи, который можно было услышать, принадлежит ей. И Лорен Ньютон – вокал.

Американская вокалистка Лорен Ньютон с 1990 года выступает с вокальным квартетом "Тимбре" ("Timbre"), а также в отдельных проектах с отечественным барабанщиком Владимиром Тарасовым, пианистом Кристи Дораном (Christy Doran), басистом Петером Ковальдом (Peter Kowald), саксофонистом Энтони Брэкстоном (Anthony Braxton). Её можно слышать с Европейским хаос струнным квинтетом (European Chaos String Quintet) и многочисленными японскими музыкантами. У неё немало совместных арт-акций, например, с японским фотохудожником Кохо Мори (Koho Mori), который по совместительству является мужем Лорен Ньютон. Она преподает в различных университетах Австрии, Германии, Швейцарии. К счастью, её достаточно часто можно слышать с концертами в России.

• Следующий шаг, который будет сделан, вновь включает Лорен Ньютон и её партнёра – гитариста, клавишника, электронщика Томаса Хорстманна (Thomas Horstmann). Немецкий музыкант и композитор родился в Мюнстере в 1951 году. И главным образом начало его карьеры связано с рок-музыкой, с середины 60-х он очень активно выступал в местных рок-группах. Ну а затем занялся классической гитарой. В 1977 году Томас знакомится с Лорен Ньютон. И с тех пор у них возникают многочисленные творческие проекты. Вместе с ней он организовал группу “Choice“. С конца 70-х Т. Хорстманн находился в США, где выступал с концертами и преподавал в одном из коледжей штата Орегон. Ну а вернувшись на родину, он основал "The New Jazz Corporation", работал много на радио. Одним словом, это очень творческий человек с множеством проектов.

Вот здесь он составил компанию Лорен Ньютон. Пластинка, о которой идёт речь, была записана в ноябре 1991 года. Называется она "Art Is…" и включает в себя очень разного типа композиции. Одной из них ненароком стала старая вещь, написанная Дюком Эллингтоном. Это джазовый стандарт "Solitude". Именно эта пьеса Д. Эллигтона и будет основой новоджазовой импровизации Лорен Ньютон и Томаса Хорстманна.

В исполнении американской вокалистки Лорен Ньютон и немецкого гитариста и клавишника Томаса Хорстманна звучит пьеса Дюка Эллингтона из альбома 1991 года "Art Is…":
4. "Solitude" (Duke Ellington – Eddie DeLange – Irving Mills) + "Blues For Klaus" (Thomas Horstmann) (frag.).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

Автор и ведущий – Михаил Митропольский, звукорежиссёр программы – Ольга Рудакова.

• Продолжаем программу, сделав шаг немного в сторону. Мы в предыдущих номерах в основном обращались к музыке, которую чаще всего называют авангардной. Мне это название не очень нравится, поскольку оно не вполне определено. Для меня авангард – это то, что находится впереди, а мы как раз связываем это слово с неким языком, со стилистикой. Это не верно. Стилистика может быть достаточно радикальной, не очень знакомой, кажущейся хаотичной неприспособленному уху, но при этом эта стилистика вполне может быть классикой, которая давным-давно уже установилась. Однако бывает и та классика, которая вполне знакома людям. Как раз к такого рода джазовой классике я хотел бы сейчас перейти. И поводом для этого послужит тема, которая очень часто играется в джазовых кругах разной направленности. Это та самая тема Дюка Эллингтона, которая называется "Solitude". Она, конечно, была в репертуаре самого оркестра Дюка Эллингтона, но очень интересно её послушать в камерном варианте. Мы только что слышали дуэт, который исполнял эту тему, а сейчас будет ещё один дуэт из музыкантов вполне мейнстримовских. И в первую очередь надо назвать трубача, которого я сам очень люблю. Его зовут Кларк Терри (Clark Terry). Его партнёр – тоже музыкант очень хороший. Это пианист Томми Флэнеген (Tommy Flanagan). Но Кларк Терри здесь ведующая фигура, поскольку запись "Solitude" принадлежит его пластинке "One On One", которая состоит из самых разнообразных его дуэтов с разными музыкантами. В данном случае Кларк Терри объединился с Томми Флэнегеном.

Американский трубач Кларк Терри родился 14 декабря 1920 года в г. Сент-Луис. В 50-е годы музыкант играл достаточно долго в составе оркестра Дюка Эллингтона. Там он освоил, кроме трубы, ещё и флюгельгорн. Потом у него был собственный оркестр, но интересен он как раз своими камерными составами. И кроме того, что это виртуозный и очень интересно мыслящий музыкант, он обладает заразительным юмором. В частности, ему принадлежит жанр, который он сам придумал. Это специфические скэт-импровизации под названием “mumbles” ("бормотушки"), которые он, а это очень музыкальное бормотание, использует в качестве музыкального материала. В том числе и в дуэтах с самим собой. Такое тоже бывало.

В исполнении музыкального джазового дуэта в составе трубача Кларка Терри и пианиста Томми Флэнегена звучит пьеса Дюка Эллингтона из альбома 2000 года "One On One":
5. "Solitude" (Duke Ellington – Eddie DeLange – Irving Mills).

• Последнюю точку в этой программе поставит вновь трубач Кларк Терри, который после того, как много десятилетий над джазовым миром довлела версия Майлза Дэвиса (Miles Davis) и Гила Эванса (Gil Evans), представившего вариант концертного звучания оперы Джорджа Гершвина (George Gershwin) "Порги и Бесс" ("Porgy & Bess"), внёс свой вклад в это направление. Надо сказать, что "Порги и Бесс" действительно представляли в джазовом мире многие. Кроме инструментальных версий, есть, конечно, знаменитые вокальные версии Луи Армстронга (Louis Armstrong) и Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) или принадлежащая Рэю Чарльзу (Ray Charles) и Клео Лейн (Cleo Laine). Ну а наш герой Кларк Терри представил свою инструментальную, но совершенно другого характера версию вместе с Чикагским джазовым оркестром (The Chicago Jazz Orchestra) в записи, которая была сделана в 2004 году

В исполнении американского трубача Кларка Терри и Чикагского джазового оркестра звучит композиция из альбома 2004 года "George Gershwin's "Porgy & Bess":
6. "Prayer (Oh, Doctor Jesus)" (George Gershwin – Ira Gershwin – DuBose Heyward).

№ 813 Импровизация № 70: от авангарда к джазовой классике

 

культура импровизация музыка

Импровизация № 70: от авангарда к джазовой классике (813-я программа)

49:51