8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

07 мая 2016

"Не очень новые новинки": выпуск 36-й (818-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня в программе вновь перед радиослушателями окажется некий набор так называемых "не очень  новых новинок". Набор под порядковым номером 36-й, и новинки эти будут разного характера. Так или иначе, они все имеют отношение к музыке. А называются они "не очень новыми" потому, что не сразу поступают в наш радиооборот, они некоторое время отлёживаются, некоторое время приходится их слушать. Одним словом, торопиться нам некуда, ибо музыкой мы занимаемся той, которая не устаревает за один-два года. Вот поэтому они "не очень новые".

• Хотя то, с чего мы начнём, – это пластинка, которая была издана относительно недавно, в 2014 году, хотя сама запись произошла в 2011 году. Как видите, фирма ECM, которая и представляет эту новинку, тоже не всегда торопится. Запись эта "живая". Сделана она была в Греции. И я объясню, в чём, собственно, суть этой записи.

Дело в том, что у лидера, у хозяина, у идеолога компании ECM Манфреда Айхера (Manfred Eicher) есть обойма любимых музыкантов-композиторов. В эту обойму входит и греческая композитор Элени Караиндру (Eleni Karaindrou). Элени Караиндру создаёт композиторскую музыку и очень часто принимает участие в её исполнении. Она нередко поёт, играет на некоторых инструментах, активно участвует в этом. Это греческий композитор, которая создаёт музыку греческого характера.

И на этот раз её музыка – это музыка, созданная для сопровождения представления в Древнем театре в Эпидавре (Ancient Theatre of Epidaurus). Эпидавр – это город в Греции, расположенный на северо-востоке Пелопоннеса. Театр этот огромный, примерно на 14 тысяч мест. Он построен в IV веке до н. э. Легко вообразить, что это за театр и что за представления должны идти в этом театре.

И дальше название пластинки. Действительно, это "Эврипид: Медея" ("Euripides: Medea"). Так что всё совпадает. И время действия, и сущность этого действия. Надо сказать, что Еврипид создал свою трагедию "Медея" в 431 году до нашей эры. Спектакль этот даже по понятиям нашего жестокого века наполнен разными ужасами и по нынешним временам является чистым триллером. Трудно себе представить, как в древности всё это могло происходить вот так вот, хотя, наверное, это было принято тогда. Так или иначе, Элени Караиндру объединяет в своей музыке псевдоэллинистическое звучание, которое оно отчасти сама придумала, поскольку записей музыки того времени нет, и, с другой стороны, конечно же, современность. Она в этой музыке тоже присутствует. При этом используются различные традиционные греческие инструменты наряду с обычными. Присутствуют здесь такой вид цимбал, как сантоури (santouri), а также ней, лира и кларнет.

В программе прозвучит камерный кусочек этого представления, которое записано на диске ECM. Это будет диалог кларнета и виолончели в пьесе под названием "На пути к изгнанию", входящей в сюжет трагедии Эврипида. Возможно, мы услышим на записи и голос Элени Караиндру, там будет участвовать женский хор. Ну, а основные два инструмента – это кларнет и виолончель.

В исполнении инструментального оркестра, греческого композитора Элени Караиндру как вокалистки, женского хора под руководством Антониса Контогеоргиу (Antonis Kontogeorgiou) звучит фрагмент музыкального произведения из альбома 2014 года "Euripides: Medea" (запись 2011 года):
1. "On The Way To Exile" ("На пути к изгнанию", Eleni Karaindrou).

Это был фрагмент из большого полотна, созданного греческим композитором Элени Караиндру, полотна, в котором присутствуют большой оркестр, женский хор, поёт сама Элени Караиндру, а вот в этом фрагменте был представлен основной диалог кларнета и виолончели. А для того чтобы получить полное впечатление от музыки, я советую всем обратиться к этой пластинке и послушать её целиком.

• Кстати, следующая моя такая же рекомендация относится к трём дискам сразу. Дело в том, что это тройной компакт-диск под названием "Трилогия" ("Trilogy"). Принадлежит он человеку, которого представлять не надо. Это американский пианист Чик Кориа (Chick Corea). Чик Кориа, несмотря на возраст, несмотря на многое сделанное, продолжает очень активно функционировать в музыкальном мире, в том числе и получая различные призы, премии и т.д. "Трилогия" – так называется тройной сборник итогов его путешествий по миру. Действительно во время путешествиях Чик Кориа оказывался в США, Японии, Австрии, Швейцарии, Турции, Словении, Испании. И в этом сборнике под названием "Трилогия" представлены записи его концертов, проходивших в этих страна. Сам тройной компакт-диск получил очень хорошие отзывы критиков и любителей музыки Чика Кориа. Думаю, что не все знатоки музыки являются большими любителями Чика Кориа, ну, так что ж, никто, собственно, их и не заставляет. Но то, что этот музыкант достоин внимания, в этом никакого сомнения нет.

На этих трёх дисках репертуар представлен самый разнообразный: от джазовых стандартов до академической музыки. Партнёры Чика Кориа здесь несколько меняются. Есть гости, и есть постоянные музыканты. Среди гостей "Трилогии" – испанские музыканты: флейтист Хорхе Пардо (Jorge Pardo) и гитарист Ниньо Хоселе (Niño Josele), а также супруга Чика Кориа – вокалистка Гейл Моран (Gayle Moran). Ну а основной состав – это, кроме Чика Кориа, барабанщик Брайан Блейд (Brian Blade) и контрабасист Крисчен МакБрайд (Christian McBride). Именно в исполнении такого трио и прозвучит практически академическая часть всей программы "Трилогия". Это будет "Прелюдия, опус 11, № 9" Александра Скрябина. Александра Скрябина Чик Кориа играет, играл он его и в Москве во время своих московских концертов. На самом деле преломление скрябинской музыки, которая, видимо, близка Чику Кориа, его руками, его музыкальными мыслями всегда крайне интересна.

В исполнении трио американского пианиста Чика Кориа звучит произведение русского композитора Александра Скрябина из альбома 2013 года "Trilogy" (запись была сделана в Стамбуле в декабре 2011 года):
2. "Прелюдия oп. 11, № 9" (А. Скрябин).

Чик Кориа, Крисчен МакБрайд и Брайан Блейд – с музыкой Александра Скрябина. Ну, конечно, не А. Скрябина, а на основе А. Скрябина. А вообще это, конечно, музыка Чика Кориа и его партнёров.

• Очередной персонаж программы "Не очень новые новинки" Кристиан Валлумрёд (Christian Wallumrød), 45-летний норвежский пианист из города Конгсберг. Это вполне джазовый норвежский город, там уже давно проводится джазовый фестиваль, который по возрасту старше, чем Кристиан. То есть, история джазового фестиваля в Конгсберге насчитывает более 45 лет. Так что Кристиан родился там, где надо, в окружении джазовой музыки. И семья у него вполне музыкальная. Сестра, брат, двоюродный брат – тоже музыканты. Сам он закончил Консерваторию (джазовое отделение) в Тронхейме. А профессионально выступать Кристиан Валлумрёд начал с 1992 года.

Диск, о котором сегодня пойдёт речь, – это его 6-й диск на фирме ECM. Так что Кристиан является постоянным артистом этой компании. Представляемый альбом называется "Outstairs". Ансамбль Кристиана Валлумрёда представляет на нём музыку, которая очень типична для последних десятилетий фирмы ECM. Это такой камерный минималистский джаз, музыка тишины, импровизация, исходящая из некоего интравертного сообщества. В последние годы Кристиан Валлумрёд достаточно популярен и выступает не только в качестве пианиста. Ему нередко заказывают музыку для других ансамблей. Диск "Outstairs", о котором идёт речь, был награжден норвежским вариантом премии "Грэмми" (Spellemannsprisen) в 2013 году. Пьеса, которая прозвучит в программе, пожалуй, обладает самым активным характером на этом диске и построена на основе народного танца.

В исполнении ансамбля норвежского джазового пианиста Кристиана Валлумрёда (The Christian Wallumrød Ensemble) звучит пьеса из альбома 2012 года "Outstairs":
3. "Bunandsbangla" (Christian Wallumrød).

Это был ансамбль норвежского пианиста Кристиана Валлумрёда. Кроме фортепиано, автор этой музыки и лидер ансамбля играет ещё и на всевозможных клавишных, гармошечках, на игрушечном фортепиано. Кроме того, в ансамбле множество других инструментов, в числе которых струнные, дающие очень важный эффект в подобного рода музыке, в музыке, характер которой вполне отвечает идеологии фирмы ECM.

• А вот характер у следующей музыки совершенно иной. Он вполне российского типа, я бы сказал, да и ансамбль российский тоже. И здесь я только хотел бы снова заметить, что в наших "новинках" нередко складывается ситуация, когда запись сделана, скажем, в 2011 году, а в свет она выходит только через 2-3 года. Как уже говорилось, с такой музыкой торопиться особенно некуда.

Так вот, замечательное отечественное трио (его иногда ещё называют "трио ГКВ"), которое в последнее время показывает очень интересные программы, выказывает очень интересные идеи, в составе трубача Вячеслава Гайворонского, контрабасиста Владимира Волкова и пианиста Андрея Кондакова записало пластинку, которая так же, как и музыка, которую мы слышали от Чика Кориа, имеет прямое отношение к музыкальной классике. Сделали они эту запись в 2011 году, а вышел этот релиз только в 2014 году, хотя надо было его выпускать в 2013 году. Потому что именно в 2013 году мы праздновали 200 лет со дня рождения замечательного русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского, которого иногда именуют "классиком критического реализма".

Действительно, музыка с пластинки А. Кондакова – В. Гайворонского – В. Волкова основана вся, целиком на романсах Александра Даргомыжского. Собственно, и называется она так – "Русские романсы. Посвящение Даргомыжскому". В сущности, это новоджазовое прочтение петербургским трио известных романсов А.С. Даргомыжского, которое перемешивает их с любыми известными жанрами и даже не всегда известными и не придерживается какой-то определённой последовательности в их перечислении. Участники трио блестяще решают вопросы формообразования, при этом выкидывая всё лишнее, всё ненужное. Даже в импровизациях нет ни одной лишней ноты. Где-то мелодическая ткань узнаваема, где-то она звучит достаточно странным образом. В любом случае темы подвергнуты серьёзнейшей переработке. В некоторых случаях они переосмыслены в юмористическом или даже в гротескном ключе. Однако всё гармонично укладывается в рамки цикла, который связывает джаз, авангард и академическую музыку.

В исполнении российского музыкального трио в составе Вячеслава Гайворонского (труба), Андрея Кондакова (фортепиано) и Владимира Волкова (контрабас) звучит романс А. Даргомыжского из альбома 2014 года "Russian Romances. Посвящение Даргомыжскому" (издательство ArtBeat Music):
4. "К cлаве" (Original versions of music by Alexander Dargomyzhsky).

Трио ГКВ периодически представляет очень интересные программы. Пожалуй, это один из наших российских ансамблей, которые имеют настоящий творческий запал. От них всегда можно ждать чего-то интересного, тем более что Владимир Волков нередко признаётся "музыкантом номер 1". По крайней мере, я голосую всегда за него в этом качестве. Ну а Вячеслав Гайворонский – это российский "джазовый философ" невероятного уровня. А Андрей Кондаков – великолепный стилист, обладающий возможностями показывать музыку в разных лицах. Все вместе они делают музыку очень своеобразную и очень любопытную. Эту пластинку я рекомендую всячески.

Кстати, в этих программах, пожалуй, я начал бы расставлять "звёзды". Могу же я, в конце концов, давать свои оценки, как это обычно делается в журнальных рецензиях. Попробуем это как-нибудь сделать. По крайней мере, вот этому проекту я уж точно дам "пять звёзд".

• Следующий и последний на сегодня проект представлен британской фирмой Leo Records. Эстонский пианист Анто Петт (Anto Pett) некоторое время назад стал постоянным артистом этой компании. Кстати, я его узнал впервые по пластинке "Free Tallinn", на которой Анто Петт, представитель, в общем, академического крыла музыки, объединился с гитаристом Яаком Соояаром (Jaak Sooäär), который хорошо известен и в джазе, и в рок-музыке и который ещё является великолепным преподавателем, и с представительницей тоже классического направления – вокалисткой Анне-Лиис Полл (Anne-Liis Poll). Так вот, Анто Петт стал всё чаще и чаще появляться на релизах фирмы Leo Records, что, впрочем, и неудивительно.

Несмотря на классическое, академическое исполнение, у А. Петта – 20-летний опыт импровизационной музыки. Здесь, на пластинке Анто Петта и Кристофа Бауманна (Christoph Baumann), на которой представлен фортепианный дуэт эстонца и швейцарского профессора джазового фортепиано и импровизации, мы слышим удивительное воплощение чистых импровизационных замыслов, которыми оперируют музыканты академического происхождения. Действительно, им удаётся исследовать неизведанную территорию, избегая клише "свободной музыки", они действуют как композиторы в значительной степени.

Итак, Анто Петт является профессором импровизации в Эстонской академии музыки и театра и при этом имеет значительный опыт импровизационной музыки. Что касается Кристофа Бауманна, он тоже, несмотря на академическое происхождение, давно замечен в связях с музыкантами импровизационного направления. Например, мне приходилось слышать его выступление с саксофонистом из Литвы Пятрасом Вишняускасом (Petras Vyšniauskas) в Варне в 1995 году. Кристоф Бауманн также является профессором джазового фортепиано и импровизации, но только в Люцернской музыкальной школе. Он пишет музыку для различных образований, для кино, танцев, пьесы для радио. У него огромное число проектов с европейскими и американскими музыкантами. На стилистику Кристофа Бауманна совершенно явно наложило отпечаток творчество американского пианиста Сесила Тейлора (Cecil Taylor). В любом случае, у Анто Петта и Кристофа Бауманна получается великолепная совместная импровизация представителей академической школы со свободой, которая в рамках академической школы уж точно является немыслимой.

В исполнении интернационального фортепианного дуэта в составе эстонского пианиста Анто Петта и швейцарского музыканта Кристофа Бауманна звучит заглавная пьеса из их совместного альбома 2012 "Northwind Boogy":
5. "Northwind Boogy" (Anto Pett – Christoph Baumann).

№ 818 "Не очень новые новинки": выпуск 36-й (818-я программа)

культура Чик Кориа Андрей Кондаков музыка

"Не очень новые новинки": выпуск 36-й (818-я программа)

49:50