8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

14 мая 2016

Юбилеи Эрика Сати и Карлы Блей (819-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня у нас на повестке два юбилея, причём к одному из них надо готовиться, он ещё не произошёл, а второй уже, наоборот, прошёл, но мы все равно к нему вернёмся.

• Так вот, первый принадлежит Эрику Сати (Erik Satie), французскому композитору, который в своё время наделал немало шуму, да и сейчас интерес к нему не пропадает, а, наоборот, даже возрастает. Эрик Сати родился 150 лет назад, 17 мая 1866 года, в небольшом нормандском городе Онфлёр, в департаменте Кальвадос. Это не просто французский композитор или пианист, он ещё новатор, причём в значительной степени новатор, и главное – эксцентрик, необыкновенный человек, о котором серьёзно достаточно трудно говорить. И вообще, глядя на этого богемного музыканта, который был отчислен из консерватории 134 года тому назад, вряд ли кто-то мог предсказать, что в начале XXI века он окажется одним из самых исполняемых композиторов.

Одним из качеств Э. Сати было умение называть композиции самым невероятным образом. К примеру, у него есть пьесы, которые называются: "Три пьесы в форме груши", "Автоматические описания", "Бюрократические сонатины" и "Сушёные эмбрионы" или "Высушённые зародыши" ("Embryons desséchés"). Причём интересно их словесное содержание, а у этих композиций есть словесное содержание, которое включает в себя несколько уровней. Первый – это общее название цикла, второй – латинские названия частей в этом цикле. Это всё про эмбрионы. Например, "Голотурия" ("d`Holothurie"), "Эдриофалма" ("d`Edriophtalma") и "Подофалма" ("de Podophalma") подразумевают под собой названия живых существ. "Эдриофалма", а именно эту часть мы сейчас услышим, – это описание некоего животного ракообразного типа с неподвижными глазами. Как пишут об этих животных, они очень грустные с виду. Эти ракообразные живут вдали от мира в отверстиях скал. И иллюстрацией к сцене глубокой грусти этих ракообразных является музыка, написанная Эриком Сати. Он, кстати, не пренебрегает этим словесным описанием. Более того, он не пренебрегает цитатами, которые должны эту грусть увеличить, усилить в сердцах людей, которую эту музыку слушают. В частности, в пьесе процитирован "Траурный марш" Фредерика Шопена из Сонаты для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35.

В исполнении норвежского пианиста Хокона Эустбё (Håkon Austbø), удостоенного огромного числа премий, в том числе и "Грэмми" за исполнение А. Скрябина, звучит произведение Эрика Сати из альбома 1999 года "Erik Satie. Piano Music":
1. "Embryons desséchés: 2. d'Edriophthalma" (1913) (Erik Satie).

Несмотря на откровенное цитирование Ф. Шопена, всё-таки Эрик Сати несомненно обладал оригинальным и независимым художественным мышлением. И это привлекало к нему других музыкантов. Он объединил вокруг себя ряд молодых музыкантов, которые сочувствовали антивагнеровскому течению во французском искусстве. В 1920-е годы Эрик Сати стал идейным вдохновителем "группы шести", оказав сильное влияние на формирование творческих и эстетических взглядов многих французских композиторов первой четверти XX века. Кстати, тогда же он стал и членом Французской коммунистической партии.

Среди музыки, которую написал Э. Сати, её, кстати, не так много, композитор был не слишком плодовит, тем не менее, есть очень исполняемые композиции. И в первую очередь, конечно, это сочинённые в 1888 году фортепианные пьесы "Три Гимнопедии" ("Trois Gymnopedies"). Самой серьёзной работой Э. Сати считают его симфоническую драму с голосом "Сократ" на текст диалогов Платона. Нередко играют "Три сарабанды" (1887 года), эти первые образцы импрессионизма в фортепианной музыке, "Гноссиенны", написанные в 1889-1890 годах, позже "Гимнопедии". Сейчас прозвучит его знаменитая "1-я Гимнопедия" в исполнении норвежского пианиста Хокона Эустбё.

В исполнении норвежского пианиста Хокона Эустбё звучит фортепианная пьеса Эрика Сати из альбома 1999 года "Erik Satie. Piano Music":
2. "3 Gymnopedies: 1. Lent Et Douloureux" (1888) (Erik Satie).

17 мая будет 150 лет со дня рождения французского композитора Эрика Сати, композитора, который творил в удивительное время начала XX века. Впрочем, в конце XIX века тоже. Но вот начало XX века обусловлено сильным взаимным влиянием академической музыки и джаза. И на Э. Сати влиял джаз. Как и на джазовых музыкантов впоследствии очень сильно влияла музыка Эрика Сати. Не прошёл мимо этой музыки и замечательный американский пианист Мэл Уолдрон (Mal Waldron). И сегодня в программе мне бы хотелось как раз дать эти перекрестья различных музыкальных путей. Мэл Уолдрон – это человек с неопределёнными границами диапазона своего творчества. И самые свои экспериментальные возможности он реализовывал не в США, а в Японии, которая позволяет музыкантам порой то, что не проходит в Америке. Стиль игры Мэла Уолдрона в немалой степени сформировался под влиянием Телониуса Монка (Thelonious Monk) и позволял ему достигать очень убедительных результатов в разных стилистиках, как в хард-бопе, так и в более "свободной музыке".

Ну а то, что касается изысканных трансформаций Эрика Сати, то для Мэла Уолдрона они были просто находкой. Разумеется, текст Э. Сати испытывал некие метаморфозы на концертах Мэла Уолдрона. Акцент на силу удара, текстуру и частое повторение одного и того же простого мотива в отличие от линейных и мелодичных импровизаций – всё это характерно для Мэла Уолдрона, который представляет музыку Э. Сати в 1983 году в Токио в составе трио. В него, кроме самого пианиста, входят контрабасист Редджи Уоркман (Reggie Workman) и барабанщик Эд Блэкуэлл (Ed Blackwell). Все три фигуры в истории джаза весьма значительны.

В исполнении джазового трио американского пианиста Мэла Уолдрона звучит фортепианная пьеса французского композитора Эрика Сати из альбома 1983 года "Mal Waldron Plays Eric Satie":
3. "Harmonies" (Erik Satie).

Любопытно, откуда брались первоначальные импульсы для создания такой весьма разнообразной музыки Эриком Сати? Дело в том, что композитор не проявлял особого интереса ни к живописи, ни к поэзии, правда, он был полон мистицизма и в 1892 году стал членом общества "Розы и Креста" (розенкрейцеров). Хотя, если вспомнить, что это была за эпоха – Блаватская, Вивекананда, Ницше, Штейнер, спиритизм, теософия, оккультизм, йога, месмеризм, буддизм, то удивляться здесь нечему. Это было очень бурное в идейном отношении время, которое порождало несомненные творческие импульсы в самых разных направлениях. Ну и творческие принципы и эстетические воззрения Э. Сати были неустойчивы: он то поддерживал импрессионизм, то нападал на его эпигонов, противопоставлял импрессионизму простоту, строгость линеарного письма. Он много экспериментировал. Однажды С.П. Дягилев заказал Э. Сати для своей труппы балет "Парад" (в создании балета принимали участие Ж. Кокто, Л. Мясин и П. Пикассо). В партитуру этого балета композитор ввёл паровозные гудки, пишущие машинки и прочие атрибуты XX века.

Но мы сегодня будем скромнее в наших звуковых впечатлениях. Отчасти лейтмотивом программы будет уже звучавшая "Гимнопедия № 1". И сейчас она вновь прозвучит, только уже теперь в исполнении большого ансамбля джазовых музыкантов, главным действующим лицом которого является флейтист Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Рядом с ним и джазмены, и члены Симфонического оркестра Сан-Франциско (The San Francisco Symphony Orchestra). Это будет вариант "Гимнопедии № 1", который оказался в ряду целого ряда обработок классической музыки, которые представляет Хьюберт Лоуз.

В исполнении ансамбля американского джазового флейтиста Хьюберта Лоуза и музыкантов Симфонического оркестра Сан-Франциско звучит пьеса французского композитора Эрика Сати из альбома 1975 года "San Francisco Concert Recorded at Paramount Theatre":
4. "Gymnopedie #1" (Erik Satie).

Французский композитор Эрик Сати, один из великих композиторов прошлого, по-настоящему начал заниматься композицией в весьма зрелом возрасте. До этого это было, в общем, в какой-то степени хобби. Ему было уже 40 лет, когда он поступил в учебное заведение "Схола канторум", освоил композицию более сложных сочинений, научился оркестровать музыку по-настоящему, делать сценическую музыку.

В 1915 году молодой французский писатель Жан Кокто (Jean Cocteau) пишет: "Сати – противоположность импровизатору. Он явно опережает своё время, выдавая со скупой точностью ноту за нотой. Сати учит нашу эпоху невероятной дерзости – дерзости быть простым". Если в самом начале он был импрессионистом в музыке, то в поздний период он превращается в лидера антивагнеровского движения и становится таким же минималистом, как, например, в джазе Телониус Монк. Э. Сати явно родился не вовремя. У него есть опус под названием "Vexation" ("Досада"), который состоит всего из трёх музыкальных фраз, только должны они повторяться 840 раз. Премьеры этот опус дожидался 70 лет, а организовал эту премьеру в 1963 году в Нью-Йорке не кто иной, как Джон Кейдж (John Cage). Ну и, конечно же, все большие пианисты джаза хорошо знали и знают музыку Эрика Сати. И не только играют её, но и играют посвящения Эрику Сати. Это касается не только пианистов. Сейчас прозвучит пьеса, посвящённая Э. Сати, которую написал замечательный итальянский (сардинский) трубач Паоло Фрезу (Paolo Fresu), герой многих наших программ, человек, который создаёт удивительную европейскую, достаточно свободную и в то же время композиционную музыку. Со своим ансамблем он играет пьесу под названием "Сати". Запись эта была сделана в 1994 году в Милане.

В исполнении джазового квинтета итальянского трубача Паоло Фрезу звучит пьеса из альбома 1994 года "Night On The City":
5. "Satie" (Paolo Fresu).

• Вторым героем в нашей программе будет американский композитор, пианистка, лидер своих ансамблей Карла Блей (Carla Bley), в девичестве Борг (Borg). Она прошла через очередной рубеж. 11 мая 1936 года она появилась на свет в г. Окленд (штат Калифорния). То есть, 11 мая ей исполнилось 80 лет. Карла Блей – легендарная личность, композитор, лидер, пианистка и исполнитель на клавишных инструментах. Её деятельность лежит в области синтеза современных методов композиции, сочетания академической музыки, авангарда, джаза и рока. Многие из слушателей знают это имя. Музыку Карлы Блей играют не только она, но и многие другие музыканты.

Играть на фортепиано Карлу Блей ещё в раннем детстве научил её отец – преподаватель музыки и церковный органист. Она начала подростком петь и играть на органе в церкви. В возрасте четырнадцати лет Карла пыталась уйти от музыки. Она тогда увлеклась катанием на роликовых коньках, но ничего из этого не вышло. Карла переехала в Нью-Йорк в семнадцатилетнем возрасте и начала работать официанткой в клубе "Birdland", где встретилась с джазовым пианистом Полом Блеем (Paul Bley), за которого вышла замуж в 1957 году. Именно Пол уговорил Карлу начать сочинять.

Сначала, кстати, она это делала под своей девичьей фамилией. Некоторые музыканты начали записывать её композиции. Джордж Расселл (George Russell) записал её пьесу "Bent Eagle" на своём альбоме "Stratusphunk" 1960 года. Джимми Джюффри (Jimmy Giuffre) записал её "Ictus" на альбоме "Thesis". Затем на альбоме "Barrage" Пола Блея появились исключительно её композиции. Там она выступала в основном как композитор. Её композиции проходят невероятной линией через всю вторую половину XX века, и мы обнаруживаем их и в наше время.

И сейчас в этом нашем времени мы встретимся с трио Карлы Блей, в котором на бас-гитаре играет Стив Своллоу (Steve Swallow). И рядом с ними их более молодой коллега – саксофонист Энди Шеппард (Andy Sheppard). На диске, который был записан в апреле 2012 года в швейцарском Лугано, вновь возникают классические композиции Карлы Блей, в том числе и пьеса под названием "Vashkar", которая когда-то звучала на пластинках Тони Уильямса (Tony Williams), её играл бас-гитарист Жако Пастроиус (Jaco Pastorius) и, конечно, Пол Блей в 1963 году на диске "Footloose!". Ну а сейчас исполнение 2012 года. За роялем сама Карла Блей.

В исполнении трио американской пианистки и композитора Карлы Блей звучит пьеса из альбома 2012 года "Trios":
6. "Vashkar" (Carla Bley).

Композитором и известной фигурой в джазовом мире Карла Блей сделалась без всякого музыкального образования. Это произошло тогда, в 50-е годы. И тогда же она, будучи совершенно молодой, уже возрождала традицию, которая имеет продолжение в сегодняшнем времени. Это традиция соединения европейского композиторского подхода с джазовой стилистикой, воплощённой руками джазменов. В 1957 году, когда Пол и Карла Блей поженились, они решили участвовать в знаменитой Школе джаза в Леноксе (Lenox), шт. Массачусетс, которая была основана пианистом Джоном Льюисом (John Lewis). В тот год среди преподавателей этой летней школы были Джимми Джюффри, Чарльз Мингус (Charles Mingus), Джордж Расселл, Рэн Блейк (Ran Blake) и многие другие. Чета Блей прибыла в последний день этой школы, перед последней сессией, в которой Пол имел шанс поиграть, по крайней мере, в одной пьесе. Это обстоятельство сыграло очень важную роль в судьбе и Пола, и Карлы Блей. Действительно, Карла начала сочинять, и её стали играть.

И первая, по крайней мере, в моей коллекции запись музыки Карлы Блей была сделана в том же 1957 году. Это совместный альбом ансамбля пианиста Пола Блея и вибрафониста Дейва Пайка (Dave Pike). Пластинка называется "Solemn Meditation". На ней присутствует пьеса Карлы Борг. Это наша героиня Карла Блей под своей девичьей фамилией. Называется она "O Plus One". В ней участвуют ещё: Чарли Хейден (Charlie Haden) – на контрабасе, Ленни МакБраун (Lennie McBrowne) – на ударных. А самой Карлы Блей нет. Она есть только в музыке.

В исполнении американского пианиста Пола Блея и вибрафониста Дейва Пайка звучит пьеса Карлы Блей (Карлы Борг) из альбома 1957 года "Solemn Meditation":
7. "O Plus One" (Carla Borg).

Творческая жизнь композитора и пианистки Карлы Блей невероятно объёмна, и, конечно, это предмет для специальной передачи. Сегодня мы не успеваем как следует послушать все те проявления Карлы Блей, которые есть в истории джаза. Их много, и они очень ценимы джазовыми музыкантами. Во всяком случае, её музыка часто исполняется. В её жизни действительно было многое. И создание Гильдии джазовых композиторов (Jazz Composers Guild), и смена мужа. Австрийский композитор и трубач Майк Мантлер (Michael Mantler), второй муж Карлы Блей, сыграл очень важную роль в этих организациях композиторов джаза, некоммерческих ассоциациях. Это создание Карлой Блей крупной формы в виде альбома "Похороны истинного языка" ("A Genuine Tong Funeral") вместе с Гэри Бёртоном (Gary Burton) или первой настоящей большой джазовой оперы "Escalator Over The Hill" ("Эскалатор на холм"). Это музыка для особого состава Чарли Хейдена "Liberation Music Orchestra", огромное количество её собственных гастролей и собственных дисков. Многолетнее сотрудничество с нынешним её мужем контрабасистом Стивом Своллоу, которое дало тоже очень интересные результаты. Всё это предмет для наших следующих передач.

А закончим мы сегодня записью, которая была сделана в конце 1986 года. Будет звучать секстет Карлы Блей, в котором играют очень хорошие музыканты, среди которых покойный гитарист Хайрэм Буллок (Hiram Bullock), контрабасист и её муж Стив Своллоу, перкуссионист Дон Элиас (Don Alias), ну и, конечно, сама Карла Блей, которая здесь играет на органе.

В исполнении секстета американской пианистки и композитора Карлы Блей звучит композиция из альбома 1987 года "Sextet":
8. "More Brahm" (Carla Bley).

Erik Satie (17.05.1866) & Carla Bley (11.05.1936). Юбилеи Эрика Сати и Карлы Блей

культура музыка композитор пианист

Юбилеи Эрика Сати и Карлы Блей (819-я программа)

49:51