8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

19 мая 2016

И. Стравинский: от русского фольклора до джазовой стилистики (820-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня у нас очередная страница, а точнее том "Квантовой теории клавира". Напомню, что аббревиатура этого словосочетания (КТК) очень похожа на ХТК, но двадцатый том – это, конечно, привилегия этой программы. В чём её смысл? Речь идёт о том, что в XX веке произошли революционные события в разных областях. Нас интересуют две области. Это музыка и физика. И вот было замечено, что реперные точки очень важных преобразований, которые вели от классической музыки или физики в сторону неклассической музыки или физики, расположены буквально рядом. Я имею в виду реперные временные точки. То есть, главные события обоих процессов почти совпадают по времени. Главные события в открытиях, связанных со специальной теорией относительности, потом общей теорией относительности, квантовой механикой, и то, что делали композиторы и музыканты начала XX века, разрабатывая новые композиторские техники, это действительно во многом совпадающие процессы. Совпадают они, конечно же, не случайно. К физике мы вернёмся и рассмотрим все эти процессы чуть подробнее в следующих передачах. Я специально для этого отведу время. Неслучайность эта, разумеется, связана с некими социальными преобразованиями общества, теми изменениями, которые происходят в нас самих. И, конечно, великие люди музыки не могли этого не чувствовать и осуществляли эти процессы в той мере, в которой общество было в них заинтересовано.

Всё это многословие автора должно предварить очередную главу КТК, которая посвящена сегодня одному из важнейших людей в этом процессе. Зовут этого человека Игорь Фёдорович Стравинский. Мы в прошлой передаче "Квантовая теория клавира" чуть-чуть начали о нём говорить и даже услышали кое-то из его музыки. Но сегодня будет разговор только о нём. И не только сегодня. Он, конечно, продолжится ещё в одной программе, по крайней мере.

Итак, Игорь Фёдорович Стравинский принадлежит к немногочисленной элите русской музыки, причём в первую очередь в связи с активным использованием им древнейшего и современного ему русского фольклора, ритуальных и обрядовых образов. Он не только открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, но и внимательно прислушивался к джазу, внёс много нового в оркестровку, трактовку жанров. Известность к нему пришла с балетами "Жар-птица" и "Весна священная". Я сегодня остановлюсь на премьерах этих произведений. Эти постановки принесли ему настоящую славу в Париже, где он обосновался надолго до второй мировой войны. Войну композитор переживал уже на американском континенте. После войны новый поворот привел И. Стравинского к модернистской серийной технике, которую в Европе развивала "новая венская школа". Ну а затем был поздний период творчества композитора, который уж точно в сегодняшнюю программу не попадёт. Поэтому давайте перейдём сегодня к тому, с чего всё началось.

А началось всё с того, что родился Игорь Фёдорович Стравинский 17 июня 1882 года в Ораниенбауме близ Петербурга в семье оперного певца Мариинского театра Фёдора Стравинского. После окончания гимназии, в 1900 году, И. Стравинский стал студентом юридического факультета Петербургского университета. В университете он познакомился и близко сошёлся с сыном композитора Н. Римского-Корсакова. Так он попал в семью, в дом Н. Римского-Корсакова, который, заметив талант этого человека, предложил ему занятия: два раза в неделю приходить на уроки к нему лично. И И. Стравинский начинает неистово работать. Он сближается с учителем, становится своим человеком в его доме. Свою Первую симфонию, которую он написал, Игорь Стравинский посвятил "дорогому учителю". Смерть Н. Римского-Корсакова в 1908 году потрясла его. И памяти учителя И. Стравинский вновь написал музыку – "Траурную песнь" для оркестра.

Крутым поворотом в жизни И. Стравинского стала встреча с Сергеем Дягилевым, который возглавлял объединение "Мир искусства" и организовал "Русские сезоны" в Париже. К очередному сезону С. Дягилев заказал А. Лядову музыку к балету "Жар-птица", но работа не была выполнена. И тогда С. Дягилев, слышавший произведения И. Стравинского ("Фантастическое скерцо", "Фейерверк"), которые были уже написаны к тому времени, предложил ему взяться за эту работу. Определяющим для композитора стало "мироискусническое" отношение к фольклору как к самоценному художественному миру. Уже с 1910 года семья Стравинских жила в Европе. А на 25 июня 1910 года приходится начало мировой славы композитора, ибо именно в этот день состоялась премьера "Жар-птицы" на сцене парижской Гранд-опера. В тот вечер многое что происходило, была невероятная разнообразная реакция публики, но я напомню только один эпизод. В тот вечер С. Дягилев познакомил И. Стравинского с Клодом Дебюсси. Забавно, что на вопрос И. Стравинского, как К. Дебюсси понравился балет, тот с присущей ему иронией сказал: "Что вы хотите, надо же с чего-то начинать". Вот с чего начал Игорь Стравинский. Сейчас прозвучит фрагмент из "Жар-птицы" Игоря Стравинского. Это будет "Танец царя Кащея" в версии 1919 года, то есть, более поздней, чем была на премьере.

В исполнении Лондонского симфонического оркестра (The London Symphony Orchestra) под управлением Клаудио Аббадо (Claudio Abbado) звучит "Танец царя Кащея" из балета И. Стравинского "Жар-птица" с альбома 1976 года "Five Great Ballets":
1. "Dance of King Kashchei" из балета "Жар-птица" (1909-1910) в версии 1919 года (Игорь Стравинский).

Сегодня мы слушаем музыку Игоря Стравинского, человека, который сделал невероятные шаги именно в этом направлении: в переходе от классической музыки, привычной для нашего слуха, ну, не для нашего общего слуха, а для людей, которые воспитаны в классической традиции, к музыке совершенно иного рода. И инструментом для него на первых порах в первую очередь послужил русский фольклор.

Следующим этапом для такого преобразования оказался невероятный "грандиозный театральный скандал", который разразился в Париже 29 мая 1913 года. Поводом для него послужил новый балет И. Стравинского "Весна священная", имевший подзаголовок "Картины языческой Руси". Премьера "Весны священной", поставленной "Русским балетом" С. Дягилева, сопровождалась бурным выражением негодования со стороны части публики. Композитор воскрешал в музыке первозданную суровость обычаев древнего племени, возглавляемого Старейшим-Мудрейшим, возрождал обряды весенних гаданий, заклинаний сил природы, представлял величание Избранной. Завершался балет её "Великой священной пляской" – жертвоприношением. Музыка балета, насыщенная диссонансами, политональными наслоениями, импульсивными ритмами, сплетающимися мелодическими потоками, создавала впечатление первобытной стихийности и обрядовой истовости мира предков, в котором человек и природа неразделимы. И. Стравинский писал об этом балете: "Мой новый балет "Весна священная" не имеет сюжета. Это религиозная церемония Древней Руси – Руси языческой". С тех пор имя Игоря Стравинского становится символом ультрасовременных тенденций в музыке. Прозвучит последний номер балета – "Великая священная пляска (избранницы)".

В исполнении Лондонского симфонического оркестра (The London Symphony Orchestra) под управлением Клаудио Аббадо (Claudio Abbado) звучит "Великая священная пляска (избранницы)" из альбома 1976 года "Five Great Ballets":
2. "Sacrificial Dance (The Chosen Victim)" из балета "Весна священная" (1911-1913) (Игорь Стравинский).

В самом начале XX века Игорь Стравинский создаёт музыку, которая существенным образом переворачивает вообще представление о музыке как таковой. Необходимо ли это было? Да. К этому были готовы многие люди, к этому было готово общество. Эти шаги были не спекулятивными, они отражали те существенные изменения, которые происходили в окружающем человека пространстве – и в общественном, и в физическом пространстве. Более того, подавляющее большинство более поздних композиторов испытали влияние творчества И. Стравинского, которое как раз шло от этих первых шагов, от этих первых его балетов. Причём испытывали это влияние не только композиторы, но и, скажем, серьёзные джазовые музыканты. По словам Оливье Мессиана (Olivier Messiaen), И. Стравинский, написав балет "Весна священная", действие которого происходит в древней языческой Руси, порывает с музыкальной традицией, свободно используя неразрешенные диссонансы и постоянно меняющиеся ритмы невероятной сложности.

Однако "Весна священная" – это уже достаточно зрелый композитор и пик его так называемого "русского периода". Это время, когда он, начав своё творчество в России, затем переместился во Францию и Швейцарию. Его первое крупное произведение, пронизанное национальными мотивами, появилось после встречи с Сергеем Дягилевым – прославленным балетным импресарио, готовившим ряд спектаклей "Русского балета" в Париже. Но эта его музыка преобразуется в соответствии с реалиями нового времени и неоднократно. Обратите внимание на то, как время преобразует эти музыкальные конструкции. "Весну священную" исполняют не только в том первородном виде, в котором она была создана И. Стравинским или переработана им же чуть позже. Исполняют эту музыку и те люди, которые владеют совершенно другим спектром музыкальных инструментов. Например, вот так видит фрагмент танца из "Весны священной" японский композитор-электронщик Исао Томита (Isao Tomita), который устраивает уличные шоу, являясь героем совершенно другого времени и других отношений человека и общества.

В исполнении японского композитора-электронщика Исао Томита звучит фрагмент танца из балета И. Стравинского "Весна священная" из альбома 1984 года "Live At Linz, 1984: The Mind Of The Universe":
3. "The Rite Of Spring Dance Of The You" (Igor Stravinsky).

Да-а-а, это уже практически современная музыка, но, тем не менее, основанная на музыке начала XX века. Музыка начала XX века – это музыка, которая, кроме всего прочего, испытывает на себе влияние нарождающегося очень раннего джаза. И, конечно, мимо этого влияния не прошёл и Игорь Стравинский. Только здесь нужна некоторая оговорка. Действительно, у И. Стравинского встречаются элементы стилистики, которые так или иначе задействованы в раннем джазе. Вот только это является не джазом. По крайней мере, по двум причинам. Если говорить о тех пьесах, в названии которых фигурирует слово "регтайм", а регтайм, как известно, – это один и прародителей джаза, так вот, нужно иметь в виду, что, во-первых, классический регтайм не является импровизационной музыкой и не является джазом. Классический регтайм – это писанное, композиторское, поначалу, как правило, фортепианная музыка, которая сыграла очень важную роль в рождении джаза, но самим джазом не является. Другое дело, что регтайм впоследствии мог использоваться как жанр в джазовых импровизациях, но это уже далеко от И. Стравинского. Это, во-первых. А во-вторых, джазовый стиль И. Стравинского не предполагает импровизационного подхода. И это, в сущности, соответствует конструкции самого регтайма.

Сущность джазового стиля И. Стравинского заключается в свободном композиторском развитии самостоятельной мелодической линии с собственными ритмами и гармонией на фоне математически точного остинатного ритма в басу. Таким образом, возникает единое полиритмическое и политональное целое. Правда, этот приём уже встречался в "Весне священной", но для так называемой "джазовой музыки" И. Стравинского он является типичным. Сознательное увлечение джазовой музыкой и ритмом регтайма нашло воплощение в пьесах, в числе которых "Регтайм для 11 инструментов ("Ragtime For 11 Instruments"), написанный в 1918 году, и через год, в 1919 году, появилась ещё одна композиция "Piano Rag Music", где рояль выступает в роли ударного инструмента. В программе прозвучит первая из этих пьес "Регтайм для 11 инструментов" в исполнении цимбалистки Тони Ковес (Toni Koves) и Камерного оркестра округа Колумбия (The Columbia Chamber Ensemble) в записи 1962 года. Дирижирует Камерным оркестром сам Игорь Стравинский.

В исполнении американской цимбалистки Тони Ковес и Камерного оркестра округа Колумбия под управлением И. Стравинского звучит "Регтайм для 11 инструментов" (запись 1962 года):
4. "Ragtime For 11 Instruments" (Игорь Стравинский, 1918).

Я хотел бы напомнить, что в литературе о И. Стравинском принята классификация его творческих периодов: ранний ("русский", заканчивающийся "Свадебкой", то есть 1923 годом), центральный ("неоклассицистский", охватывающий тридцатилетний период до 1953 года) и поздний (связанный с обращением к додекафонии – новой технике композиции с двенадцатью функционально равнозначными тонами).

Неоклассицизм, о котором сейчас должна зайти речь, утверждал порядок и гармоничность старого искусства в противовес хаосу и гипертрофии эмоций, которые бурно развивались в эпоху экспрессионизма. Французские композиторы возрождали традиции Жан-Батиста Люлли (Jean-Baptiste Lully), Франсуа Куперена (François Couperin), Жан-Филиппа Рамо (Jean-Philippe Rameau); итальянскиеДжузеппе Тартини (Giuseppe Tartini), Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi), Алессандро Скарлатти (Alessandro Scarlatti); немецкиеГенриха Шютца (Heinrich Schütz), Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach), Георга Фридриха Генделя (Georg Friedrich Händel), Во́льфганга Амадéя Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart).

И. Стравинский занял в этом процессе особое положение. Отличительной чертой его периода "неоклассицизма" стал универсализм. С одинаковым успехом он претворял стилевые особенности Ж.-Б. Люлли в балете "Аполлон Мусагет", А. Вивальди в Скрипичном концерте, П.И. Чайковского в "Поцелуе феи", Джованни Баттиста Перголези (Giovanni Battista Pergolesi) – в балете "Пульчинелла". Он обращался к И.С. Баху в Концерте для фортепиано и духовых.

"Пульчинелла" стала переломным моментом для И. Стравинского. Это балет с пением, в основе которого лежат фрагменты музыки композиторов XVIII века: Дж. Б. Перголези, Доменико Галло (Domenico Gallo), Фортунато Келлери (Fortunato Chelleri) и Алессандро Паризотти (Alessandro Parisotti). Но эти фрагменты переинструментованы И. Стравинским, сюжет существенным образом изменён и оформлен вместе с С. Дягилевым. Как и в "Свадебке", певцы здесь не тождественны сценическим персонажам. Впервые "Пульчинелла" была поставлена 15 мая 1920 года. А мы сейчас услышим фрагмент из сюиты, которая была создана по материалу "Пульчинеллы". Причём исполнение будет довольно своеобразным. Это будет Камерный оркестр Сент-Пола (The Saint Paul Chamber orchestra) под управлением известного вокалиста Бобби МакФеррина (Bobby McFerrin),который здесь не поёт, а выступает в роли дирижёра.

В исполнении Камерного оркестра Сент-Пола (The Saint Paul Chamber orchestra) под управлением известного американского вокалиста Бобби МакФеррина (Bobby McFerrin) звучит произведение Игоря Стравинского из альбома 1995 года "Paper Music":
5. "Pulcinella Suite (rev.1949): Minuetto & Finale" (Игорь Стравинский).

№ 820 "Квантовая теория клавира (КТК), том 20": Игорь Стравинский (Igor Stravinsky). И. Стравинский: от русского фольклора до джазовой стилистики

культура Игорь Стравинский музыка

И. Стравинский: от русского фольклора до джазовой стилистики (820-я программа)

35:50