8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

26 мая 2016

Майлз Дэвис: человек с трубой (821-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Несмотря на то, что обычно программа "Бесконечное приближение" обращает свой взор на какие-то глобальные проблемы мироздания, высказанные музыкальным языком, она не может  пройти мимо юбилейных дат тех людей, на которых, собственно, и зиждется наше музыкальное познание. В джазе существуют несколько персонажей, которые, по всеобщему признанию, являются незыблемыми столпами, вехами в истории джаза. Их всего человек пять-шесть. И теперь уже никого из них нет на свете. Но юбилеи их отмечаются. И только что была юбилейная дата одного из них.

Это замечательный музыкант, гениальный музыкант по имени Майлз Дэвис (Miles Davis), который родился 26 мая 1926 года. Ему 26 мая могло бы исполниться 90 лет. Кстати, вполне мог бы ещё и жить.

Американский джазовый трубач Майлз Дэвис родился в г. Алтон (Alton, шт. Иллинойс). Он прошёл множество стилей и направлений в джазе в послевоенное (после второй мировой войны) время. Кроме того, что он был первооткрывателем многих стилей или участвовал в их первооткрывании, он ещё открывал и таланты. Музыканты, которые играли в его ансамблях, почти со 100-процентной вероятностью становились впоследствии джазовыми звёздами.

Но если начать сначала, то можно вспомнить, что Майлз Дэвис появился на свет в семье зажиточных землевладельцев. Они были представителями высшей прослойки среднего класса. В городе Сент-Луис, где прошло его детство, отец Майлза Дэвиса был известным дантистом и заводчиком породистым собак, хотя музыкой тоже увлекался. И на свой тринадцатый день рождения М. Дэвис получил от отца в подарок трубу. Начал тут же брать частные уроки, причём у музыкантов, которые были далеки от той традиции в джазе, которая тогда существовала. Это были музыканты вполне академического направления, пожалуй.

В результате Майлз Дэвис поплыл против течения. Дело в том, что тогда большинство трубачей в 40-е годы подражали, в первую очередь, Луи Армстронгу (Louis Armstrong). Ну а учителя М. Дэвиса поощряли его к развитию в направлении тёплого, свободного от вибрато звучания. Он брал уроки также и у первого трубача Симфонического оркестра Сент-Луиса (The St Louis Symphony Orchestra), то есть, не только у людей, близких к джазу. На него в молодости произвело очень сильное впечатление выступление оркестра Билли Экстайна (The Billy Eckstine Band), который заехал в Сент-Луис. Тогда в его составе играли трубачи Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Чарли Паркер (Charlie Parker), те люди, кто основал новый стиль "би боп".

В результате в сентябре 1944 года, когда ему было 18 лет, Майлз Дэвис направился в Нью-Йорк под предлогом того, что ему необходимо продолжить обучение в Джульярдской школе (The Juilliard School). Это консерватория высшего уровня в Нью-Йорке. На самом деле он занимался совсем другими делами, поскольку выпал из-под контроля родителей. Он тут же постарался найти Чарли Паркера. Это произошло в одном из клубов Нью-Йорка. Музыканты подружились и даже поселились вместе на квартире у Майлза Дэвиса, поскольку у того были деньги.

В начале 1945 года М. Дэвис, которому едва исполнилось девятнадцать, уже записывался в студии в составе бенда Херби Филдса (The Herbie Fields Band). На молодого джазмена в то же время по понятным причинам оказывали очень сильное давление и влияние музыкальные идеи "би бопа". М. Дэвис не мог соревноваться с Диззи Гиллеспи в исполнительской технике в то время, но уже 26 ноября 1945 года он сделал первую совместную с Ч. Паркером запись для лейбла Savoy. В 1946 году Ч. Паркер и М. Дэвис вместе направились в Калифорнию, правда, там их пути разошлись. Но когда в Нью-Йорк вернулся Чарли Паркер, они вновь соединились и стали записываться на том же лейбле. Причём Майлз Дэвис дебютировал в качестве лидера, а Чарльз Паркер играл не на привычном альт-саксофоне, а на тенор-саксофоне. Это была совершенно особая точка в их истории. Кстати говоря, именно в силу особенностей этой точки, пьеса, которая появилась на записи 1947 года, принадлежащая Майлзу Дэвису, получила название "Milestones". Это игра слов. С одной стороны, это "тоны Майлза", а, с другой стороны, это "контрольная точка", очень важный, значимый и ключевой элемент. Так вот, в этой записи Майлз Дэвис играет на трубе, Чарли Паркер – на тенор-саксофоне, Джон Льюис (John Lewis) – на фортепиано, Макс Роуч (Max Roach) –  на барабанах и Нельсон Бойд (Nelson Boyd) – на контрабасе.

В 1947 году пьеса "Milestones" была записана таким образом, что слушатели становятся свидетелями "фальшивого старта", который обычно исключается из записанного материала. Но здесь он сохранён в силу невероятной исторической значимости фигур, принимавших участие в этой записи.

В исполнении ансамбля джазового трубача Майлза Дэвиса звучит пьеса из альбома 1947 года "Miles Davis # First Miles":
1. "Milestones" ~ false start / master (Miles Davis).

В 1948 году Майлз Дэвис собирает нонет (ансамбль, состоящий из девяти музыкантов) с тем, чтобы реализовать музыкальные идеи, больше отвечающие качеству именно его звучания. Кроме Майлза в этом ансамбле оказываются: баритон-саксофонист Джерри Маллиган (Gerry Mulligan), альт-саксофонист Ли Конитц (Lee Konitz), пианист Тэдд Дэмерон (Tadd Dameron), Гил Эванс (Gil Evans), в недалёком прошлом аранжировщик бенда Клода Торнхилла (The Claude Thornhill Orchestra). М. Дэвис и Г. Эванс добиваются нового, приглушённого звучания и необычного сочетания инструментальных эффектов. В результате нонет М. Дэвиса становится пионером стиля, который впоследствии получил название “кул джаз” ("cool jazz").

Записи, сделанные этим составом для фирмы Capitol, были собраны и изданы чуть позже, чем они были сделаны, под именем М. Дэвиса и получили общее название и всемирную известность под названием "Birth Of The Cool" ("Рождение "кула"). И сейчас прозвучит одна из этих записей – пьеса "Boplicity", которая в качестве автора имеет имя человека, за которым скрывались Майлз Дэвис и Гил Эванс. Автор этот обозначался, как Клео Генри (Cleo Henry).

В исполнении джазового нонета американского трубача Майлза Дэвиса звучит пьеса из альбома 1949 года "Birth Of The Cool":
2. "Boplicity" [Cleo Henry (Miles Davis & Gil Evans)].

Это уже был второй стиль, в создании которого Майлз Дэвис принял активное участие. Если в первом он был просто участником (стиль "би боп"), а создавали его другие, то данный стиль уже ложился целиком на его плечи. Во второй половине 50-х годов через ансамбли Майлза Дэвиса проходит целая череда великолепных музыкантов, среди которых саксофонисты Сонни Роллинз (Sonny" Rollins) и Джон Колтрейн (John Coltrane). М. Дэвис активно взаимодействует с оркестром Гила Эванса, своего партнёра конца 40-х годов. Им записывается целый ряд великолепных интереснейших альбомов, среди которых альбомы 1957 и 1958 годов "Porgy And Bess" и "Sketches Of Spain". Всё это превращает постепенно Майлза Дэвиса из просто звезды в суперзвезду мирового масштаба.

В 1957 году ансамбль М. Дэвиса складывается из саксофониста Джулиана Кэннонболла Эддерли (Julian "Cannonball" Adderley), к нему приходит великий джазовый музыкант – саксофонист Джон Колтрейн, один из тех, кто продолжает список великих звёзд джаза после М. Дэвиса. Возникает секстет Майлза Дэвиса, в котором М. Дэвис ещё и заменяет пианиста Реда Гарланда (Red Garland) на начинающего талантливого музыканта Билла Эванса (Bill Evans). Именно благодаря последнему М. Дэвису удалось перейти к новой концепции джаза, получившей название "ладовый джаз". Эта концепция была документирована в марте-апреле 1959 года на диске под названием "Kind Of Blue". Наиболее яркой чертой музыки, исполняемой секстетом, была её спонтанность. По словам Б. Эванса, который к тому времени провёл всего лишь восемь месяцев в ансамбле, музыканты М. Дэвиса ни разу не репетировали, и все вещи, исполненные для “Kind Of Blue”, были первыми дублями исполнения абсолютно нового материала. Таким образом, появляется уже четвёртый стиль джаза в истории Майлза Дэвиса. Сейчас с этого диска прозвучит одна из композиций под названием "Blue In Green". Её исполняют: пианист Билл Эванс, тенор-саксофонист Джон Колтрейн, альт-саксофонист Джулиан Кэннонболл Эддерли, барабанщик Джимми Кобб (Jimmy Cobb) и контрабасист Пол Чэмберс (Paul Chambers).

В исполнении джазового секстета американского трубача Майлза Дэвиса звучит композиция из альбома 1999 года "The Complete Columbia Recordings of Miles Davis with John Coltrane" (запись 1959 года):
4. "Blue In Green" (Miles Davis – Gil Evans).

Наш программа выходит в эфир практически сразу после того, как весь мир отметил юбилей великого мастера – трубача Майлза Дэвиса. Естественно, сегодня идёт его краткая история, потому что настоящая история заняла бы не одну такую программу. Мы только что перебрались в 60-е годы. Это было время невероятного успеха Майлза Дэвиса. С одной стороны, успеха, который им был создан, в том числе и благодаря музыкантам, которые собирались вокруг него. Каждый из этих музыкантов намечал свою собственную линию, и Майлз неожиданно оказывался в не очень простом положении. Его группа никак не могла обрести стабильный состав. Менялись саксофонисты, которые не находили своего места рядом с мастером. Параллельно с этими сменами составов на первый план выдвинулись не только Джон Колтрейн, бывший партнёр Майлза Дэвиса, но и квартет Орнетта Коулмена (The Ornette Coleman Quartet), который преследовал совершенно другие эстетические задачи, нежели большинство джазовых музыкантов.

В конце 1962 года старая ритм-секция квинтета покинула М. Дэвиса. И здесь возникает новая ритм-секция из молодых музыкантов. В коллектив М. Дэвиса вливается басист Рон Картер (Ron Carter), затем появляется юный чудо-барабанщик Тони Уильямс (Tony Williams), который начал выступать с М. Дэвисом, когда ему было всего 17 лет. В состав ансамбля был включён пианист Херби Хэнкок (Herbie Hancock). Практически новая джазовая команда была почти готова. Но нужно было всё-таки найти саксофониста. И вот из всей этой череды менявшихся саксофонистов постепенно выплыл музыкант, которого М. Дэвис добивался, пожалуй, года два. Это был саксофонист Уэйн Шортер (Wayne Shorter). Мастер заполучил его к концу 1964 года после того, как у последнего закончился контракт с барабанщиком Артом Блейки (Art Blakey). Одним словом, М. Дэвису удаётся вместе с новым составом музыкантов выпустить великолепные альбомы, которые изменили облик джаза к середине 60-х годов. Среди них: “ESP”, “Miles Smiles”, “Sorcerer”, “Nefertiti”, “Miles In The Sky” и “Filles de Kilimanjaro”.

Ранние альбомы, в особенности, “Miles Smiles”, были примером смены ролей членов ритм-секции. Фортепиано Х. Хэнкока почти не звучало в аккордном ключе. Басист Рон Картер становился ритмическим стержнем группы. Барабаны Тони Уильямса обращались с ритмическим рисунком так, как это делали другие инструменты. Джаз начинал достигать иной степени тональной усложнённости и особенностей ритмического рисунка. И, пожалуй, этот период у Майлза Дэвиса был не только новаторским, но и наиболее, возможно, совершенным во всей его истории. Сегодня же из этого периода выбрана относительно поздняя пластинка. Это знаменитая "Nefertiti" Майлза Дэвиса. Сама по себе пьеса, ставшая заглавной для этого диска, сочинена Уэйном Шортером. Он тоже играет в этом ансамбле. Ну а остальные его участники уже были перечислены.

В исполнении джазового квинтета американского трубача Майлза Дэвиса звучит заглавная композиция из одноимённого альбома 1967 года "Nefertiti":
5. "Nefertiti" (Wayne Shorter).

К концу 60-х годов возникает новая тенденция. Под влиянием наступающей рок-музыки возникают новые идеи у джазовых музыкантов, и Майлз Дэвис становится проводником этих идей. На протяжении своей долгой карьеры М. Дэвис никогда не возвращался к своим прежним стилям. Однако летом 1991 года он шокировал мир джаза тем, что дал музыкальному продюсеру и трубачу Квинси Джонсу (Quincy Jones) возможность уговорить себя сыграть свои старые вещи в аранжировках Гила Эванса на джазовом фестивале в Монтрё. Сам он находился в достаточно хорошей, сильной форме для того, чтобы достойно исполнить старые классические номера. Два месяца спустя, 28 сентября 1991 года, после этого памятного выступления М. Дэвис скончался. Ему было всего лишь 65 лет.

А мы сейчас послушаем запись "живого" концерта 1991 года, в котором принимают участие: трубач Майлз Дэвис, оркестр Гила Эванса (The Gil Evans orchestra) и концертный джазовый оркестр Джорджа Грунца (The George Gruntz Concert Jazz band) под управлением Квинси Джонса, а также молодые музыканты – саксофонист Кенни Гарретт (Kenny Garrett), трубач Уоллес Рони (Wallace Roney).

В исполнении джазового трио американского трубача Майлза Дэвиса и двух оркестров под управлением Квинси Джонса звучит старая пьеса пианиста Гила Эванса из альбома 1991 года "Live at Montreux":
8. "Miles Ahead" (Gil Evans).

№ 821 The Man With The Horn: Miles Davis (26.05.1926). Майлз Дэвис: человек с трубой.

культура Майлз Дэвис музыка

Майлз Дэвис: человек с трубой (821-я программа)

35:50