8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

11 июня 2016

Чик Кориа: годы зрелости (823-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня программа "Бесконечное приближение" выходит в необычное время. Необычность его заключается в том, что 12 июня исполняется 75 лет человеку, о котором даже подумать было неловко, что ему когда-нибудь может быть 75 лет. Да, действительно 12 июня празднует свой юбилей американский пианист, композитор, любимец огромного количества людей на Земном шаре Чик Кориа (Chick Corea). Действительно, очень странно, что этому человеку, который молод душой, молод в своей музыке, молод в отношении к миру, может быть 75. Ну, наверное, так должно быть.

Чик Кориа и его музыка очень часто появляются и появлялись в наших программах в разное время. Более того, ему был посвящён огромный цикл передач о его творчестве. Этот цикл шёл много лет и закончился в 2013 году. Тогда программ, которые были посвящены творчеству Чика Кориа, насчитывалось 23 штуки. Но 12 июня будет юбилей мастера, ему исполняется 75 лет.

Чик Кориа родился 12 июня 1941 года. Человек этот имеет невероятную коллекцию бронзовых "граммофончиков", призов, полученных на премии "Грэмми". Начались эти "граммофончики" ещё в 1975 году. И дошли до 22 штук. А номинировался он 63 раза. И никогда не останавливался. У него совершенно невероятный диапазон лет зрелости. И до сих пор эта зрелось у Чика Кориа продолжается.

Если я не ошибаюсь, впервые в Москву Чик Кориа приехал летом 1982 года. Я был свидетелем этого приезда и могу слушателям сказать определённо, что невероятный ажиотаж в музыкальных кругах в Москве наблюдался тем летом. Это было абсолютно небывалое событие: приехал сам Чик Кориа. Достаточно сказать, что, например, Луи Армстронг так и не приехал в СССР, как и многие другие музыканты. А Оскар Питерсон (Oscar Peterson) приехал, но не выступил по известной истории, которую мы сегодня излагать не будем.

Важно то, что Чик Кориа с тех пор приезжал в Москву много раз. В том числе приезжал отмечать своё 60-летие, выступал в преддверии своего 70-летия в дуэте с американским вибрафонистом Гэри Бёртоном (Gary Burton). И не один раз. Ну а завтра случится юбилей Чика Кориа. Ему исполняется 75 лет. И мы не устаём удивляться тому, что уже теперь достаточно немолодого человека до сих пор зовут юношеской кличкой "Цыпленок" (Chick). А настоящее его имя Армандо Кориа (Armando Corea). Но об этом, впрочем, все, наверное, знают.

Музыкант этот – выходец из итальянской семьи, которая жила когда-то близ Бостона. Он прошёл через классику, тапёрство, латинские оркестры, школу ансамблей Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Стэна Гетца (Stan Getz), Сары Воан (Sarah Vaughan). Неплохая школа, кстати. Несколько лет работы у Майлза Дэвиса (Miles Davis), казалось, были воплощением его самой смелой мечты.

И всё же полностью талант Чика раскрылся в его собственных составах. Во всяком случае, его группа "Возвращение навсегда" ("Return To Forever"), начиная с 1972 года, как он сам говорил, поворачивается лицом к обычным людям. И несёт это самое светлое начало. В его несомненно талантливой музыке с тех пор всегда доминируют светлые, жизнерадостные мотивы. Например, в альбоме, который, по-видимому, является последним. Он вышел в 2015 году и представляет дуэт пианиста Чика Кориа и банджиста Белы Флека (Bela Fleck). Они играют "Вальс для Эбби", автором которого является Бела Флек.

В исполнении дуэта в составе пианиста Чика Кориа и банджиста Белы Флека (Bela Fleck) звучит композиция из альбома 2015 года "Two":
1. "Waltse For Abby" (Bela Fleck).

Эта программа целиком и полностью отдана музыке американского пианиста и композитора Чика Кориа, причём музыке, которая в основном записана в последнее время. Это происходит по двум причинам. Во-первых, оттого что 12 июня весь мир, который знает, кто такой Чик Кориа, а значительная часть мира это, конечно, знает, отмечает его 75-летие. С другой стороны, я уже говорил о том, что в нашей программе был некий внутренний многолетний цикл, посвящённый творчеству этого музыканта, который закончился в 2013 году. С тех пор кое-что было Чиком Кориа записано, выпущены новые диски, которые не вошли в тот цикл. И, конечно же, я стараюсь сегодня представить музыку именно с его последних дисков.

Вообще, должен сказать, что с кем бы и когда бы ни играл Чик Кориа, всегда это замечательно сбалансированное сочетание композиции и импровизации, всегда рядом с ним оказываются очень интересные музыканты. Замечательным примером таких сочетаний была серия концертов в нью-йоркском клубе Blue Note, которыми Чик Кориа отметил своё 60-летие. Он тогда играл чуть ли не со всеми своими постоянными партнёрами за многие последние десятилетия. Но это было уже 15 лет назад.

За это время, действительно, появилось кое-что новое. В числе нового и замечательное издание 2014 года, где Чик Кориа в сольном варианте представляет "Портреты". Интересно, что это портреты не совсем людей, это портреты музыки. В эти портреты входят и джазовые стандарты, иногда даже очень старые, традиционные, которые повлияли на его музыкантское мироощущение. В эти портреты входит и академическая музыка тех композиторов, которые тоже повлияли на Чика Кориа.

И не последним в списке таких композиторов оказывается венгерский композитор-новатор Бела Барток (Béla Bartók). "Четвёртая багатель" Белы Бартока появлялась у Чика Кориа в разных вариантах. В его дуэтах с Гэри Бёртоном, например, в некой переработке. Напомню, что "Четвёртая багатель" Белы Бартока – это миниатюра, которая у автора основана на венгерской народной песне. А джазовые музыканты, может быть, даже с лёгкой руки Чика Кориа, полюбили именно эту багатель. Чик Кориа каждый раз представляет её в новом обличье.

В исполнении американского пианиста Чика Кориа звучит произведение венгерского композитора Белы Бартока из альбома 2014 года "Solo Piano Portraits":
2. "Bagatelle #4"(Béla Bartók).

Думаю, что у Белы Бартока эта багатель не могла бы никогда так звучать. Всё-таки это в значительной степени творчество самого музыканта, 75-летие которого приходится на 12 июня.

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

Автор и ведущий – Михаил Митропольский, звукорежиссёр программы – Ольга Рудакова.

Оставшееся время хотелось бы уделить истории Чика Кориа, которая тянется уже много десятилетий. Даже цикл программ о его творчестве, как удалось установить, начинался в июне 2003 года. И в нём я как раз рассказывал о том, что настоящее имя пианиста – Армандо Энтони Кориа (Armando Anthony Corea). Родился он в г. Челси (шт. Массачусетс). Под влиянием отца, игравшего на трубе, начал заниматься на фортепиано с четырёх лет. Главным методом обучения было самообразование.

Джазом он заинтересовался, когда стал слушать записи трубача Диззи Гиллеспи, саксофониста Чарли Паркера (Charlie Parker), трубача и вокалиста Билли Экстайна (Billy Eckstine). В юности Чик Кориа находился под влиянием творчества пианистов Хораса Сильвера (Horace Silver) и Бада Пауэлла (Bud Powell), играл в местных полупрофессиональных бендах. В 1959 году уехал в Нью-Йорк, где поступил в Колумбийский университет, который покинул через месяц. В течении девяти месяцев за роялем самостоятельно готовился к поступлению в знаменитую Джульярдскую музыкальную школу (The Juilliard School), однако через два месяца после поступления он тоже оставил её.

Так на профессиональной музыкальной сцене появился новый музыкант. Произошло это в начале 60-х годов. Чик играл в различных группах, в том числе под руководством кубинского перкуссиониста Монго Сантамария (Mongo Santamaría) и перкуссиониста из Пуэрто-Рико Уилли Бобо (Willie Bobo) в 1962-1963 годах. За это время музыкант получил огромный опыт работы в латиноамериканских ритмах, которые стали потом, так или иначе, проявляться в его творчестве поздних лет. Позднее, с 1964 по 1966 годы, Ч. Кориа работал с трубачом Блю Митчеллом (Blue Mitchell), получил возможность записать несколько своих композиций на лейбле Blue Note. В то же время он сотрудничал с американским флейтистом Херби Манном (Herbie Mann) и почти год со Стэном Гетцом, аккомпанировал вокалистке Саре Воан.

Свой собственный первый диск “Tones For Joan’s Bones”, выдержанный в хард-бопе с заметным влиянием пианистов МакКоя Тайнера (McCoy Tyner) и Билла Эванса (Bill Evans), Чик Кориа выпустил в 1966 году.

В исполнении джазового трио, в составе которого играют пианист Чик Кориа, контрабасист Стив Своллоу (Steve Swallow) и барабанщик Джо Чэмберс (Joe Chambers), звучит заглавная композиция из альбома 1966 года "Tunes For Joan's Bones":
3. "Tones For Joan 's Bones" (Chick Corea).

Вот эта запись первого диска, который был выпущен под именем Чика Кориа, была сделана, как и выпущен сам диск, почти ровно пятьдесят лет назад. Прошло полвека. Для некоторых это огромная временная величина, а некоторым, тем, кто жил в то время, кажется, что время пролетело невероятно быстро. И вот этот мальчик, этот молодой человек, этот пианист с большим будущим так и остался для них до сих пор мальчиком. И им кажется странным, что ему уже исполняется 75 лет.

Через два года после первого диска, в середине 1968 года, происходит событие, ставшее вторым поворотным пунктом в жизни Чика Кориа. Майлзу Дэвису срочно понадобился пианист взамен заболевшего Хэрби Хэнкока (Herbie Hancock). На смятенный вопрос Чика о репетиции Майлз ответил: "Играй что слышишь" – и открыл концерт. "Состав взвился как космическая ракета, – вспоминал Чик Кориа десять лет спустя, – шок был страшен, меня просто рвануло и понесло. Репертуар я знал по пластинкам, но они играли так смело, свободно и по-новому, что даже профессионалу нельзя было предугадать, какой аккорд они возьмут в следующую секунду. Когда отделение кончилось, Майлз подошёл и прошептал: "Чик, ты молодец". Чего ещё мне было желать?" Так они работали в течение двух лет. На этот период приходятся эксперименты Майлза в стиле "фьюжн" по соединению джазовой, электронной и рок-музыки. По совету Майлза, Чик Кориа играет на электропиано, участвует в записи альбомов Майлза "Filles de Kilimanjaro" (1968 г.), "In A Silent Way" (1969 г.), "Bitches Brew" (1969 г.), "Miles Davis at the Fillmore" (1970 г.). Все эти альбомы стали классикой стиля "фьюжн". Они имели огромный успех и положили начало эры джаз-рока. Это была ещё одна школа для Чика Кориа под руководством великого Майлза Дэвиса.

И записью с одного из перечисленных дисков, а именно: "Filles de Kilimanjaro", которая была сделана в 1968 году и в которой участвуют: контрабасист Дэвид Холланд (David Holland), саксофонист Уэйн Шортер (Wayne Shorter), барабанщик Тони Уильямс (Tony Williams), трубач и лидер Майлз Дэвис и пианист Чик Кориа, мы и закончим программу.

В исполнении джазового квинтета американского трубача Майлза Дэвиса звучит пьеса из альбома Майлза Дэвиса 1968 года "Filles de Kilimanjaro" (на фортепиано играет Чик Кориа):
4. "Petits Machins" ("Little Stuff") (Miles Davis).

№ 823 Chick Corea (p, 12.06.1941) Чик Кориа: годы зрелости

культура Чик Кориа музыка

Чик Кориа: годы зрелости (823-я программа)

35:50