8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

25 июня 2016

Таня Тагак: продолжая традиции эскимосского пения (825-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Снова у нас сегодня в программе традиционная рубрика "Голос". Откровенно говоря, я уже сбился со счёту, в который раз эта рубрика появляется в наших передачах. Идёт она много лет, и, наверное, надо было бы давно уже закончить с этой рубрикой и придумать что-то новое. Придумать-то я могу, а вот закончить никак не получается, потому что всё время открываются новые возможности человеческого голоса. Открываются они как в новой, в импровизационной музыке, так и в музыке традиционной, в опере, в фольклоре. И, конечно же, в разных уголках Земного шара мы всё время находим какие-то новые элементы, которых до сих пор не было и которые тут же внедряются в современную музыкальную практику, дают свои всходы и влияют на других музыкантов. И, в общем, оказывается, процесс этот очень трудно остановить. Сегодня у нас будут представительницы довольно экзотических вариантов пения, которые как раз пришли к нам, в наш такой более-менее цивилизованный мир из мест, достаточно отдалённых от цивилизации.

Главной героиней у нас сегодня будет хорошо известная в определённых кругах вокалистка, исполнительница, представительница народов Крайнего Севера по имени Таня Тагак (Tanya Tagaq). Родилась она в Канаде в 1977 году и получила мировую известность как исполнительница, популяризатор и наследница традиций инуитского горлового пения. Она давным-давно уже не только известна, но и является лауреатом всевозможных наград, которые вручаются именно в этой области пения. В частности, у неё есть приз "Polaris Music". И её творчество построено на уникальной разновидности вокала, которая не имеет ничего общего с привычным исполнением. Возможно, эта экзотичность тоже сыграла свою роль в том, что Таня Тагак получила такую популярность. Но в мастерстве ей, конечно, не откажешь.

Таня Тагак продолжает древние традиции эскимосского пения, за которым когда-то местные женщины коротали долгие полярные ночи. В условиях именно полярного края появилась музыка, которая некоторым может показаться более похожей на ритмичные выкрики, чем на музыкальное действо. Но мы ведь хорошо знаем, что различные музыкальные традиции делали акцент на разных элементах музыкального действия. Можно сравнить, например, европейскую музыкальную традицию и африканскую. В африканской ритм играет гораздо большую роль, нежели в европейской. А в европейской, наоборот, мелодическое, гармоническое начало превалирует.

Так или иначе, мы сейчас обратимся к музыке Тани Тагак, в частности, к её первому полноформатному студийному альбому, который называется "Sinaa". Записан он, как ни странно, не в Канаде, а в Испании в 2004 году. И натуральное пение Тани Тагак выглядит примерно вот так.

В исполнении канадской вокалистки, представительницы народов Крайнего Севера Тани Тагак звучит композиция из альбома 2004 года "Sinaa":
1. "Surge (Tanya Tagaq).

Надо сказать, что у меня периодически с разными людьми возникают дискуссии о том, где, собственно, находятся границы музыки? Что можно считать музыкой, а что нельзя? Надо сказать, что я сам до сих пор, несмотря на то, что многие десятилетия занимаюсь музыкой и не просто занимаюсь, не просто слушаю, а думаю над ней, так и не пришёл к определённой дефиниции, к определению музыки. Поэтому для меня вопросы здесь остаются. Думаю, что и для слушателей тоже. И в связи с этим пением, конечно, эти вопросы, что называется, всплывают на поверхность.

Тем не менее, то, что делает Таня Тагак, – это, несомненно, искусство. Ведь искусство – это то, что прошло через человека в отличие, скажем, от так называемой "музыки природы", то есть журчания ручьёв, пения птиц, звуков, которые исходят от ломающегося льда. Это всё, кстати, характерно для природы Канады, где родилась Таня Тагак. Но давайте оставим пока вопрос о том, где находятся границы музыки, и прислушаемся к этому необычному экзотическому пению, тем не менее, являющемуся проявлением человеческой природы, к его звуковому проявлению.

Таня Тагак Гиллис (Tanya Tagaq Gillis) – так полностью звучит её имя. Её обычно называют "канадским (инук) горловиком". Она происходит из Кембриджского залива, территория Нунавут (Nunavut, Канада), который находится на южном побережье острова Виктория. И представляет народность, один из видов канадских эскимосов. Тем не менее, Таня Тагак – вполне цивилизованная дама, прошла все курсы обучения. Посещала школу в Кембриджском заливе. В возрасте 15 лет отправилась в местечко Йеллоунайф на Северо-Западных территориях, чтобы посещать среднюю школу. Там она впервые начала практиковать горловое пение. Обучалась она не только музыке, но и изобразительному искусству в Колледже искусств и дизайна провинции Новая Шотландия (The Nova Scotia College of Art and Design) и разрабатывала свою собственную форму инуитского горлового пения, которое, как правило, в обычной практике инуитов производится двумя женщинами.

Инуитское горловое пение отличается от монгольского, тибетского или тувинского горлового пения. И хотя эскимосы также используют "хоректээр" (horekteer, буквально "пение грудью"), то есть такую технику звукоизвлечения, при которой благодаря усилиям мышц грудной клетки звук проходит через глотку и расслаивается на дополнительные обертона, в инуитском горловом пении звук проходит через верх глотки, что делает его несколько мягче. Такой способ пения возник первоначально как игра двух женщин. Они обычно пели, стоя близко друг к другу и используя рот партнера, как резонатор. То есть, получался такой довольно сложный музыкальный инструмент.

Сейчас мы как раз услышим пение двух женщин, хотя, думаю, реально техника исполнения двумя женщинами, которая принята в инуитском пении, здесь вряд ли будет воплощена, потому что партнёром Тани Тагак является певица совершенно другой традиции. Это знаменитая исландская певица Бьорк (Björk). Пьеса, которая прозвучит, впервые появилась до того, как вышел первый сольный полноформатный студийный альбом Тани Тагак. В 2004 году свет увидел пятый сольный студийный альбом исландской певицы Бьорк "Medúlla" (в переводе с латыни "Мозг"), в котором присутствует, в том числе и дуэт Тани Тагак и Бьорк.

В исполнении канадской вокалистки Тани Тагак и исландской певицы Бьорк звучит композиция из альбома 2004 года "Sinaa":
2. "Ancestors" (Björk & Tanya Tagaq).

Разумеется, при таком взаимодействии двух певиц, которые относятся к совершенно разным вокальным традициям, к разным культурным традициям, возникает некая новая сущность. Она уже не повторяет фольклор, она не повторяет то, что было сформировано в течение многих веков в той или иной части Земного шара. Тем не менее, то, что сейчас звучало, имеет право на существование. Это некое новое порождение нашего времени, которое, в том числе, обеспечивает контакты между разными культурами.

Напоминаю, что сегодня в программе "Бесконечное приближение" главным является голос человеческий. И эта программа относится к многолетнему циклу "Голос". Сегодня главным действующим лицом программы является представительница народов Крайнего Севера Канады Таня Тагак, представляющая горловое инуитское пение. Это совершенно особая культура горлового пения, которое достаточно распространено у разных народов мира.

При столь необычной технике исполнения, дополненной во время выступлений характерным танцем, Таня Тагак создаёт абстрактные и эмоционально очень сильные композиционные картины. В сущности, они находятся на грани вокального искусства и перформанса. Её практически галлюциногенная музыка (зачастую, это песни без всяких слов) восходит к священным старинным шаманским ритуалам. Сама певица так отзывается о своей работе: "Моя цель – все обнажить. Для меня это действительность, и я надеюсь, что публика это чувствует". Столь откровенные признания вполне в духе этой экстраординарной исполнительницы. Она ведь действительно верит в то, что она делает. Без этого её музыкальное действо становится просто бессмысленным.

Но, конечно же, из этой традиции, из её умений, из её таланта люди, которые оказались рядом с ней, начали формировать нечто иное – придуманный мир, который давным-давно получил название "world music": сочетание неких фольклорных традиций, неких полузабытых искусств с современными звучаниями, с синтезаторами, с ритмическими конструкциями, которые пришли из другой музыки). Благодаря и этому тоже Таня Тагак получала всё большую известность и больше премий. В частности, она была удостоена премии "Джуно" (Juno Awards), основной музыкальной премии Канады (канадского аналога "Грэмми") в номинации "Лучший этнический альбом года" за альбом, записанный в октябре 2007 года. Называется он "Auk/Blood". В записи альбома принимали участие уже и другие современные музыканты. Это вокалист Майк Пэттон (Mike Patton) и виолончелист Крис Дерксен (Chris Derksen). В значительной степени их музыка является совместной импровизацией уже этой компании, в которой, тем не менее, Таня Тагак играет главную роль.

В исполнении ансамбля в составе вокалистов Тани Тагак и Майка Пэттона и виолончелиста Криса Дерксена звучит композиция из альбома 2007 года "Auk/Blood":
3. "Fire ~ Ikuma" (Chris Derksen, Mike Patton, Tanya Tagaq).

Вот эта музыка уже достаточно далеко отходит от первоначальных фольклорных основ, что, впрочем, не удивительно. В нашем мире, наверное, это востребовано. И эту востребованность сама Таня Тагак, которая является сегодня главным героем нашей программы, использует для своих музыкальных целей.

После получения в 2014 году приза "Polaris Music" за диск "Animism" в категории "Лучший альбом года" Таня опубликовала в Твиттере список канадских индианок, бесследно пропавших или убитых, призывая людей к дискуссии. "Во время гала-представления "Polaris" я прокрутила на экране имена 1200 убитых или пропавших без вести женщин, представительниц коренного населения. Но люди сходят с ума, жалея тюленей!" – возмущенно сказала певица, ссылаясь на своё, вызвавшее море возмущения у защитников животных, высказывание о том, что охотиться на тюленей, употреблять в пищу мясо и носить сделанную из шкур животных одежду является частью культуры её народа. Да, действительно здесь противопоставлены люди и животные. И об этом, наверное, стоит говорить и думать над этим. Но, тем не менее, эта часть деятельности Тани является частью её концертов и выступлений. Так что она не восседает на троне, не пользуется мировой известностью только для собственных благ. Так или иначе, интересы народа, который представляет Таня Тагак, для неё чрезвычайно важны.

В 2011 году Таня Тагак выпустила концертный альбом под названием "Anuraaqtuq". Этот альбом "живой" музыки представляет то, как проходят концерты Тани в сопровождении других музыкантов на больших музыкальных фестивалях. Это запись 2010 года, в которой участвует целый ряд современных музыкантов, пришедших из других культур.

В исполнении канадской вокалистки Тани Тагак, барабанщика Жана Мартина (Jean Martin) и скрипача Джесси Зубота (Jesse Zubot) звучит композиция из альбома 2011 года "Anuraaqtuq":
4. "Snarl".

Это был симбиоз современной электронной музыки и того пения, которое пришло из глубины веков с помощью представительницы народов Крайнего Севера из Канады Тани Тагак. Удивительный симбиоз, но очень характерный для нашего времени, когда мы, пользуясь возможностями современных звукозаписывающих электронных приборов, пытаемся восстановить свои корни. Эти корни с помощью той же Тани Тагак ещё появятся в наших следующих программах, посвящённых возможностям человеческого голоса.

№ 825 Голос XLIX (выпуск 49-й): Таня Тагак: продолжая традиции эскимосского пения

культура Канада горловое пение музыка

Таня Тагак: продолжая традиции эскимосского пения (825-я программа)

35:49