8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

18 июня 2016

Необычный трубач и необычный кларнетист (824-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня у нас есть повод, чтобы обратиться к двум музыкантам, которых объединяет одно, пожалуй, свойство. Они оба достаточно необычны. Возраст у них разный. Более того, один жив и функционирует активно. Другого уже нет на свете, но необычность в нём действительно присутствует. Первый из них – это трубач Том Харрелл (Tom Harrell), другой – кларнетист Тони Скотт (Tony Scott). Думаю, что эти два имени не так уж хорошо известны широкому слушателю. Тем не менее, знатоки джаза, те, кто следит за судьбами джаза, за его историей, эти имена знают достаточно хорошо.

• Впрочем, начнём с первого. Это американский трубач Том Харрелл. Кстати, его юбилей приходится на 16 июня. Точно так же мы пропустили уже и юбилей Том Скотта, так что мы постфактум обращаемся к этим музыкантам. Что касается Тома Харрелла, то это имя, конечно, хорошо знакомо всем любителям джаза. Но у нас на него обратили внимание ещё и потому, что лет шесть тому назад впервые в истории российский джазовый фотограф Лена Адашева получила очень престижную премию от международной Ассоциации джазовых журналистов за снимок как раз одного из современных американских трубачей Тома Харрелла. Снимок этот был сделан в декабре 2009 года во время его гастролей в Москве. Фотография эта необычна и характерна: музыкант стоит неподвижно перед огромным занавесом. Снимок вертикальный, занавес очень высокий. Ему приходится так стоять, когда он не играет на своей трубе или флюгельгорне, так как это – способ сдерживания проявлений его болезни. Но то, что этому музыканту приходится десятки лет принимать лекарства, совершенно не сказывается на его музыке – светлой, логичной, кристально ясной.

Том Харрелл начал играть на трубе в 8 лет, а 16 июня ему исполнилось уже 70. Музыкант вырос в северной Калифорнии, окончил Стэнфордский университет (Stanford University). Уже в 20 лет он выступал с барабанщиком Артом Блейки (Art Blakey), а после окончания университета попал в биг-бенд Стэна Кентона (The Stan Kenton's Orchestra) и затем к Вуди Херману (The Woody Herman's Big Band). Его трубу можно было слышать в ансамбле совершенно другого рода. Он играл у Чарли Хейдена (Charlie Haden) в знаменитом "Либерейшн оркестра" ("The Liberation Orchestra") и долгое время был участником ансамбля саксофониста Фила Вудса (The Phil Woods Quintet).

Начиная с середины 70-х годов, выходят работы уже под его собственным именем. Том Харрелл не раз признавался лучшим трубачом по версии журнала "Даун Бит" ("Down Beat"). Вообще, его трубу можно слышать на более чем 260 альбомах.

Ну а мы начнём его слушать с дуэта двух камерных музыкантов – замечательного гитариста Джима Холла (Jim Hall) и трубача Тома Харрелла. Альбом называется "These Rooms". Он был записан в феврале 1988 года. Собственно говоря, в этом альбоме участвует большее количество музыкантов, но главные действующие лица – именно Джим Холл и Том Харрелл. В пьесе, которая сейчас прозвучит, на барабанах ещё играет Джоуи Барон (Joey Baron), а Стив ЛаСпина (Steve LaSpina) – на контрабасе. Тема вполне традиционная, даже очень традиционная, написанная в 1937 году Ричардом Роджерсом (Richard Rodgers) для мюзикла "Babes In Arms".

В исполнении джазового трио американского гитариста Джима Холла с участием трубача Тома Харрелла звучит композиция Ричарда Роджерса и Лоренца Харта (Lorenz Hart) из альбома 1988 года "These Rooms":
1. "Where Or When" (Richard Rodgers – Lorenz Hart).

Том Харрелл родился в Иллинойсе, начал выступать в 13-летнем возрасте с местной группой. В 1969 году он закончил учебу в Стэнфордском университете, получив образование как композитор, а в 1970-х годах он уже двигался в направлении больших оркестровых групп, а затем – в более экспериментальную музыку, играл с джазовым пианистом и композитором Хорасом Сильвером (Horace Silver). В 1978 году Том переехал в "столицу джаза" – город Нью-Йорк. Там он работал с басистом Чарли Хейденом (Charlie Haden), с саксофонистом Ли Конитцем (Lee Konitz), с пианистом Биллом Эвансом (Bill Evans), много лет – с альт-саксофонистом Филом Вудсом (Phil Woods). Записал блистательный альбом "Trumpet Legacy" с другими трубачами – Лью Солоффом (Lew Soloff), Николасом Пейтоном (Nicholas Payton) и Эдди Хендерсоном (Eddie Henderson).

В 1989 году Т. Харрелл собрал свою группу, открытую для любых музыкальных форм и стилей, и начал очень много для неё сочинять. Он писал музыку каждый день: ему было очень важно упражняться в композиции, он создал сотни и сотни пьес. "Для того чтобы придумать что-то новое в музыке, – говорил он, – я должен всё время обновлять, писать, создавать и не зависеть от своего же ансамбля". Кстати, получив признание как музыкант, а в 1998 году он был признан в США "трубачом года", он, тем не менее, занимается очень много аранжировкой для других музыкантов, для больших составов, в том числе для гитариста Карлоса Сантаны (Carlos Santana), для "Latin Jazz Orchestra" Артуро О'Фаррилла (Arturo O’Farrill), для биг-бенда Датского радио (The Danish Radio Big Band), для джазового оркестра "Vanguard Jazz Orchestra" и для других ансамблей. Существенное место в его музыке занимает дух музыки "латино".

Дух этот присутствует и в пластинке, которая будет сейчас представлена. Это один из дисков последних лет Тома Харрелла"Colors Of A Dream". На этой пластинке присутствует замечательная пьеса "Танго". Естественно, автором её является Том Харрелл. В этой пьесе и в некоторых других совершенно явно прослеживается смешение стилей "латино", но, тем не менее, это не "латино" напрямую. В записи этой пьесы участвовали постоянные партнёры Тома Харрелла последних лет, в число которых входят: тенор-саксофонист Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery) и альт-саксофонист Джалил Шоу (Jaleel Shaw). С ними также очень часто играет и выступает очень известная молодая поющая контрабасистка Эсперанса Сполдинг (Esperanza Spalding). Все они играют и в пьесе, которая прозвучит.

В исполнении джазового ансамбля американского трубача Тома Харрелла звучит композиция из альбома 2013 года "Colors Of A Dream":
2. "Tango" (Tom Harrell).

Ну а теперь вновь вернёмся к тому, о чём уже было сказано в начале программы, к тому, что на снимке Лены Адашевой Том Харрелл находится в специфическом положении, связанном с его болезнью. Действительно, в 1967 году ему был поставлен диагноз – параноидная шизофрения. Почти пятьдесят лет музыкант борется с этой болезнью и тяжёлыми побочными эффектами от лекарств. Ему мешает очень многое, вплоть до щелчков фотоаппаратов. Том Харрелл спасается только одним: он создаёт музыку, пишет её для камерных составов, биг-бендов, занимается аранжировками музыки французских композиторов-импрессионистов М. Равеля и К. Дебюсси, с музыкой которых он выпустил диск буквально в 2015 году. Удивительные сочетания для него характерны. К примеру, из квинтетов джазовых и струнных инструментов. Именно таково сочетание инструментов и в этой работе по материалам Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Вообще, Тому Харреллу близка европейская классическая традиция. Это проявляется во многих его дисках. И в "Majesty" (1996 год), и в "Baroque Steps" (2000 год), и в некоторых других.

Но мы сейчас, в финале разговора о трубаче Томе Харрелле, которому только что исполнилось 70 лет, обратимся как раз к этой работе, выпущенной в 2015 году, а записанной в 2013 году, с музыкой К. Дебюсси. В данном случае прозвучат знаменитые "Грёзы". В записи этого произведения принимали участие почти те же музыканты, что и в предыдущей пьесе, с добавлением инструменталистов, играющих на струнных инструментах.

В исполнении ансамбля джазовых и струнных инструментов американского трубача Тома Харрелла звучит композиция Клода Дебюсси из альбома 2015 года "First Impressions":
3. "Reverie" (Claude Debussy).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru.

Автор и ведущий – Михаил Митропольский, звукорежиссёр программы – Ольга Рудакова.

• Второй музыкант, который будет представлен сегодня в программе, – замечательный кларнетист и саксофонист Тони Скотт (Tony Scott), которому могло бы 17 июня исполниться 95 лет. Музыкант этот необычный. Он имеет свою музыкальную Вселенную. Эта Вселенная включает в себя многочисленные путешествия вокруг всего мира с направленностью на Восток и на Юг, с периодическим возвращением на Запад, на родину джаза. Этот музыкант представляет самую разнообразную музыку, и, конечно же, целиком сегодня мы не сможем сделать какой-то значимый обзор его творчества. Поэтому предлагаю начать, что называется, с начала.

Родился Энтони Джозеф Скиакка (Anthony Joseph Sciacca), так звали этого музыканта при рождении, 17 июня 1921 года в г. Морристаун (шт. Нью-Джерси) в довольно музыкальной семье. Отец его был гитаристом и парикмахером, а мать играла на скрипке. Кларнет Тони Скотт осваивал с детства, продолжил своё обучение в Нью-Йорке в престижной Джульярдской школе (The Juilliard School). Ну а в войну, с 1942 года, он уже руководил армейским бендом. После демобилизации Т. Скотт продолжил учёбу и четыре года посещал Школу современной музыки. С конца 1940-х годов Тони играл с барабанщиком Бадди Ричем (Buddy Rich), тенор-саксофонистом Беном Уэбстером (Ben Webster), пианистом Клодом Торнхиллом (Claude Thornhill), выступал с певицами Сарой Воан (Sarah Vaughan) и Билли Холидей (Billie Holiday). В 1955 году он был музыкальным руководителем шоу певца Гарри Белафонте (Harry Belafonte).

В середине 1950-х годов Тони Скотт сформировал собственный ансамбль и, для начала, открыл великого пианиста Билла Эванса (Bill Evans). Т. Скотт и Б. Эванс образовали прекрасный дуэт. И это очень хорошо слышно на пластинке "Sung Heroes". Пьеса "Misery", которая сейчас прозвучит, принадлежит именно этой пластинке. Посвящена она Билли Холидей. Так она в названии и фигурирует – "To Lady Day". Ну а играют на этой пластинке в записи 1959 года кларнетист Тони Скотт, пианист Билл Эванс, контрабасист Скотт ЛаФаро (Scott LaFaro) и барабанщик Пол Моушн (Paul Motian).

В исполнении джазового квартета американского кларнетиста Тони Скотта звучит композиция из альбома 1959 года "Sung Heroes":
4. "Misery (To Lady Day)" (Tony Scott).

В 1960-е годы начинаются поиски Тони Скоттом музыкальной истины в странах Азии. Музыкант в это время подолгу живёт в Японии и Вьетнаме. В 1964 году он записал первый альбом в стиле "нью-эйдж" (new age)"Music For Zen Meditation". В 70-е годы Тони Скотт довольно часто выступал на европейских фестивалях. Затем он поселился в Италии. В 1980-е годы работал с такими итальянскими джазовыми музыкантами, как пианисты Франко Д'Андреа (Franco D'Andrea) и Романо Муссолини (Romano Mussolini). В последующие годы он стал проявлять интерес к электронной музыке. Тони Скотт умер в 28 января 2007 года в возрасте 86 лет.

Наши старые любители джаза очень хорошо помнят появление Тони Скотта на пластинке чешской фирмы Supraphon. Тогда он очень удачно взаимодействовал с двумя чешскими мастерами – флейтистом и саксофонистом Иржи Стивином (Jiří Stivín) и гитаристом Рудольфом Дашеком (Rudolf Dašek). На пластинке "Conversation", которая была записана в Праге в 1978 году, есть целый ряд великолепных номеров на троих. Один из них – "In Blues".

В исполнении американского кларнетиста Тони Скотта и чешских музыкантов – флейтиста и саксофониста Иржи Стивина и гитариста Рудольфа Дашека звучит композиция из альбома 1978 года "Conversation":
5. "In Blues" (Tony Scott – Jiri Stivin).

№ 824 Необычный трубач Том Харрелл (Harrell Tom, 16.06.1946) и необычный кларнетист Тони Скотт (Tony Scott, 17.06.1921)

культура музыка

Необычный трубач и необычный кларнетист (824-я программа)

35:49