8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

04 июня 2016

"Не очень новые новинки": выпуск 37-й (822-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня будет представлен традиционно очередной набор "Не очень новых новинок", то есть, тех дисков, которые попали к автору данной программы из самых разных концов света – из Америки, из Японии, из нашей Сибири, из стран Скандинавии. Надо сказать, что это довольно удобная позиция. Альбомы как бы сами здесь появляются, потому что ехать туда за ними достаточно далеко.

• Так же достаточно далеко ехать в Швейцарию, откуда наши первые герои – швейцарские музыканты: пианистка из Базеля Вера Каппелер (Vera Kappeler) и мастер различных перкуссионных и ударных инструментов, поющий, правда, мастер Питер Конрадин Цумтор (Peter Conradin Zumthor). Два музыканта из Швейцарии, которые в 2014 году на знаменитой фирме ECM выпустили очень интересный диск, являющийся сюитой, под названием "Вавилон" ("Babylon"). Оба музыканта имеют достаточно большой опыт пограничных проектов, импровизационной музыки.

Пианистка Вера Каппелер (участвовала во многих таких проектах) и Питер Конрадин Цумтор (её партнёр по дуэту) представляют музыку, написанную по заказу для специфического оперного фестиваля, проходящего в замке Риом (Riom). Называется это мероприятие – Оригинальный фестиваль культуры (The Origen Festival Cultural). Фестиваль этот проходит на открытом воздухе среди гор. Это неимоверно интересный фестиваль и по музыкальному содержанию, и по обстановке, которая вокруг.

Так вот, музыка, которая была написана, этими двумя музыкантами, сюита "Вавилон" была создана по "Книгам пророка Даниила" из Ветхого завета. Историческим фоном для этой музыки являются события, происходившие с царём Навуходоно́сором, выживание Даниила в логове льва, молодые люди, поющие в огне. Надо сказать, что музыка эта сделана в низких регистрах, с тёмными оттенками. Приступали швейцарские музыканты к этой музыке, не будучи религиозными фанатами, и вообще не с религиозной точкой зрения, а с таким живым человеческим интересом к драматической содержательности всей истории. В этой музыке собран импровизационный и писанный материал с учётом поэтического материала, естественно. Но всё это получилось более насыщенным, нежели просто программная музыка, созданная по некоему сюжету. Причём дуэт фортепиано и ударных специально таким образом организован, чтобы оставить ещё некие пробелы для воображения слушателя. Одним словом, пластинка получилась действительно интересной.

В исполнении дуэта музыкантов из Швейцарии – пианистки Веры Каппелер и исполнителя на ударных инструментах и перкуссии Питера Конрадина Цумтора – звучит фрагмент сюиты "Вавилон" из альбома 2014 года "Babylon" (запись – июль 2013 года):
1. "Traumgesicht" (Vera Kappeler – Peter Conradin Zumthor).

Вообще, то, что происходит в программе "Бесконечное приближение, невзирая на происхождение, которое может быть связано с какими-то многовековыми традициями, тем не менее, должно всегда иметь отношение к современности. Так уж программа устроена. Что же касается программы, то я, Михаил Митропольский, автор и ведущий программы "Бесконечное приближение", приглашаю слушать её не только в эфире, но и на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru.

• Продолжаем слушать кое-что из "новинок", которые достигли автора данной программы в последние годы и которые ему показались интересными. Многие из них, так или иначе, генерируются фирмой, которая, несмотря на некие сомнения любителей современного джаза, продолжает формулировать новые идеи. Имеется в виду немецкий лейбл ECM, который ориентируется в первую очередь на некое такое североевропейское звучание. Он даже создал свой собственный и-си-эмовский саунд, но, тем не менее, в рамках этой фирмы выступает достаточно много, например, и американских музыкантов.

И здесь как раз хотелось бы представить следующий дуэт из музыкантов, которые давным-давно имеют серьёзное стабильное положение в современном джазе и в новой импровизационной музыке. Они это положение заработали многими десятилетиями своей музыкальной истории. Это пианистка Мэрилин Криспелл (Marilyn Crispell) и контрабасист Гэри Пикок (Gary Peacock).

Эти два музыканта играли вместе много лет, но это их совместное издание оказалось первым, на котором выпущена именно их дуэтная запись. Эта запись вышла в 2013 году на лейбле ECM, а записана она была в Нью-Йорке в феврале 2011 года. Гэри Пикок и Мэрилин Криспелл – музыканты, которые играли друг с другом много. Например, в трио с покойным барабанщиком Полом Моушеном (Paul Motian). Но то, что представляет их дуэт, имеет гораздо более камерное звучание в диапазоне от диссонансных паттернов до романтического голосоведения, которое тоже может быть даже в такой музыке, определяя её как не радикальную.

Американский контрабасист Гэри Пикок родился в 1935 году в г. Барлей (шт. Айдахо). Он прошёл очень большую джазовую историю, переиграв с огромным количеством людей. Его настоящая профессиональная карьера начинается в конце 50-х годов. Более всего, он становится известным в трио замечательного пианиста Пола Блея (Paul Bley). Затем играет с самыми разными музыкантами. И с саксофонистами Джимми Джюффри (Jimmy Giuffre) и Стивом Лэйси (Steve Lacey), с авангардным саксофонистом Альбертом Айлером (Albert Ayler). Продолжает учиться. Очень много лет играет с пианистом Китом Джарретом (Keith Jarrett) и барабанщиком Джеком ДеДжонеттом (Jack DeJohnette). Это, в основном, последние десятилетия.

Что касается американской пианистки Мэрилин Криспелл, она родом из Филадельфии. Свои музыкальные занятия она сочетала с занятиями медициной. В том числе отдавала много времени семье. И только с середины 70-х под воздействием впечатления от альбома саксофониста Джона Колтрейна (John Coltrane) "A Love Supreme" она начала изучать и активно функционировать в рамках современного джаза. На её жизненном пути тоже было очень много интереснейших партнёров, включая, например, оркестр саксофониста Энтони Брэкстона (Anthony Braxton), взаимодействие с контрабасистом Редджи Уоркманом (Reggie Workman), дуэт с пианисткой Ирен Швайцер (Irène Schweizer), работа с пианистом и композитором Энтони Дэвисом (Anthony Davis) и т.д. Её довольно часто по манере игры сравнивают с пианистом Сесилом Тейлором (Cecil Taylor), хотя, пожалуй, у Мэрилин Криспелл больший диапазон стилистических возможностей, и, как уже было сказано, она нередко прибегает к вполне романтическим звучаниям.

Впрочем, пьеса, которая сейчас прозвучит, интересна не этим. Она как раз тяготеет к неким композиторским техникам и приёмам XX века. И притом, что её содержательность глубока, она апеллирует к каким-то современным, достаточно радикальным структурам. Называется она "Patterns".
В исполнении дуэта американских музыкантов – пианистки Мэрилин Криспелл и контрабасиста Гэри Пикока – звучит композиция из дуэтного альбома 2013 года "Azure":
2. "Patterns" (Marilyn Crispell).

• Следующая "новинка" тоже, быть может, покажется не очень новой. Это запись, сделанная в 2012 году потрясающим мастером, барабанщиком Джеком ДеДжонеттом (Jack DeJohnette), который к этому времени перешагнул отметку в 70 лет. Он обласкан всевозможными премиями и званиями, награждён стипендией Национального фонда искусств "Jazz Masters". Успех Джека ДеДжонетта имеет очень длинную историю, которая начинается с 60-х годов, когда он начал выступать в ансамбле саксофониста и флейтиста Чарльза Ллойда (Charles Lloyd). Кстати, именно в составе этого ансамбля в 1967 году Джек ДеДжонетт приехал в нашу страну и выступал на одном из величайших отечественных международных фестивалей, который проходил тогда в столице Эстонской ССР, – "Таллин 1967". На нём играл ансамбль Чарльза Ллойда с участием барабанщика Джека ДеДжоннета. Далеко не все любители джаза тогда знали этого человека. Впечатление о нём складывалось тогда как раз из выступлений квартета в Таллине. Ну а потом выяснилось, что это мастер величайшего уровня. Кстати говоря, он не просто барабанщик. Ведь известно, что Джек ДеДжонетт частенько подсаживается к роялю и не только наигрывает, но и записывается в качестве пианиста.

Так вот, на пластинке, которая будет сегодня представлена (она называется "Sound Travels", записана в Нью-Йорке в 2012 году), Джек ДеДжонетт больше выступает как раз в качестве пианиста. Надо сказать, что по классу фортепиано Джек ДеДжонетт окончил консерваторию, а вот ударные он осваивал уже полностью самостоятельно. На пластинке записано довольно много музыкантов. "Sound Travels" – это не только путешествия по звукам, но и стилистический калейдоскоп: от "латино" до "необопа", от романтики до госпел. И всё это путешествие обеспечивают многочисленные музыканты, которые взаимодействуют с Джеком ДеДжонеттом в разных ситуациях. Это саксофонист Тим Райз (Tim Ries), трубач Эмброуз Акинмузири (Ambrose Akinmusire), пианист Джейсон Моран (Jason Moran), гитарист Лайонел Луэке (Lionel Loueke), поющая контрабасистка Эсперанса Сполдинг (Esperanza Spalding). Она почти во всех пьесах этого диска выступает в обоих качествах: и поёт, и играет на контрабасе. Надо сказать, что в представленной композиции её не будет, хотя вокал в ней присутствует. В качестве вокалиста здесь выступит Бобби МакФеррин (Bobby McFerrin). Это пьеса Джека ДеДжонетта "Oneness", в которой участвуют всего три человека: сам Джек ДеДжонетт, играющий только на фортепиано, перкуссионист Луизито Квинтеро (Luisito Quintero) и поющий Бобби МакФеррин.

В исполнении трио американского барабанщика Джека ДеДжоннета, играющего здесь на фортепиано, звучит пьеса из альбома 2012 года "Sound Travels":
3. "Oneness" (Jack DeJohnette).

• Последняя страница программы будет отдана новому изданию. В 2014 году на фирме ArtBeat Music появилась пластинка саксофониста, флейтиста Антона Котикова, музыканта, который в последнее время в Москве достаточно часто очень интересно проявляется в самых неожиданных ипостасях. В том числе и в авангардной музыке, взаимодействуя, например, с "Круглым бендом" Алексея Круглова.

Что касается Антона Котикова, который получил очень хорошее музыкальное образование и великолепно владеет инструментом, в связи с ним мне вспоминается старая история, которая когда-то была связана с именем саксофониста Майка Эллиса (Michael Ellis), нашего гостя, он бывал очень часто в России в те времена, и мы с ним, обсуждая окружающую музыкальную атмосферу, как-то коснулись имени американца Кенни Джи (Kenny G), которого творческие музыканты недолюбливают за его слащавую музыку. На что Майк Эллис мне сказал тогда, что Кенни Джи достоин невероятного уважения по двум причинам. Во-первых, у него хороший звук, а во-вторых, он зарабатывает миллионы долларов. Этого достаточно для того, чтобы относиться к нему с уважением. Моё мнение от этого не изменилось, но, тем не менее, такой подход существует.

Так вот, Антон Котиков совмещает два направления в своей музыке. С одной стороны, радикальное направление, когда он взаимодействует с саксофонистом Алексеем Кругловым, играет вместе с Владимиром Чекасиным. Этот человек, получивший действительно очень хорошее образование, он уроженец города Орла, выпускник Академии им. Маймонида по классу саксофона, композитор, аранжировщик, преподаватель, участник многочисленных фестивалей, занимается в последнее время проектом под названием "Арфа & Джаз", который появился в 2013 году на базе ДМШ им. Ипполитова-Иванова, где преподают основные участники ансамбля: сам Антон Котиков и арфистка Мария Кулакова.

Так вот, музыка, которую создаёт этот ансамбль, пожалуй, ближе Кенни Джи. Меня до сих пор удивляет, как один и тот же музыкант может выступать и в том, и в другом качестве, но, тем не менее, это происходит. Так вот, альбом, о котором пойдёт речь, кстати, названный почему-то по-английски, хотя он вышел у нас, называется "The Morning Of The Autumn That Came" ("Утро пришедшей осени"), – это альбом, сделанный как раз из такой достаточно сладкой, лиричной музыки. Альбому, может быть, не хватает неожиданности, внезапности. Он, пожалуй, в большей степени претендует на салонность, сдержанность и некую внутреннюю культуру. Впрочем, каждый, думаю, в состоянии оценить эту музыку по-своему. Для этого эта музыка и создаётся.

В исполнении трио орловского саксофониста Антона Котикова, в составе которого, кроме него самого, играют арфистка Мария Кулакова и перкуссионист Илья Верижников, а также гостя – скрипачки Анны Чекасиной звучит композиция из альбома 2014 года "The Morning Of The Autumn That Came":
4. "Dancer" (Антон Котиков).

"Не очень новые новинки": выпуск 37-й (822-я программа)

культура музыка

"Не очень новые новинки": выпуск 37-й (822-я программа)

35:49