8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

09 июля 2016

"Импровизация № 71": Музыка Дж. Гершвина в блюзовых тонах и минимализм музыки Э. Сати (827-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня я позволю себе… А слова "позволю себе" означают, что в программе будет собственная импровизация автора данной программы Михаила Митропольского. Я слушаю очень много импровизаций музыкантов, и мне иногда хочется сделать что-нибудь подобное. Что касается пения или игры на музыкальных инструментах, здесь мои возможности крайне ограничены. А вот то, что касается свободного перемещения по музыке с помощью радио, которое является, как известно, самым безопасным способом перебирания музыки, так как ведущий и слушатели разделены эфиром, я чрезвычайно рассчитываю, что именно слушатели составят мне в этом деле компанию. Сегодня моя 71-я импровизация в эфире "Радио России".

• И начну я эту импровизацию с музыки, которая имеет совершенно классическое происхождение. В джазовом смысле слова, разумеется. Речь идёт об объединении двух совершенно разных фигур американской джазовой истории. Одна фигура имеет к нам отношение. Это американский композитор, родители которого приехали в США из России ещё до революции. Он создал музыкальную славу Америке целым рядом произведений, начиная от песен и мюзикальных номеров, кончая крупной формой – произведениями симфонического характера. Он, можно сказать, создал основу как серьёзной американской музыки, так и не очень серьёзной. А зовут его Джордж Гершвин (George Gershwin).

И есть ещё фигура, не менее значимая. Это Дюк Эллингтон (Duke Ellington), человек, который говорил, что он не играет джаз, а играет афро-американскую музыку; человек, который создал оркестр, ставший его знаменитым инструментом; человек, которые внёс невероятный вклад не только в американскую, но и в общемировую музыкальную культуру.

Так вот, были такие моменты, когда эти два имени объединялись. В частности, в 1963 году в Нью-Йорке были сделаны записи Оркестра Дюка Эллингтона, который играет музыку не просто Джорджа Гершвина, а играет, можно сказать, музыку Дж. Гершвина, имеющую отношение к так называемому "серьёзному жанру". Записи эти, 1963 года, готовил американский джазовый композитор и пианист Билли Стрейхорн (Billy Strayhorn). Они впоследствии были переизданы японцами. Японцы вообще подходят очень тщательно к изданиям и переизданиям джазовой музыки. Благодаря им в моих архивах и в архивах других любителей и знатоков джаза оказываются совершенно раритетные издания, которые пропали бы в истории, если бы не было японских издателей.

Одним словом, благодаря всем этим именам: и Джорджу Гершвину, и Билли Стрейхорну, и Дюку Эллингтону, и японским издалеям – мы сейчас услышим запись гершвиновской "Рапсодии в блюзовых тонах" ("Rhapsody In Blue"). Разумеется, в укороченном варианте.

В исполнении Оркестра американского пианиста Дюка Эллингтона (The Duke Ellington's Orchestra) звучит произведение композитора Джорджа Гершвина из альбома 1974 года (переиздание 1989 года) "Recollections Of The Big Band Era" (запись 1963 года):
1. "Rhapsody In Blue" (George Gershwin).

Я полагаю, что как сам Джордж Гершвин, так и бенд-лидер Пол Уайтмен (Paul Whiteman), который инициировал создание "Rhapsody In Blue" Дж. Гершвиным в 1924 году специально для концерта, который был посвящён современной на тот момент музыке, были бы крайне удивлены вот такому эллингтоновскому изложению "Rhapsody In Blue".

• Надо сказать, что после того, как впервые "Рапсодия в блюзовых тонах" была исполнена, кто только и как только её ни играл. И, наверное, ещё больше удивились бы все эти персонажи следующему исполнению, которое будет представлено вниманию радиослушателей и которое нас переносит почти в наши дни. Ну, не совсем в наши, а в 1998 году, в самый конец XX века. И принадлежит это исполнение великолепному европейскому оркестру высочайшего уровня, ансамблю, который, к сожалению, сейчас не существует по всяким организационно-финансовым причинам, что чрезвычайно жаль. Речь идёт о Венском художественном оркестре (The Vienna Art Orchestra), основанным швейцарским пианистом, аранжировщиком и композитором Матиасом Рюэггом (Mathias Ruegg) и ставший неотъемлемой частью джазового мира с 1977 года. Основой этого оркестра были группа из 16 человек и огромное количество невероятных проектов, которые были совершенно не похожи на те основные идеи, которые этими проектами руководят: от регтайма до академической музыки, от классики джаза до каких-то его совершенно авангардных проявлений.

За время существования этого оркестра Матиас Рюэгг и его музыканты представили публике парадоксальный подход ко всем на тот момент 90 годам существования джазовой импровизационной музыки. В их творчестве присутствуют имена пианиста и композитора Скотта Джоплина (Scott Joplin), пианистов и бенд-лидеров Джелли Ролл Мортона (Jelly Roll Morton) и Дюка Эллингтона, контрабасиста и композитора Чарльза Мингуса (Charles Mingus), саксофонистов Эрика Долфи (Eric Dolphy), Орнетта Коулмена (Ornette Coleman) и Энтони Брэкстона (Anthony Braxton). С начала 1990-х годов оркестр объединил таланты нового поколения венских музыкантов, представлявших современную Европу на джазовой сцене. Фактически The Vienna Art Orchestra явился ансамблем солистов невероятного уровня, у каждого из которых, разумеется, были и свои проекты.

Например, у The Vienna Art Orchestra был и проект, посвящённый Джорджу Гершвину. Он так и называется: "Американская рапсодия. Посвящение Джорджу Гершвину" ("American Rhapsody. A Tribute To Gershwin"). Причём это не "Rhapsody In Blue", о которой шла речь перед этим, а "Американская рапсодия", то есть проект, составленный из целого ряда произведений, которые являются некой музыкальной характеристикой США. Ну и представлена там, конечно, и "Rhapsody In Blue", которая послужит нам некой ассоциацией для следующего номера, на которых, собственно, и построены авторские импровизации. Это будет уже теперь полноценная по времени "Rhapsody In Blue", которую мы, надеюсь, послушаем с интересом, потому что там очень много находок.

В исполнении Венского художественного оркестра (The Vienna Art Orchestra) звучит "Рапсодия в блюзовых тонах" Джорджа Гершвина из альбома 1998 года "American Rhapsody. A Tribute To Gershwin":
2. "Rhapsody In Blue" (George Gershwin).

В прозвучавшем исполнении "Rhapsody In Blue" есть несколько особенностей. На две из них я должен обязательно обратить внимание слушателей. Первая. В этом варианте исполнения данного произведения Джорджа Гершвина солировала гитара, на которой играл замечательный европейский гитарист Вольфганг Мутшпиль (Wolfgang Muthspiel). Он регулярно появляется в наших программах в различных проектах. Вторая особенность этой записи заключается в том, что в секции валторн, состоящей всего из двух инструментов, на одной из них играет замечательный отечественный музыкант Аркадий Шилклопер. Он в то время очень активно сотрудничал с The Vienna Art Orchestra, и в целом ряде проектов этого оркестра можно слышать его валторну, что, в общем, для нас всех очень почётно и приятно.

• Ну а что касается самого оркестра, то он регулярно представлял публике совершенно перпендикулярные по характеру музыки проекты. И что интересно, один из проектов, к которому сейчас как раз мы и перейдём в результате ассоциативной импровизации автора программы, это проект The Vienna Art Orchestra, посвящённый французскому композитору Эрику Сати (Erik Satie). Он называется "Минимализм Эрика Сати" ("The Minimalism Of Erik Satie") и был записан раньше, чем предыдущий проект, в 1984 году. Нужно заметить, что Эрик Сати и Джордж Гершвин существовали в музыкальном пространстве и в физическом мире почти одновременно. Но насколько различны были эти музыканты! Кстати, в мае отмечалось 150 лет со дня рождения Эрик Сати, и многие о нём вспоминали и говорили, что его музыка остаётся актуальной по сию пору. Напомню, что это французский композитор и пианист, эксцентрик и новатор.

Творческие принципы и эстетические воззрения Э. Сати были достаточно неустойчивы: он то поддерживал импрессионизм, то нападал на его эпигонов, иногда он противопоставлял импрессионизму простоту, строгость линеарного письма. Для него очень важно было изменить эстетику, эстетический горизонт европейцев, которые должны были, по его мнению, воспринимать академическую музыку по-другому. И он пытался убрать границы, в том числе между "высоким искусством и лёгкой музыкой". В начале своей деятельности он сам был импрессионистом в музыке, в поздний период Э. Сати был лидером антивагнеровского движения и примерно таким же минималистом, как в джазе Телониус Монк (Thelonious Monk).

В любом случае, Э. Сати явно родился не вовремя. Его многие музыкальные находки, скорее, можно отнести к музыке более поздней, в том числе это касается и названий, которые он давал своим композициям. Например, одна из пьес у него называется опус "Досада" ("Vexation"). Он состоит всего из трёх музыкальных фраз, которые должны повторяться 840 раз. Вот вам пример минимализма, который воцарился гораздо позже, чем Сати написал это произведение. Этот опус, кстати, вошёл в диск The Vienna Art Orchestra. Правда, в передаче мы не можем его показать просто из-за невероятной длительности звучания, это не радийная вещь, но, если вы найдёте этот диск, вы можете его послушать. Но, конечно, в этом диске присутствуют, не сами, правда, а некие отражения, отклики на самые известные произведения Эрика Сати"Гимнопедии" (1888) и "Гноссиенны" (1889-1890). Действительно, это очень популярные его сочинения, но The Vienna Art Orchestra, в котором (по крайней мере, в этой записи) присутствует в качестве солистки вокалистка Лорен Ньютон (Lauren Newton), представляет не сами "Гимнопедии" или "Гноссиенны", а "Размышления о ...". В данном случае это будет "Размышления о "Гноссиенне номер 1".

В исполнении Венского художественного оркестра (The Vienna Art Orchestra) звучит композиция на музыку французского композитора Эрика Сати из альбома 1984 года "The Minimalism Of Erik Satie":
3. "Reflections on Gnossienne No. 1" (Erik Satie).

№ 827 "Импровизация № 71": музыка Джорджа Гершвина в блюзовых тонах и минимализм музыки Эрика Сати

культура музыка

"Импровизация № 71": Музыка Дж. Гершвина в блюзовых тонах и минимализм музыки Э. Сати (827-я программа)

35:49