8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

30 июля 2016

Игорь Стравинский: вобравший в себя всю историю музыки (830-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

В сегодняшней программе – очередной, 21-й выпуск внутреннего цикла, который называется "Квантовая теория клавира". Я понимаю, что это название претендует на некий эффект, тем более что аббревиатура звучит как КТК, и изначально предполагалось, что будет некая аналогия с ХТК Иоганна Себастьяна Баха, но у него-то два тома, а здесь уже 21-й выпуск. Речь в этом цикле идёт о том, что в XX веке с музыкой произошли те же метаморфозы, что и с другими видами искусств, похожие на то, что происходило с физикой. А именно: переход от музыки образной, музыки, воспринимаемой более-менее легко и в соответствии с нашими представлениями о мире, которые нам дают наши органы чувств, к музыке, которая уже не столь очевидна, которая оперирует очень часто некими интеллектуальными моделями, к музыке, которая не вполне соответствует тем сигналам, которые приходят к нам от органов чувств. Эти же процессы, как я уже сказал, происходили в других искусствах и в науке. И для того, чтобы эти метаморфозы произошли, по-видимому, настало время определённых социальных изменений, которые привели к изменениям в сознании человека, в его отношении к сущности. Так что это не было спекуляцией, а явилось естественным процессом.

Ну и мы пытаемся проследить, что происходило в музыке в начале XX века, потом переходя, естественно, к более поздним музыкальным явлениям в музыке академической, в музыке джазовой. В музыке джазовой, естественно, позже, поскольку джазу пришлось догонять академическую музыку. И параллельные процессы шли в нём с некоторым запозданием. Ну а физику мы вспоминаем так, иногда, для того, чтобы немножко отвлечься.

Сегодня в 21-м томе мы вернёмся к композитору, который стал одним из главных звеньев этих метаморфоз, этих изменений. Это Игорь Фёдорович Стравинский, о котором мы начали говорить ещё в прошлом выпуске "Квантовой теории клавиры" и который своим творчеством обозначил целый ряд таких переходных моментов. Наверное, не секрет для наших слушателей, что Игорь Стравинский – это элита русской музыки, причём в связи с использованием им самых разных образных систем. Это он привлёк в музыку древнейший и современный ему русский фольклор, ритуалы, обряды. Он не только открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, но и внимательно прислушивался к появившемуся в его время джазу. Он внёс много нового в оркестровку, трактовку жанров.

Известность к И. Стравинскому пришла с балетами "Жар-птица" и "Весна священная". Мы слушали музыку из этих балетов в прошлом обращении к И. Стравинскому. Тогда, когда произошли эти постановки, он получил настоящую славу в Париже, где жил до второй мировой войны. Войну композитор переживал уже на американском континенте.

После войны новый поворот привёл И. Стравинского к серийной технике, которую в Европе развивала "новая венская школа". Ну а в поздний период творчества (с середины 1950-х годов) композитор уходит в религиозную тематику, усиливает роль вокального начала. Его творчество вобрало в себя практически все ведущие направления и стили его эпохи. Знакомство с этой музыкой, знакомство с разными этапами творчества И. Стравинского даёт представление о тех процессах, которые шли в XX веке. На мой взгляд, они чрезвычайно интересны.

И сейчас мы продолжим это знакомство. В прошлый раз мы остановились на появлении его знаменитого балета "Пульчинелла", который был поставлен 15 мая 1920 года под управлением швейцарского дирижёра Эрнеста Ансерме (Ernest Ansermet) и с декорациями Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Смотрите, какие силы были задействованы в этих преобразованиях, которые охватили не только музыку, но и театр, поэзию, живопись.

На два года позже постановки самого спектакля появилась сюита, из которой мы сейчас услышим часть – Серенату, причём в исполнении, которое имеет некоторое относительное отношение к джазу. Дело в том, что "Сюита" Игоря Стравинского в данном случае поручена будет Английскому камерному оркестру (The English Chamber Orchestra) под управлением Эндрю Литтона (Andrew Litton). Но солистом станет знаменитый джазовый музыкант, саксофонист Брэнфорд Марсалис (Branford Marsalis). Брэнфорд Марсалис здесь не претендует на какую-либо специфическую джазовость, но способ управления своим инструментом, джазовое отношение к музыке дают ему некоторую свободу, которая необходима для того, чтобы воссоздать, а может быть даже осовременить колорит появления "Пульчинеллы". В 1922 году, когда появилась эта "Сюита", отношение к музыке, конечно, сильно отличалось оттого, что мы имеет сейчас. Ну а запись, которая прозвучит, была сделана в 1986 году.

В исполнении Английского камерного оркестра под управлением дирижёра Эндрю Литтона и саксофониста Брэнфорда Марсалиса звучит фрагмент "Сюиты "Пульчинелла" из альбома 1986 года "Romances For Saxophone":
1. "Pulcinella Suite" (1922) (rev.1949): Serenata (Игорь Стравинский).

Весь "русский период" в творчестве И. Стравинского в нужный момент перешёл в конструкции неоклассицизма. А дальнейшие изменения привели к мистической атональности и додекафонии позднего творчества. У И. Стравинского действительно в творчестве было много периодов и эпизодов, которые дали ему возможность самому сказать: "Я вобрал в себя всю историю музыки".

То, что прозвучит сейчас, тоже написано в "русский период", хотя к русскому фольклору не имеет прямого отношения. Это музыка, которая имеет сразу несколько оснований и корней. Это музыка, в которой композитор совершенно явно делает новые шаги, но основана она на неких парадоксах перехода от одного периода И. Стравинского к другому. Три пьесы для кларнета соло, которые были написаны в том же 1918 году. Эти три пьесы прозвучат без перерыва, будут идти одна за другой. Исполняет их швейцарский кларнетист Эдуард Бруннер (Eduard Brunner). Запись сделана в церкви Св. Герольда.

В исполнении швейцарского кларнетиста Эдуарда Бруннера звучат пьесы Игоря Стравинского из альбома 2007 года "Dal niente" (запись 1995 года):
2. Три пьесы для кларнета соло: I 1:30; II 1:08; 4 III 1:19 (1918) (Igor Stravinsky).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

Автор и ведущий – Михаил Митропольский, звукорежиссёр программы – Ольга Рудакова.

В творчестве Игоря Стравинского происходило определённое соревнование и взаимодействие между линией довольно экзотического использования русского фольклора, отчасти придуманного композитором (об этом будет разговор чуть позже), и влиянием раннего джаза, а точнее до- или предджазовых жанров. Это взаимодействие проявилось в целом ряде произведений, которые были созданы, в том числе и для театра. Например, "История солдата", "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана", "Свадебка""русские хореографические сцены с пением и музыкой".

Поворот к новому стилю впервые ярко сказался именно в "Истории о солдате""истории с разговорами, игрой и танцами". Это ещё не джазовая музыка, но её элементы уже очень выразительно проявились в ряде танцев. Существенный перелом произошёл также в области инструментовки: массивный оркестровый аппарат заменил небольшой инструментальный ансамбль, в котором значительную роль играет группа ударных инструментов. Произведение это возникло в 1918 году, правда, потом оно адаптировалось, переделывалось, менялся состав инструментов. Музыка этого произведения впечатляет и захватывает слушателя даже без сценического действия.

Мы сейчас как раз лишены возможности наблюдать сценическое действие, поскольку это радио, здесь ничего не увидишь, на зато слушать стоит внимательно. Дело в том, что эпизоды из "Истории солдата", а именно: "Танго", "Вальс" и "Рэгтайм", прозвучат в исполнении замечательных музыкантов. В первую очередь это скрипач Гидон Кремер. Вместе с ним играют: кларнетист, которого мы только что слушали, Эдуард Бруннер и пианист Алоис Контарски (Aloys Kontarsky). Запись эта была сделана в начале 80-х годов, и, я думаю, Гидон Кремер вполне адекватно и с пониманием материала относится к музыке Игоря Стравинского.

В исполнении советского и латвийского скрипача Гидона Кремера, швейцарского кларнетиста Эдуарда Бруннера и немецкого пианиста Алоиса Контарски звучат "Танго", "Вальс" и "Рэгтайм" из оперы-балета "История солдата" Игоря Стравинского (альбома Гидона Кремера "Edition Lockenhaus (live recordings)". Записи 1981-1984 годов):
3. "Tango" – "Valse" – "Ragtime" from "L'Histoire du Soldat" (1918-1919) (Igor Stravinsky).

Игорь Стравинский, начало 20-х годов… Взрыв неимоверного количества идей, в число которых входило и создание музыкальных образов русского фольклора. И если мы говорим о начальных шагах – о "Жар-птице", о "Весне священной", то здесь мы обращаемся как бы к фольклору неизвестному, неизведанному, мистическому, фольклору языческой Руси.

А вот другой проект Игоря Стравинского – это обращение к фольклору, современному ему или чуть более раннему, хотя на самом деле это особый совершенно разговор. Впрочем, уже можно догадаться, что речь идёт о знаменитой "Свадебке". Проект "Свадебки" появляется тоже в начале 20-х годов, хотя И. Стравинский обратился к самой идее ещё в 1914 году после возвращения в Швейцарию из своей последней поездки в Россию. Работа над пьесой проходила в Европе, премьера состоялась в 1923 году в Париже благодаря усилиям Русского балета Сергея Дягилева. Для премьеры созданный И. Стравинским русский текст (он является автором этого текста) был переведён на французский язык. В то время "Свадебка" была поставлена повсюду: в Европе и в Соединенных Штатах – с разными вариантами текста: французским, английским, немецким.

В России балет И. Стравинского "Свадебка" оставался очень долгое время неизвестным. Вообще, в СССР И. Стравинский обвинялся в формализме, эксплуатации традиций русского народа. При этом сам композитор старался отдалить себя от русских корней и от интереса к русским фольклорным традициям, которые были стержнем его балетов "русского периода". В первом собрании воспоминаний, изданных во Франции в 1935 году, Игорь Стравинский высмеивал идею, будто бы он использовал подлинную русскую народную музыку в "Свадебке": "Я не взял ничего из народных пьес за исключением темы одной фабричной песни в последней сцене, которую я повторил несколько раз на различные тексты. Все остальные темы, мотивы и мелодии – моего собственного сочинения... Воссоздание деревенского ритуала свадьбы, который в любом случае я никогда не имел шанса или видеть, или слушать, абсолютно не входило в мои планы". В корне русского народного пения – архаичный дух коллективизма, который представляет стержень русской деревенской культуры. И совместное создание музыки играет центральную роль, особенно во время праздников.

В какой-то степени И. Стравинский пользовался этой методикой. Он действительно сам создавал эту музыку, но методически, на основе того, что было или происходило в русском фольклоре, в котором певцы не исполняют "песни" в смысле пропевания точных текстов на точные мелодии. Скорее, они поют короткие фрагменты текста и мелодии спонтанно, по-разному объединяя их во время исполнения.

В либретто "Свадебки" И. Стравинский сделал то, что делают исполнители устной традиции: он свободно скомбинировал различные сегменты текста, сохраняя целостность непосредственно самих сегментов. В либретто И. Стравинский представил язык, который напоминает язык народной песни: путаницу, в которой последовательное действие и время повествования нарушаются в пользу резкого и порою причудливого сопоставления места, времени и образа.

Звуковое же воплощение этого как бы псевдофольклора – это образец модернизма. Скажем, используются четыре фортепиано с явно выраженной ударной функцией, и несколько исполнителей играют на ударных инструментах. Все эти замысловатые повороты в создании "Свадебки" действительно оставались долгое время неизвестными.

И фактически открытием для нас явилась премьера "Свадебки" И. Стравинского в 1994 году в Нью-Йорке в зале Бруклинской академии музыки в исполнении ансамбля знаменитого отечественного исследователя русского фольклора Дмитрия Покровского. Это исполнение стало сенсацией в музыкальном мире, потому что ансамбль Дм. Покровского, который был знатоком истинного русского фольклора, его исследователем и собирателем, представил "Свадебку" в совершенно ином виде, чем она была знакома западному слушателю. Запись эта была сделана впоследствии на "Мосфильме". Издана она совсем не нашей, а заграничной фирмой Nonesuch. Это тоже парадокс: русский фольклорный ансамбль, российская запись на "Мосфильме" и… издание за рубежом. Ну, бог уже с этим. Для нас самое главное – музыка.

В исполнении российского ансамбля Дмитрия Покровского (The Pokrovsky Ensemble) звучит фрагмент русских хореографических сцен с пением и музыкой "Свадебка" (альбом 1994 года "Stravinsky: Les Noces"):
4. "Свадебка (Les Noces): First Tableau" (1921-1923) (Игорь Стравинский).

Так называемый "вымышленный фольклор", искусственный, созданный фольклор на базе настоящего – это очень интересная и отдельная тема для разговора и музыкального исследования. Попытки создания такого фольклора имеют самые разные результаты. Этот результат может уходить во вполне лёгкую поп-музыку, в world music. И может уходить в музыку весьма глубокую, в импровизационную музыку, для которой фольклор не является самоцелью, но является очень важным базисом, из которого идёт линия творческого развития. В качестве примера можно привести создание такого "вымышленного фольклора" знаменитым Московским художественным трио (его привычнее называть Moscow Art Trio) Михаила Альперина, Аркадия Шилклопера и Сергея Старостина.

Эта проблема была чрезвычайно актуальной и для Дмитрия Покровского, который параллельно с воссозданием своего варианта "Свадебки" Игоря Стравинского занимался ещё и исследованием русского авангарда В. Хлебникова, В. Кандинского и, конечно же, Игорем Стравинским как авангардистом. Ему удалось найти те истоки, из которых "Свадебка" выросла, проследить те связи, которые И. Стравинский совсем не афишировал. Дмитрию Покровскому удалось доказать, что все эти новые и сложные музыкальные системы не из воздуха выросли, не просто "заумь", что у всего этого есть фольклорные корни, и он конкретно знал, где они. Искусство русского авангарда сложно и зашифровано, и он хотел его раскрыть и показать, почему оно возникло именно в русской культуре и почему эта культура – традиционная.

Впрочем, я думаю, что и на слух кое-что из "Свадебки" напомнит слушателям авангардный язык, язык, который присущ современной музыке и который, на первый взгляд, резко отличается от фольклора. На самом деле эти связи существуют. Впрочем, для Игоря Стравинского это всё не было самоцелью, а 20-е годы – были годами искания и перемены стиля. Его стиль действительно резко тогда менялся. От радикальных идей он переходил к псевдофольклорным идеям, от псевдофольклорных – к неоклассическим, создавая музыку прошлого.

Сейчас прозвучит один из вариантов такого обращения. Это музыка Игоря Стравинского 1965 года, на этот раз инструментальная, фортепианная. "Серената ля-мажор" будет представлена замечательным российским пианистом Алексеем Любимовым, который воспринимал её и воспринимает как музыку, которая характеризует время – середину 20-х годов. Согласно И. Стравинскому, эта "Серената" была задумана "в имитации так называемой "ночной музыки" XVIII века (Nachtmusik), которая заказывалась покровителями музыкантов для различных праздников и включала неопределенное число частей". "Серената ля-мажор" посвящена жене. Она включает в себя четыре части, каждая из них длится по 3 минуты. Эти три минуты определялись тем, что "Серената" должна была быть записана на пластинку, каждая сторона которой в то время вмещала всего три минуты записи. Стоит также обратить внимание, что форма музыки зависит от технического  носителя этой музыки. Это тоже некоторая характеристика времени. Итак, "Серената ля-мажор: гимн", Игорь Стравинский, играет Алексей Любимов.

В исполнении российского пианиста Алексея Любимова звучит фрагмент музыкального произведения Игоря Стравинского "Серената ля-мажор: гимн" из альбома 1998 года "Messe Noire":
5. "Serenade in A: Hymn" (1925) (Игорь Стравинский).

культура Игорь Стравинский музыка

Игорь Стравинский: вобравший в себя всю историю музыки (830-я программа)

35:49