8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

16 июля 2016

"Не очень новые новинки": выпуск 38-й (828-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Спектр современной музыки достаточно широк, во всяком случае, настолько широк, чтобы иногда обращать внимание на его диапазон. И это я обычно делаю в программе, которая рассматривает новинки последних лет. Поскольку это не самые свежие новинки, а новинки всё-таки последних лет, я называю этот цикл "Не очень новые новинки". Появление "Не очень новых новинок" примерно раз в месяц или несколько реже стало традицией программы "Бесконечное приближение", и традицию эту, полагаю, нарушать не нужно. И сегодня в программе будет представлен очередной набор таких новинок.

• Первым номером у нас пойдёт и-си-эмовское издание. Диск этот был записан в августе 2013 года, относительно недавно по историческим меркам, а вышел на ECM в 2014 году. Появился он под именем норвежско-американского гитариста Джейкоба Янга (Jacob Young), называется "Forever Young" (в названии получается некая игра слов). Не знаю, насколько в музыкальном отношении оправдана эта игра слов, сам Джейкоб Янг уже не очень молод, ему буквально несколько дней назад исполнилось 46 лет, достаточный возраст, и концепция его функционирования на современной джазовой сцене вполне определилась уже давно. Он когда-то учился в Осло, затем прошёл джазовую школу в Нью-Йорке.

Дискография Джейкоба Янга начинается с 1995 года, причём играет он с достаточно именитыми музыкантами. В 2002 году вышел его памятный диск с норвежской вокалисткой Карин Крог (Karin Krog), который называется "Where Flamingo Fly". У него есть несколько альбомов на ECM. Джейкоб Янг выступал с Арилдом Андерсеном (Arild Andersen), Лэрри Голдингсом (Larry Goldings), Нильсом Петтером Молвером (Nils Petter Molvær), Тарье Гевелтом (Terje Gewelt), Тригве Сеймом (Trygve Seim).

Кстати говоря, Тригве Сейм (Trygve Seim) присутствует и на диске, о котором идёт сегодня речь. Вообще это его школьный товарищ, известная фигура на норвежской джазовой сцене. Играть он начал на саксофоне, когда услышал в 1985 году игру норвежского саксофониста польского происхождения Яна Гарбарека (Jan Garbarek). Что-то есть в нём и от американского саксофониста Стэна Гетца (Stan Getz). Например, характер звука. Ещё есть внешняя узнаваемость Тригве Сейма по необыкновенно длинным волосам. Если кому-то доведётся видеть его на фотографии или побывать на его концерте, его можно сразу узнать, даже если он не издаст ещё ни одного звука.

Кроме этих двух лидеров северного происхождения – гитариста и саксофониста, на диске присутствует великолепная польская ритм-секция, с которой российская публика познакомилась "живьём" на единственном концерте трубача Томаша Станько (Tomasz Stanko), который прошёл в Москве в 2004 году. Кстати, я сам организовывал тот концерт. Это было единственное посещение нашей страны легендарным польским трубачом, который давным-давно является артистом знаменитой фирмы ECM. Это трио польского пианиста Марцина Василевского (Marcin Wasilewski), которое кроме того, что оно сопровождало выступление и записи Томаша Станько, имеет свои собственные работы на ECM, басист и барабанщик, соответственно, Славомир Куркиевич (Slawomir Kurkiewicz) и Михал Мискевич (Michal Miskiewicz), записывалось и с Тригве Сеймом, и с Ману Катче (Manu Katche). Всё это происходило на ECM, так что всё это люди, которые на ECM достаточно хорошо слушающей публике знакомы.

Да и сам проект Джейкоба Янга является характерным продолжением импрессионистической и-си-эмовской традиции, только на этот раз очень интернациональными усилиями.

В исполнении норвежско-американского джазового гитариста Джейкоба Янга, саксофониста Тригве Сейма и польского трио пианиста Марцина Василевского звучит композиция из альбома 2014 года "Forever Young":
1. "Comeback Girl" (Jacob Young).

Звучал интернациональный коллектив на фирме ECM под лидерством гитариста Джейкоба Янга, который сам является тоже не чистой принадлежностью Норвегии, но и считается отчасти и американским музыкантом.

• Продолжаем знакомство с некоторыми новинками последних лет. Причём снова это будет гитара, и снова очень интернациональный коллектив. На этот раз пойдёт речь о кёльнской джазовой тусовке (сообществе), где оказываются многие молодые музыканты из Восточной Европы. Признаюсь, что к проекту, который сейчас прозвучит, а лидер этого проекта Виталий Золотов, живущий в Западной Германии, молодой гитарист родом из Днепропетровска, меня привело знакомство, причём достаточно хорошее знакомство с творчеством вокалистки Тамары Лукашевой (Tamara Lukasheva), которая звучала достаточно много в наших программах. Тамара Лукашева родом из Одессы. Образование своё она продолжила тоже в Кёльне.

В этой джазовой атмосфере рождается огромное количество проектов с участием музыкантов из разных стран. И они достаточно интересны. Туда стремятся творческие музыканты, которые не зацикливаются на повторении американских джазовых идиом, а предпочитают создавать свою собственную музыку, основанную на своих корнях. В данном случае речь идёт о восточноевропейском джазе, который существует в Кёльне и чувствует там себя очень даже неплохо.

Виталий Золотов родился в 1980 году. Так что он ещё достаточно молодой гитарист. С 2010 года у него уже вышло 6 компакт-дисков. Он хорошо проявил себя на целом ряде фестивалей, в том числе на 42-м джазовом фестивале в Монтрё (The 42nd Montreux Jazz Festival), где он получил второй приз в номинации "гитара" из рук знаменитого гитариста Ли Ритенаура (Lee Ritenour) и приз зрительских симпатий. У него есть ещё целый ряд призов, завоеванных в других странах. В 2008 году в Италии пианист Кенни Баррон (Kenny Barron) вручал ему приз за его музыку. Одним словом, у Виталия Золотова много интересных идей, прозрачная фактура, которая позволяет эти идеи высказывать, с одной стороны, понятно, а с другой стороны, весьма современным образом.

В ансамбле, который собрался вокруг гитариста Виталия Золотова, играют: немецкий контрабасист Филипп Барденберг (Philipp Bardenberg), пианистка из Германии Оливия Труммер (Olivia Trummer) и барабанщик, которого мы тоже однажды уже слышали, который живёт в Германии, но родился в Варшаве, Бодек Янке (Bodek Janke). Он родился в 1979 году и фактически стал уже немецким музыкантом. Кроме того, что он – барабанщик и перкуссионист, Бодек Янке владеет фортепиано и саксофоном. Такой вот мультиинструментальный человек. Ну и в пьесе, которая прозвучит (не во всём проекте, но в этой пьесе) участвует Тамара Лукашева, которая, собственно, и навела меня на мысль послушать проект "Folksongs 2", который был записан ансамблем Виталия Золотова "East Drive" в 2012 году.

В исполнении интернационального ансамбля украинского гитариста Виталия Золотова "East Drive" звучит пьеса польского барабанщика Бодека Янке из альбома 2013 года "Folksongs 2":
2. "Bulgar" (Bodek Janke).

• Следующая "новинка" будет не очень новой. Она была записана в 2012 году, но актуальность её от этого не уменьшается. Это типичный европейский джаз, который создаёт представитель современного итальянского джаза Энрико Фазио (Enrico Fazio), родившийся в Торино в 1956 году. Он не только музыкант, но и ещё и педагог. Кстати, не очень часто встречающаяся ситуация, когда лидером ансамбля, ансамбля достаточно большого является контрабасист, но, впрочем, всё по порядку.

Энрико Фазио действительно преподаёт джазовую музыку в Консерватории Алессандрии. А вместе с другими музыкантами Энрико Фазио в 1977 году основал Centro Musica CREATIVA. Это один из первых самоуправляемых кооперативов современного джаза и итальянской исследовательской музыки.

В 1987 году, через десять лет, у него возникла более-менее постоянная группа, которая, собственно, и представлена на диске "Shibui" под названием "Critical Mass". Кстати, "Критическая масса" – это понятно, что такое, а вот "Сибуи" – специфическое слово, означающее вяжущий привкус не очень зрелой хурмы. Дело в том, что лидер этого проекта ассоциирует этот привкус с саундом проекта, который он развивает в последние годы. Такой вид гармонического и мелодического построения в меняющихся формах и текстурах. Одновременно понимание и спокойствие есть в этой музыке и в то же время некое внутреннее возбуждение.

Например, в пьесе, которая сейчас прозвучит, это возбуждение связано с использованием до сих пор считающегося авангардным метода так называемой 12-тоновой композиторской системы, которая присутствует в так называемой "серийной музыке". Называется пьеса "Serial Player". В ней присутствуют четыре основные серии, в которых развивается музыка этого ансамбля, о котором я мало что ещё успел сказать. Здесь несколько духовиков. В частности, Адальберто Феррари (Adalberto Ferrari), играющий на кларнете; два саксофониста: Франческо Арони Вигоне (Francesco Aroni Vigone) и Джанни Вироне (Gianni Virone) – и трубач Альберто Мандарини (Alberto Mandarini). Не буду перечислять всех музыкантов, ансамбль довольно большой, но, так или иначе, музыка формируется его лидером Энрико Фазио, которому и принадлежит звучащая композиция.

В исполнении джазового ансамбля "Critical Mass" 60-летнего итальянского джазового контрабасиста Энрико Фазио звучит композиция из альбома 2012 года "Shibui" (издание фирмы Leo Records):
3. "Serial Player" (Enrico Fazio).

• Последний альбом, который будет представлен, – это альбом, который появился на польском лейбле For Tune. Его записала интернациональная группа из польских, украинских и российских музыкантов, которая называется "P.U.R. Collective". Это польская группа, возглавляемая не просто музыкантом, но современным польским композитором Кшиштофом Книттелем (Krzysztof Knittel), специалистом по электроакустике и человеком, который играет на огромном количестве всевозможных электрических инструментов и создаёт звуки, не существующие в природе. Хотя, боюсь, что те звуки, которые музыкант извлекает из обычных акустических инструментов, тоже в природе не очень существуют.

Так вот, раз уж речь зашла о К. Книттеле, хотелось бы напомнить, что он является профессором музыки Университета Фредерика Шопена, а также преподает в музыкальных академиях в Кракове и Лодзи, являясь очень значимой фигурой в польской современной музыке.

"P.U.R. Collective" – это его постоянный ансамбль с молодыми музыкантами, в который входят ещё Мачей Сташевский (Maciej Staszewski), играющий на электрогитаре, и барабанщик Томек Чолониевский (Tomek Chołoniewski).

Альбом, который был записан в Варшаве в июне 2014 года, привлёк к себе ещё и наших музыкантов: украинского саксофониста Юрия Яремчука, знатока современной музыки, живущего и выступающего в последнее время в Москве, и одного из самых известных музыкантов современного российского джаза Алексея Круглова. Вся эта замечательная команда собралась вместе для того, чтобы сделать новый проект, который у Алексея Круглова, по-видимому, будет одним из очень многих проектов, в которых он либо принимает участие, либо сам их создаёт.

Напомню, что Лёша Круглов – участник огромного количества арт-форумов самого разного свойства. Это международные фестивали в Эстонии и Швейцарии, это им же созданный фестиваль Leo Records в Москве. Он выпустил огромное количество альбомов, многие из которых появляются в "Не очень новых новинках", можно даже сказать, что регулярно появляются, причём изданы они на самых разных фирмах. Ну а в 2012 году британский журнал "Jazz Wise" назвал А. Круглова "будущим джаза". Посмотрим, что из этого получится.

А сейчас прозвучит запись одного из дуэтов, из которых и состоит новая пластинка. Интересно, что пластинка выпущена под именами "P.U.R. Collective" плюс Алексей Круглов, плюс Юрий Яремчук и имеет название, которое автор этой программы до сих пор не смог расшифровать. Надо будет спросить у музыкантов. Оно звучит так: "Nichi Nichi Kore Ko Nichi" (китайско-японская дзэн-буддистская пословица "Every day is a good day" или "Каждый день – это хороший день", "Все дни замечательны").

В исполнении польской группы "P.U.R. Collective" под руководством музыканта-электронщика Кшиштофа Книттеля, а также украинского и российского саксофонистов Юрия Яремчука и Алексея Круглова звучит один из дуэтов с альбома 2014 года "Nichi Nichi Kore Ko Nichi":
4. "Duets 02".

"Не очень новые новинки" (выпуск 38-й), № 828

культура джаз музыка

"Не очень новые новинки": выпуск 38-й (828-я программа)

35:50