8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

23 июля 2016

Трубач Сергей Пронь: импровизации из Екатеринбурга (829-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня у нас на повестке дня серийная передача. Серийная в том смысле, что это серия, цикл, который объединён названием "Лица необщим выраженьем". Речь в нём идёт о музыкантах, которые представляют своё собственное оригинальное музыкальное видение мира, а не повторяют пройденные пути, например, американские джазовые пройденные пути, имеют некое своё лицо, которое, кстати, интересно может быть всему миру. Потому что, если речь идёт о традиционном джазе, есть первоисточники, к которым можно обращаться. Если речь идёт о наших музыкантах, то, наверное, американцы эти источники воспроизводят чаще всего лучше, а вот когда музыканты представляют свою собственную культуру и своё собственное творчество, они становятся по-настоящему интересными.

Мы уже не в первый раз обращаемся к таким музыкантам. В последний раз, когда речь шла об ансамбле "АМА Jazz" из Екатеринбурга и кларнетисте Игоре Паращуке, так или иначе, всплывало имя ещё одного музыканта – трубача Сергея Проня.

Сергей Пронь – музыкант, который в последние годы является олицетворением творческого джазового Екатеринбурга. И сегодня речь пойдёт именно о нём. Ну, в первую очередь о нём. Быть может, мы успеем кого-то из музыкантов ещё захватить.

Заслуженный артист России Сергей Пронь в 1989 году закончил Саратовскую консерваторию по классу трубы. В начале 90-х он переехал в Екатеринбург, стал солистом и вторым дирижёром Уральского джаз-оркестра. Затем у него возникают собственные коллективы. Один из них носит название "PRO-Jazz". Впрочем, это коллектив достаточно поздний. А на различных российских и зарубежных фестивалях Сергей Пронь выступал в первую очередь не с собственными коллективами, а вместе с российскими и европейскими музыкантами. Это происходило на территории России, это происходило на территории европейских стран. В числе его партнёров были Луи Склавис (Louis Sclavis), Аркадий Шилклопер (Arkady Shilkloper), Вернер Люди (Werner Lüdi), Анатолий Вапиров, Вячеслав Ганелин.

Но это происходило уже позже, а поначалу Сергей Пронь становится активный участником екатеринбургской джазовой жизни. И сейчас мы начнём с того, что станем свидетелями одного из ранних проявлений этой джазовой жизни. Это будет запись екатеринбургского состава образца 1993 года из издания, которое, может быть, широко неизвестно нашей джазовой общественности, поскольку оно как-то так родилось на месте и на месте разошлось. У меня оно оказалось в результате хорошего знакомства с екатеринбургскими музыкантами. Это проект, который носит название "Ночное представление для музыкантов". Это действительно некий междусобойчик екатеринбургских музыкантов: Игоря Паращука, играющего на кларнете и альт-саксофоне, трубача Сергея Проня, скрипача Андрея Чудакова, барабанщика Олега Давлетова.

Одной из центральных фигур этого собрания является контрабасист Асхат Сайфуллин, выпускник Свердловской консерватории (1988 года, класс контрабаса). Он развивает джазовую жизнь как раз не в Екатеринбурге, а в Томске. У него очень богатая джазовая история. Когда-то он заинтересовался джазом. Это было ещё в 80-е годы. Причём поначалу это был "новый джаз". В последующие годы в большей степени Асхата Сайфуллина можно было слышать в рамках мейнстрима. Он сотрудничал в ансамбле "Снежные дети" с Сергеем Беличенко и новосибирскими музыкантами, работал долгое время в Томском симфоническом оркестре, параллельно играл в ансамбле старинной музыки "Камерата". В 1997 году собрал квартет "Горячий сибирский джаз". В 1996 году стал председателем Томского джаз-клуба, был и продолжает быть организатором и продюсером джазовой жизни в довольно большом сибирском регионе, привозит в Сибирь музыкантов, в том числе из-за рубежа. Но здесь он является таким неформальным лидером этого "ночного представления для музыкантов", в котором мы услышим и трубу сегодняшнего нашего героя – трубача Сергея Проня.

В исполнении ансамбля джазовых музыкантов из Екатеринбурга, в составе которого на трубе играет Сергей Пронь, звучит заглавная композиция из альбома 1993 года "Ночное представление для музыкантов":
1. "Ночное представление для музыкантов".

Вот эта музыка, рождённая в начале 90-х годов, носит характер тех лет и несёт некий вариант свободы, которую получили отечественные музыканты с перестройкой и которая поначалу ошеломила их, дала как бы возможность творить неограниченно по времени и по стилистике. Музыканты были уверены в том, что в стране, которая получила свободу, возникнет необходимость в такой музыке, и их музыка будет востребована. Потом оказалось, что это не вполне так. Страна пошла по пути, на котором осталось очень мало времени, места и сил для восприятия этой музыки, требующей, в сущности, довольно значительных усилий. Но тогда настроение было совсем иное. И вот эти музыканты: Асхат Сайфуллин, Игорь Паращук, Сергей Пронь, Андрей Чудаков, Олег Давлетов – верили в то, что свободная импровизация в том духе, в котором мы её слушали, это и есть музыка будущего.

Оказалось и так, и не совсем так. В это время Сергей Пронь не только становится творческой силой екатеринбургского джаза, но и организующей силой. В Екатеринбурге он формирует клубную жизнь, организует ансамбли, создаёт программы, постепенно начинает принимать участие в фестивалях, которые идут в Театре эстрады. Концертные программы, которые создаёт Сергей, рассчитаны на различную аудиторию с учётом вкусов и эстетических потребностей слушателей. Это могут быть программы для джазовых фестивалей, концертов в джаз-клубе, филармонических абонементов.

Сергею Проню очень помогает его уровень образования. В 1998 музыкант году был принят в Международную гильдию трубачей. Его возможности почти безграничны. Он умеет играть всё. А нужно ли это всё в Екатеринбурге? Это вопрос, который требует не просто ответа, а некой долгой практики в течение многих лет. В первое десятилетие нашего века Сергей Пронь выпускает творческие проекты, записи, которые воплощают целый ряд его достаточно новых, интересных, оригинальных идей, требующих уровня профессионализма, который присущ именно ему.

И вот сейчас перед нами диск квартета екатеринбургского трубача Сергея Проня, который называется "Монотоны" ("Monotones"), который базируется и довольно высоком уровне композиторской техники и на довольно высоком уровне техники исполнительской. В противовес названию диска пьеса "Бег из тьмы", которая сейчас прозвучит и которая не один раз появляется на изданиях С. Проня в разных вариантах, построена не на монотонном звучании, а на рывках, разрывах, мгновенных ускорениях, скачках. Она уже хороший пример европейской импровизационной музыки, исходящей из города, который находится ровно на границе между Европой и Азией. Пьесу исполняют: Сергей Пронь (труба), Юрий Бобрушкин (ударные инструменты), Аркадий Балакин (контрабас) и Александр Титов (фортепиано).

В исполнении джазового квартета екатеринбургского трубача Сергея Проня (The Sergey Pron’ Jazz Quartet) звучит пьеса из альбома 2003 года "Monotones":
2. "Бег из тьмы" (Сергей Пронь).

Трубач из Екатеринбурга Сергей Пронь своим творчеством продолжает линию, намеченную циклом "Лица необщим выраженьем". Этот цикл является существом программы "Бесконечное приближение", исследовательской музыкой, музыкой оригинальной, музыкой личностной. Это самое главное, пожалуй, для нас. И сегодня её представляет Сергей Пронь.

Сергей Пронь обладает очень высокого уровня композиторским талантом, великолепным чувством джаза, и его "живые" работы, его записи позволили ему участвовать в 2004 году в открытии цикла "Европейский джаз. XXI век" в Московском международном доме музыки. Собственно, цикл этот открывал известный очень именитый немецкий оркестр WDR биг-бенд, с которым в течение многих лет выступают великие звёзды джаза самого разного происхождения. Так вот, в Москве солистом этого оркестра стал Сергей Пронь.

Сергей Пронь и WDR биг-бенд не репетировали, они пришли к этой музыке сразу, обменявшись некими материалами, и концерт был в значительной степени импровизационным. Так что это действительно очень высокий уровень.

Ну и в том же 2004 году появляется новый альбом джазового квартета С. Проня, который называется "X-dance". Записал его тот же состав, который мы только что слушали: Сергей Пронь (труба), Юрий Бобрушкин (ударные), Аркадий Балакин (контрабас) и  Александр Титов (фортепиано). Композиции на этом альбоме чрезвычайно разнообразны, обладают невероятно мощным динамическим диапазоном и характеризуются великолепным владением трубой. Фактически альбом "X-dance" является сюитой, которая по обычному сюитному принципу состоит из целого ряда танцев. В данном случае этот танец рассматривается не как реальный танец с телесными движениями, а как танец-состояние, танец движения души. Думаю, что представление о характере этого танца даст "Танец номер 7".

В исполнении джазового квартета екатеринбургского трубача Сергея Проня звучит композиция из альбома 2004 года "X-dance":
3. "Dance 7" (Сергей Пронь).

Сергей Пронь, обладающий отличной техникой, высоким уровень трубача и явным композиторским талантом, будучи одним из лучших трубачей России, оказывается интересен самым разным партнёрам. В последние годы он немало играет с разными музыкантами. В частности, в его арсенале уже несколько выступлений на фестивале в Иерусалиме "JazzGlobus", где он музицирует в том числе и с арт-директором этого фестиваля – легендарным пианистом Вячеславом Ганелиным. У Сергея Проня хватает идей для целого ряда авторских дисков, записанных подряд за короткое время. А это не так просто сделать. Когда у музыканта выходят подряд диски, нужно, чтобы каждый из них имел некую собственную направленность, чтобы он был интересен слушателям. При этом С. Пронь не спекулирует радикальностью. Ему вполне хватает мысли при использовании обычных музыкальных средств.

Диск, который сейчас приготовлен для воспроизведения, был записан в 2006 году. Он называется "Вальс механической куклы". "Вальс механической куклы" – это странный кукольный театр, в котором разворачивает свои возможности квартет Сергея Проня, который теперь уже получил название "Европейский джазовый квартет". Куклы, которые участвуют в этих танцах, хотя и механические, вполне обращены к старому кукольному театру, к старому театру марионеток. У этих кукол разный характер. Причём совсем не детский характер. Это действительно европейский театр с многокультурным фоном. Интересно, что "вальс механической куклы", то есть некая механизированная музыка, так, по крайней мере, представляется этот диск, спонсируется Уральским оптико-механическим заводом. Наверное, в этом тоже есть какая-то своеобразная связь. Уральский оптико-механический завод к механике имеет всё-таки отношение. Ну и кукла здесь тоже механическая.

Ансамбль, который представляет этот диск, практически тот же, что был и перед этим, только барабанщик иной. Здесь в записи участвует Юрий Ковалевский. Остальные те же: Аркадий Балакин (контрабас), Александр Титов (фортепиано) и, конечно, Сергей Пронь (трубач и автор музыки). В данном случае его композиция называется "Петрушка".

В исполнении джазового ансамбля екатеринбургского трубача Сергея Проня "Европейский джазовый квартет" звучит фрагмент пьесы из альбома 2006 года "Вальс механической куклы":
4. "Петрушка" (Сергей Пронь).

К творчеству трубача Сергея Проня мы ещё вернёмся в наших программах из цикла "Лица необщим выраженьем".

культура джаз Екатеринбург/Свердловск музыка

Трубач Сергей Пронь: импровизации из Екатеринбурга (829-я программа)

35:46