8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

02 июля 2016

Музыкальные проекты трубача Дейва Дагласа конца XX века (826-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Программа "Бесконечное приближение" одной из своих целей ставит знакомство с современной музыкой в самых разных её проявлениях. Разумеется, в первую очередь речь идёт об импровизационной музыке. И из огромного количества людей, которые занимаются импровизационной музыкой, я порой выбираю каких-то определённых плодовитых, очень многообразных музыкантов и композиторов, которые, как мне кажется, являются яркими и широкими представителями этой самой современной музыки. И вместе со слушателями мы отслеживаем их творчество.

Сегодня речь пойдёт об американском трубаче, композиторе, человеке, которого очень трудно определить с точки зрения какого-то стиля, Дейве Дагласе (Dave Douglas). Сегодня пятая программа, посвящённая его творчеству и его музыке, которую этот человек творит необыкновенно быстро: с разными музыкантами и преследуя целый спектр идей, овеществляя их в своих композициях и изданиях. Сегодня речь пойдёт о той музыке, которая рождалась у Дейва Дагласа в самом конце прошлого века. Это время с 1998 года по 2000 год. Хотелось бы напомнить, что 2000 год относится, если иметь в виду обычную арифметику, к XX веку, а уже 2001 год – к XXI веку.

Американский трубач и композитор Дейв Даглас родился 24 марта 1963 года. Довольно рано начал выступать и записываться. Но его дебютный диск вышел только в 1993 году, когда музыканту было 30 лет. Назывался этот диск "Parallel Worlds" ("Параллельные миры"). С тех пор у него возникла огромная дискография, в которой Д. Даглас неимоверно расширяет традиционный язык джаза. Здесь, разумеется, возникает некоторый конфликт с мейнстримом, который пытается находиться в неких рамках. И, тем не менее, не признающий этих рамок Дейв Даглас эти границы всё время переходит. Но при этом это все равно современный мейнстрим.

И сейчас мы в этом попытаемся убедиться на очередном примере музыки Дейва Дагласа, взятой из 12-го альбома, который вышел под его именем. Альбом этот был записан в Нью-Йорке в студии Sound on Sound в январе 1998 года. Называется он "Convergence". В этом альбоме музыка принадлежит разным авторам. Тут есть авторские пьесы, и есть музыка Курта Вайля (Kurt Weill), Оливье Мессиана (Olivier Messiaen), как ни странно, то есть, человека, который принадлежит к совершенно другой сфере музыки вроде бы. И, конечно же, в собственной игре Дейва Дагласа ощущается влияние большого числа музыкантов: от Лестера Боуи (Lester Bowie) и Дона Черри (Don Cherry) до Майлза Дэвиса (Miles Davis) и Букера Литтла (Booker Little), от классической музыки, от камерной музыки до музыки, которая идёт из других музыкальных культур – музыки еврейской, музыки Ближнего Востока и музыки Восточной Европы. На этом альбоме присутствует даже большая, 16-минутная сюита "Встреча в бесконечности" ("Meeting At Infinity").

Дейв Даглас в этом альбоме вместе со своими партнёрами не стремится показывать какую-то виртуозность, она, пожалуй, вторична. Здесь для него важно художественное осмысление материала. Кстати, о партнёрах... С Дейвом Дагласом в этом альбоме записаны: скрипач Марк Фелдман (Mark Feldman), виолончелист Эрик Фридлэндер (Erik Friedlander), басист Дрю Гресс (Drew Gress) и барабанщик Майкл Сарин (Michael Sarin). Тема, которая сейчас прозвучит, имеет классическое в джазовом смысле происхождение. Она принадлежит Курту Вайлю. Это знаменитая "Песня Бильбао". Ну а воплощение, конечно, характерно для самого конца XX века, и здесь идеи Дейва Дагласа выступают в авангарде.

В исполнении джазового ансамбля американского трубача Дейва Дагласа звучит композиция Курта Вайля из альбома 1998 года "Convergence":
1. "Bilbao Song" (Kurt Weill).

Это был Дейв Даглас с определённым набором музыкантов, которые, между прочим, у него всё время меняются. По-видимому, это связано с тем, что огромное количество идей Дейва Дагласа требует различных партнёров, различных воплощений, различного дыхания в этих работах, и поэтому в течение одного года у него появляются несколько работ, несколько альбомов с разным составом музыкантов. Для такого невероятного творческого человека, как трубач Дейв Даглас, который, кстати, занимает очень серьёзные позиции во всевозможных рейтингах исполнителей на трубе и флюгельгорне, хотя, наверное, для него самого это вряд ли имеет какое-либо значение, самое главное – вот этот разнообразный современный язык, фактически формируемый как им, так и целым рядом других современных музыкантов.

Следующий альбом, о котором пойдёт речь, – это 15-й альбом Дейва Дагласа. Обращаю внимание слушателей на то, что у нас как бы нарушается порядок альбомов. Предыдущий был 12-м, а этот уже 15-й. Но дело в том, что он вышел как 15-й, а записан был как раз вслед за альбомом "Convergence", с которым мы только что знакомились. На данном альбоме, который называется "Leap Of Faith", присутствует квартет без фортепиано: трубач Дейв Даглас, тенор-саксофонист Крис Поттер (Chris Potter), контрабасист Джеймс Дженус (James Genus) и барабанщик Бен Перовский (Ben Perowsky). Опять основой языка этого альбома является язык мейнстрима, который неимоверно расширяется, при этом не теряя связи с корнями.

Большинство находок для музыкантов современного джаза, исповедующих мейнстрим, заключаются всё-таки в расширенной форме. Они давно уже ушли от старой традиции, где тема сменяется рядом вариаций и снова происходит возврат к теме. Здесь это уже не так. Продолжительные пьесы, например, у этих музыкантов могут делиться на некие микроструктуры, у которых есть собственная форма, миниатюрная, но форма.

Очень интересно взаимодействие инструментов. Труба и саксофон очень часто расходятся и сходятся в этом формообразовании. Возможно, что эта традиция ведёт своё происхождение от музыкантов стиля "кул" (cool): от знаменитого квартета Джерри Маллигана и трубача Чета Бейкера. Но уж очень далеко, конечно, от этого стандарта, от этой традиции ушли современные музыканты. Напомню, что я называю "современными" музыкантов всё-таки более чем 15-летней давности. Но я думаю, что это вполне оправданно, если иметь в виду 100-летнюю историю джаза.

Так вот, на пластинке "Leap Of Faith" все вещи очень разные. Они как раз и проявляют свободу подходов. Например, такой свободный подход осуществляется в пьесе, которая называется "Ошибочная идентификация" и которая подразумевает внутри себя некую тангообразную мелодию.

В исполнении джазового квартета американского трубача Дейва Дагласа звучит пьеса из альбома 2000 года "Leap Of Faith" (запись 1998 года):
2. "Mistaken Identity" (Dave Douglas).

Сегодня мы уже в пятый раз обращаемся к творчеству американского трубача Дейва Дагласа. Что любопытно? Именно этот музыкант выбран не просто так, не потому что он автору программы почему-то нравится, а другие не очень, нет. Дело в том, что Дейв Даглас даёт возможность познакомиться с невероятно широким спектром, который так или иначе относится к джазовому мейнстриму, но только уже на рубеже XX-XXI веков. Разнообразие музыки здесь велико, и именно эта личность воплощает это разнообразие в звуках, в работах, в дисках, которые, кстати, издаются на разных лейблах. Это тоже, наверное, характерно, поскольку эстетика этой музыки разнообразна, и не каждый лейбл берётся за всё подряд.

И сейчас следующий альбом, который имеет порядковый номер 13. Издан он на знаменитом лейбле Уинтер энд Уинтер (Winter & Winter). На нём представлен ещё один ансамбль Дейва Дагласа, который имеет уже достаточно длинную историю. Это известное "Tiny Bell Trio" ("Трио крохотного колокольчика"). В этом составе с Д. Дагласом играют гитарист Брэд Шепик (Brad Shepik) и ударник Джим Блэк (Jim Black). Существует этот ансамбль с 1991 года. Именно в том году партнеры Д. Дагласа перебрались в Нью-Йорк, и трио начало играть вместе по пятницам в небольшом кафе "Bell". Мы уже слышали это трио на более ранних альбомах. И сразу же становится понятной направленность этого ансамбля. Уже с первых концертов и с первого альбома определился "фирменный" стиль этого состава: сочетание джазовой импровизации с фольклором южных славян, венгров, румын. На представляемом альбоме, который называется "Songs For Wandering Souls", есть пьеса американского джазового мультиинструменталиста и композитора Роланда Кёрка (Roland Kirk), здесь есть музыка немецкого композитора Роберта Шумана (Robert Schumann), ну и, конечно, целый ряд авторских пьес самого Дейва Дагласа.

В исполнении американского трио "Tiny Bell Trio" в составе трубача Дейва Дагласа, электрогитариста Брэда Шепика и барабанщика Джима Блэка звучит пьеса из альбома 1999 года "Songs For Wandering Souls" (запись 1998 года):
3. "Sam Hill" (Dave Douglas).

Несмотря на внешнее сходство, виден огромный путь, который прошёл джаз в течение своей истории, в том числе и той её части, что приходится на конец XX века. Изменения большие. И мы их отслеживаем, как обычно, в программе "Бесконечное приближение".

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

Автор и ведущий – Михаил Митропольский, звукорежиссёр программы – Ольга Рудакова.

Дейв Даглас – удивительный трубач, очень плодовитый и творческий музыкант, человек, который пытается объять необъятное древо джаза, которое разрослось к концу прошлого века. И сейчас у нас на повестке дня в пятой программе, посвящённой творчеству Д. Дагласа, очередной, на этот раз 14-й альбом Дейва Дагласа и первый, который был издан им на мейджор-лейбле RCA. Альбом этот, как ни странно, посвящён пианистке и просветительнице Мэри Лу Уильямс (Mary Lou Williams). На альбоме – четыре композиции знаменитой пианистки. И, несмотря на приверженность в том или ином виде авангарду, Дейв Даглас передаёт стиль Мэри Лу Уильямс. И вот эта стилизация его обращения к другим стилям – это, конечно, его стихия, он умеет это делать. Обращаю внимание на то, что на этом альбоме, который был записан в 1999 году, четвёртом на сегодня в программе, четвёртый состав музыкантов. И почти никто в составах Дейва Дагласа не повторяется по сравнению с теми, что мы с вами уже успели услышать. Пожалуй, только вот басист Джеймс Дженус. В этом ансамбле, кроме Дейва Дагласа на трубе, на тенор-саксофоне, кларнете и бас-кларнете играет Грег Тарди (Greg Tardy), на тенор-саксофоне и кларнете – Крис Спид (Chris Speed), на ударных инструментах – Джоуи Барон (Joey Baron), на фортепиано – Ури Кейн (Uri Caine), на тромбоне – Джошуа Роузман (Joshua Roseman).

В исполнении джазового ансамбля американского трубача Дейва Дагласа звучит заглавная композиция из одноимённого альбома 1999 года "Soul On Soul":
4. "Soul On Soul" (Dave Douglas).

№ 826 "Dave Douglas V: Музыкальные проекты трубача Дейва Дагласа конца XX века.

культура музыка

Музыкальные проекты трубача Дейва Дагласа конца XX века (826-я программа)

35:48