8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

06 августа 2016

Саксофон и скрипка: продолжение "чёрных" традиций (831-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня на повестке дня две важные фигуры в истории джаза, разумеется, в связи с их юбилейными датами.

• Юбилей первого из этих музыкантов приходится на 7 августа. В этот день в 1936 году родился один из самых удивительных джазовых музыкантов, которого впоследствии, но далеко не сразу стали звать Роландом Кёрком (Roland Kirk). Впрочем, почему это произошло, я расскажу. А пока я хотел бы сказать, что многим из слушателей приходилось видеть и слышать саксофонистов, играющих сразу на трёх саксофонах. Сейчас это довольно распространённая картинка. Но в 60-е годы это было привилегией немногих. И один из таких музыкантов – флейтист, саксофонист, один из самых странных и загадочных музыкантов прошлого века Роланд Кёрк. 7 августа исполняется 80 лет со дня его рождения.

Появился на свет он в г. Колумбус (шт. Огайо). В самом раннем детстве будущий музыкант потерял зрение. А играть он начал в возрасте девяти лет. В какой-то момент на глаза ему в подвале старого музыкального магазина попались необычные музыкальные инструменты. Неизвестно, как они туда попали, но это были старинные испанские инструменты манзелло (manzello) и стритч (stritch), фактически прародители современного типа саксофонов.

Так вот, Р. Кёрк, увидев эти инструменты, загорелся идеей их использования. Более того, он изменил конструкцию и обычных инструментов. Например, на своём тенор-саксофоне он поменял клапанный механизм. И он нашёл способ играть на всех трёх инструментах одновременно.

К сожалению, Роланд Кёрк ушёл из этого мира достаточно давно, в 1977 году, но популярность его записей только возрастает. Они до сих пор актуальны. Вот одна из них, относительно ранняя. Август 1961 года. Роланд Кёрк – флейта и тенор-саксофон, Хэнк Джонс (Hank Jones) – фортепиано, Уэнделл Маршалл (Wendell Marshall) – контрабас и Чарли Пёрсип (Charlie Persip) – барабаны.

В исполнении джазового квартета американского саксофониста Роланда Кёрка звучит пьеса из альбома 1961 года "We Free Kings":
1. "Three For The Festival" (Roland Kirk).

Кстати, не только саксофон, но и флейта, которая звучала, – это тоже Роланд Кёрк. Он великолепно владел этим инструментом и появлялся уже в цикле программы "Бесконечное приближение" в качестве флейтиста, который называется "Голос флейты".

Ну а вообще само появление Р. Кёрка на сцене с тремя саксофонами на шее, в чёрных очках и нелепом, изрядно помятом цилиндре выглядело всегда довольно картинно. В своих выступлениях музыкант использовал свистки, сирены, флейты, клавиетту, большое количество самодельных инструментов самого разного вида. В 60-е годы Роланд Кёрк нередко был участником ансамблей Чарльза Мингуса (Charles Mingus), а в 70-е – чрезвычайно популярен со своими собственными группами.

Стилистика его музыки была весьма разнообразной. Иногда он доходил до крайнего авангарда, но в основе этой музыки всегда был старый блюз, иногда совершенно буквально воплощаемый музыкантами, которые только в нём и варились. Например, таковым был органист Джек МакДафф по прозвищу "Капитан" (Jack "Captain" McDuff). С ним Роландом Кёрком в 1961 году был записан великолепный и очень известный диск под названием "Kirk's Work". Кроме этих двух музыкантов, в записи участвовали ещё барабанщик Арт Тейлор (Art Taylor) и контрабасист Джо Бенджамин (Joe Benjamin).

В исполнении джазового квартета под руководством саксофониста Роланда Кёрка и органиста Джека Кэптена МакДаффа звучит пьеса из их совместного альбома 1961 года "Kirk's Work":
2. "Funk Underneath" (Roland Kirk).

Роланд Кёрк – один из самых странных и загадочных музыкантов прошлого века. Настоящее его имя – Рональд (Ronald), но Р. Кёрк изменил его на "Роланд" (Roland) и добавил "Расаан" (Rahsaan) после видения, посетившего его во сне. Для этого музыканта характерны дерзкие шутки и развязные манеры уличного музыканта. Впрочем, всё это соседствовало с виртуозной, искромётной игрой, с безупречной техникой циркулярного (непрерывного) дыхания, когда музыкант может играть длинную фразу или отдельную ноту сколь угодно долго. Порождаемое звучание имело очень своеобразный тембр, весьма подходящий для радикального джаза конца 60-х годов. Так или иначе, но сумасшедшая игра, особенно на фестивалях, на джемах в окружении афроамериканских музыкантов, имела явно радикальный настрой. И всё это представляло определённый тип "чёрного музыкального опыта". Вот пример фестивальной игры ансамбля Роланда Кёрка. Происходит это на Ньюпортском джазовом фестивале 1968 года, где его игра произвела очень серьёзное впечатление на слушателей.

В исполнении джазового ансамбля американского саксофониста Роланда Кёрка звучит пьеса из альбома 1968 года "Volunteered Slavery, Live At Newport Jazz Festival":
3. "One Ton" (Rahsaan Roland Kirk).

Ролан Кёрк, к сожалению, прожил не слишком долго. Осенью 1975 года музыкант перенёс удар, приведший к правостороннему параличу. Тогда Р. Кёрк принял решение в духе своего характера: он переучился играть на любимом инструменте, используя только одну левую руку, и вновь вернулся к концертной деятельности. Когда не хватало выразительности инструментальных средств, Р. Кёрк мог использовать и собственный голос. В 1977 году он основал "Vibration School of Music", пытаясь помочь молодым саксофонистам, которых он называл "черными классическими музыкантами", избегая слова "джаз". Второй удар, последовавший в 1977 году, был смертельным.

И сейчас прозвучит последняя на сегодня пьеса, которая имеет отношение к Роланду Кёрку. Эта пьеса принадлежит диску странного назначения. Диск этот называется "Compliments Of The Mysterious Phantom" и посвящён памяти первого профессионального афроамериканского игрока в американский футбол Фрица Полларда.

В исполнении джазового ансамбля американского саксофониста Расаана Роланда Кёрка звучит пьеса пианиста Маккоя Тайнера (McCoy Tyner) из альбома 1974 года "Compliments Of The Mysterious Phantom":
4. "Passion Dance" (McCoy Tyner).

Это был Роланд Кёрк, которому 7 августа могло бы исполниться 80 лет, но его давно уже нет на свете.

• А у нас впереди у кого-то – это знакомство, у кого-то – новая встреча с искусством американской скрипачки Реджины Картер (Regina Carter). Многим она знакома по выступлениям в Москве. И сегодня мы имеем тоже возможность её поздравить. Дело в том, что 6 августа 1966 года в Детройте она как раз родилась. Таким образом, у неё юбилей, а многие ещё полны впечатлений от её выступлений в Москве. Я хотел бы напомнить, что Реджина Картер принадлежит к не совсем обычному поколению джазовых скрипачей. Впрочем, скрипкой она овладела ещё в раннем детстве. Реджина училась в школе, участвовала в симфоническом оркестре, выступала как в джазе, так и на поп-сцене.

В начале 90-х годов девушка оказалась в Нью-Йорке. Более того, в компании очень серьёзных имён. Среди них были саксофонист и флейтист Оливер Лейк (Oliver Lake), трубач Том Харрелл (Tom Harrell), струнный коллектив "String Trio Of New York".

Первый сольный альбом, представивший соединение хорошей академической школы и афроамериканских традиций, вышел в 1995 году. Ну а последний альбом, который можно слушать сейчас, – это запись 2014 года. Он посвящён корневой музыке Юга США. Пожалуй, мы сейчас посмотрим, с чего начинала Реджина Картер.

Её дебют на солидном лейбле Verve Records (хотя это не первая её пластинка) состоялся в 1998 году. К этому времени Реджина Картер уже успела переслушать многих корифеев академической музыки. Она знала довольно хорошо творчество французского скрипача Стефана Граппелли (Stéphane Grappelli), саксофониста Чарли Паркера (Charlie Parker), великих джазовых певиц Билли Холидей (Billie Holiday), Сары Воан (Sarah Vaughan) и Эллы Фицджеральд (Ella Fitzgerald). И это всё вылилось в её дебют вместе с опытным пианистом Кенни Барроном (Kenny Barron) за роялем на пластинке, которая называется "Rhythm Of The Heart".

В исполнении квартета американской джазовой скрипачки Реджины Картер звучит пьеса пианиста Тэдда Дамерона из альбома 1998 года "Rhythm Of The Heart":
5. "Our Delight" (Tadd Dameron).

Реджина Картер не просто продолжает "чёрные" традиции американских скрипачей свинговой школы вроде Стаффа Смита (Stuff Smith) или варианты скрипки "чёрного" радикального авангарда. Скорее, она идёт по такому лёгкому, осовремененному пути, который был проложен европейским патриархом джазовой скрипки Стефаном Граппелли. Р. Картер получила образование в Консерватории Новой Англии. Ну а знакомство с джазом у неё состоялось благодаря своей школьной подруге – певице Карле Кук (Carla Cook), которая показала ей записи С. Граппелли́ и которая потом приезжала вместе с ней в 2007 году в Москву.

Последняя пластинка нашей героини Реджины Картер приходится на 2014 год и обращена к американскому Югу. Туда она отправилась при помощи, кстати, архивов Смитсоновского института на поиски прошлого своей музыки. Так и появилась пьеса, принадлежащая Хэнку Уильямсу (Hank Williams), под названием "Honky Tonkin'". Как раз её и можно слышать на этой последней её пластинке

В исполнении квинтета американской джазовой скрипачки Реджины Картер звучит пьеса гитариста и певца Хэнка Уильямса из альбома 2014 года "Southern Comfort":
6. "Honky Tonkin'" (Hank Williams).

№ 831 Roland Kirk (ts), 07.08.1936 & Regina Carter (viol), 06.08.1966 Саксофон и скрипка: продолжение "чёрных" традиций

культура музыка

Саксофон и скрипка: продолжение "чёрных" традиций (831-я программа)

35:49