8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

13 августа 2016

Мэл Уолдрон: соединяя эпохи и музыку (832-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Программа "Бесконечное приближение" нередко занимается тем, что наводит мосты между различными видами музыки, между различными не только жанрами, а принципиально разными видами, к которым в первую очередь, относятся академическая музыка и джаз. И, конечно же, для нас чрезвычайно важны музыканты, которые в наведении таких мостов сыграли важную роль. Среди таких музыкантов – американский пианист Мэл Уолдрон (Mal Waldron). Наша программа нередко обращается к его музыке, к его творчеству именно по этой причине.

Ну а сейчас мы это делаем просто потому, что мы накануне дня его рождения. Он родился 16 августа. Мэла Уолдрона нет уже давно на свете, но он оставил после себя такой музыкальный материал, что его можно слушать бесконечно. Его разнообразие и количество впечатляет.

Американский пианист Мэл Уолдрон родился 16 августа 1925 года в Нью-Йорке. Уже в детстве он начал приобщаться к джазу, причём он учился джазу как альт-саксофонист. А как пианист он изучал классику. Так что мостик здесь совершенно очевиден. Заканчивал он нью-йоркский Куинс-колледж (Queens College). И, в конце концов, навсегда переключился на джазовое фортепиано.

Первую свою запись он сделал в начале 50-х годов вместе с саксофонистом Айком Квебеком (Ike Quebec). Ну а затем, в 1954-1956 годах, Мэл Уолдрон работал с контрабасистом Чарльзом Мингусом (Charles Mingus) в его "Jazz Workshop". Стиль Мэла Уолдрона складывается под влиянием пианистов Бада Пауэлла (Bud Powell) и, конечно, в большей степени Телониуса Монка (Thelonious Monk). Но он более широкий и вдумчивый. В последние два года жизни великой певицы Билли Холидей (Billie Holiday), с 1957 по 1959 годы, Мэл Уолдрон был её постоянным аккомпаниатором. Ну а то, что касается влияния Т. Монка, то оно ощущается в это же время – в конце 50-х годов.

Прозвучит запись, которая была сделана на студии Руди ван Гелдера (Rudy Van Gelder Studio) в Энглвуд Клиффс (Englewood Cliffs, шт. Нью-Джерси) в марте 1959 года. Ансамбль Мэла Уолдрона – это трио, в состав которого, кроме него самого, входят контрабасист Эддисон Фармер (Addison Farmer) и барабанщик Альберт Хит (Albert Heath).

В исполнении джазового трио американского пианиста Мэла Уолдрона звучит композиция из альбома 1959 года "Impressions":
1. "C'est Formidable" (Mal Waldron).

60-е годы начались для Мэла Уолдрона интенсивной работой с саксофонистом Эриком Долфи (Eric Dolphy), что отражено в нескольких превосходных концертных альбомах, записанных ими в нью-йоркском клубе Five Spot. Одновременно он стал "домашним" музыкантом компании грамзаписи Prestige. Мэл Уолдрон не только предлагал свои темы, ставшие стандартами (например, "Soul Eyes"), но и писал очень эффектные аранжировки. Он работал с певицей Эбби Линкольн (Abbey Lincoln), написал музыку для трёх кинофильмов.

В середине 60-х, как и многие другие американские музыканты, Мэл Уолдрон навсегда уехал в Европу. Он поселился в Мюнхене и стал заметным действующим лицом европейской джазовой сцены. Достаточно сказать, что в каталогах двух ведущих германских лейблов ECM и Enja его альбомы стоят под номерами один ("Free At Last") и четыре ("Black Glory"), соответственно. Мы сегодня услышим и тот, и другой. Сначала, естественно, "первый" альбом легендарной фирмы ECM. Вот с чего всё начиналось. 24 ноября 1969 года трио Мэла Уолдрона записало на студии Tonstudio Bauer альбом под названием "Free At Last".

В исполнении джазового трио американского пианиста Мэла Уолдрона звучит композиция из альбома 1969 года "Free At Last" (альбом номер один фирмы ECM):
2. "1-3-234" (Mal Waldron).

Стиль игры Мэла Уолдрона, в немалой степени сформировавшийся под влиянием Телониуса Монка, позволял ему достигать равно убедительных результатов как в стилистике "хард-боп", так и в более "свободной музыке". "В этом альбоме, – писал Мэл Уолдрон, – вы услышите различные подходы к моей музыке. Альбом представляет мою встречу с "фри-джазом". В моем понимании "фри-джаз" не означает полную анархию или дезорганизацию звука. Я играю ритмически вместо солирования или смены аккордов".

В 70-е годы он много записывался на фирме Enja. Достаточно назвать блестящие альбомы "Up Popped The Devil" (1973 год) и "Hard Talk"(1974). На самом первым, а точнее "четвёртым", на фирме Enja был альбом под названием "Black Glory", записанный в Германии в июне 1971 года.

В исполнении джазового трио американского пианиста Мэла Уолдрона звучит композиция из альбома 1971 года "Black Glory" (альбом номер четыре фирмы Enja):
3. "Rock My Soul (Mal Waldron).

Это была "живая" запись, сделанная в Германии. На ней даже слышны голоса людей из зала. Так играли в 1971 году, и с этого начиналась история одной из самых известных немецких фирм Enja. Ну и, конечно, Мэла Уолдрона.

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

Автор и ведущий – Михаил Митропольский, звукорежиссёр программы – Ольга Рудакова.

Мэл Уолдрон издал много альбомов, как сольных, так и в различных составах, включая диски, посвящённые его самым знаменитым партнёрам. Один из них – "Blues for "Lady Day" 1972 года – был посвящён леди Дей (Lady Day), то есть, Билли Холидей, с которой Мэл играл последние два года её жизни. Есть у него и альбом "Mingus Lives" 1979 года, посвящённый Чарльзу Мингусу, у которого он многому научился.

Ну а в 80-е годы он продолжал выпускать множество записей на различных мелких европейских лейблах, создал ряд крупных работ для компаний Soul Note ("Update", "Seagulls Of Kristiansundi") и Timeless Records ("No More Tears (For Lady Day)").

Одной из интереснейших его работ было сочетание с певицей Джинн Ли (Jeanne Lee), которую обычно относят к разряду авангардных певиц, хотя она столь же уверенно себя чувствует и в мейнстриме. Запись их дуэта была сделана в мае 1994 года в Париже. Пластинка называется "After Hours". Пьеса, которая сейчас прозвучит, была когда-то сыграна и записана на пластинке 1961 года "The Quest" вместе с Эриком Долфи.

В исполнении дуэта в составе певицы Джинн Ли и пианиста Мэла Уолдрона звучит пьеса из альбома 1994 "After Hours":
4. "Fire Waltz" (Mal Waldron).

Мне кажется, что пианист и композитор Мэл Уолдрон, который соединяет разные эпохи и разные виды музыки, не является в достаточной степени известным, популярным и оценённым музыкантом. А музыкант он весьма глубокий, достойный большего.

Мэл Уолдрон прожил интересную жизнь, сделал множество записей. В том числе он много выступал и записывался в Японии. У него есть специальное произведение, написанное по неким японским событиям.

Ну а последний альбом Мэла Уолдрона "One More Time" появился за два месяца до его смерти в октябре 2002 года. Он умер 2 декабря 2002 года в Брюсселе (Бельгия) на 77-м году жизни. Напомню, что его день рождения приходится на август, буквально через три дня. Ну а по сравнению с вечностью наша жизнь очень коротка, поэтому я очень рад записи, которая сейчас прозвучит. Она взята из последнего альбома Мэла Уолдрона. Эту запись сам Мэл Уолдрон считал одной из высших точек в своей музыкальной карьере, в своём музыкальном постижении мира. Композиция "All Alone". Мэл Уолдрон играет её один. Запись была сделана во Франции в январе 2002 года.

В исполнении американского пианиста Мэла Уолдрона звучит композиция из его последнего альбома "One More Time" (2002 год):
5. "All Alone" (Mal Waldron).

№ 832 Mal Waldron (Мэл Уолдрон: соединяя эпохи и музыку)

Мэл Уолдрон: соединяя эпохи и музыку (832-я программа)

35:48