8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Барочная практика" Музыкальные

Эпизод

15 июля 2018

Зеленка. Miserere. Неоконченная история исполнений

В прямом эфире этой программы в рамках нашего цикла духовных сочинений Яна Дисмаса Зеленки познакомимся с его Miserere до минор. Это, пожалуй, наиболее известное из его церковных произведений, записанное как минимум 6 раз. Компактное сочинение на текст 50 псалма (13-15 минут в зависимости от темпа интерпретации) – яркий образец позднего церковного стиля композитора. В отличие от многих других сочинений, рукопись Miserere прекрасно сохранилась, и есть её точная дата – 12 марта 1738 года. Вероятно, сочинение предназначалось для исполнения в Страстную Пятницу того же года.

6 коротких разделов Miserere определяют его особую архитектонику. Вступительное адажио (с указанием ma non tanto) – яркий образец драматичного барочного пафоса на текст начальной фразы Псалма "Помилуй меня, Боже" – вполне мог бы вдохновить современных минималистов. Зеленка решил завершить произведение этим же адажио в заключительном 6 разделе, вероятно одухотворившись собственной музыкой, действительно исполненной особой сакральной силой воздействия. Заметим, что интерпретация этого адажио может быть сугубо индивидуальна, что мы и услышим в нескольких исполнениях. 2 и 5 части представляют особый интерес. Вместо ожидаемой хоровой фуги, которых Зеленка написал великое множество и с восхитительным мастерством, мы слышим адаптацию ричеркара Фрескобальди из его коллекции Fiori musicali 1635 года под дрезденский формат, где хоровая линия развивается в сопровождении двух гобоев, фагота и органа. 3 раздел на текст славословия "Слава Отцу, и Сыну, и Святому духу" – ария сопрано, немного в духе Хассе, 4 часть на тот же текст – небольшая хоровая фуга.

стиль барокко музыка

Зеленка. Miserere. Неоконченная история исполнений

48:00
Воскресенье
00:10
Следующий выпуск

Воскресенье, 22 июля

00:10