8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Документальный проект Леонида Варебруса" Радиофильм

Эпизод

13 августа 2017

Исаакий. Номер 540 по реестру ЮНЕСКО

О старинной истории и новых традициях четвертого по счету Исаакиевского собора в честь небесного покровителя императора Петра Первого Исаакия Долматского в день его памяти, 16 августа. Освящен 12 июня (30 мая) 1858 года

    Не удивительно, что столь грандиозное сооружение Огюста Монферрана - объект Всемирного наследия.  А совсем недавно в «северной столице» одной традицией стало больше: это звон новых колоколов Исаакиевского собора, «соединенных» по времени  с полуденным выстрелом пушки на Нарышкином бастионе Петропавловской крепости и боем курантов собора святых апостолов Петра и Павла…

Первым, еще в 2013 году, на Исаакии установили10-тонный колокол, отлитый в Воронеже и «снабженный» автоматическим «звонарем». Потом привезли другие. Дальше об архитектурной истории, тем более, что страсти вокруг собора, кажется, стихли и можно просто полюбоваться его красотой без всяких политических и прочих споров. Наверное, популярности это памятнику добавило, т.к. белые ночи давно позади, а тут просто не протолкнуться, ни утром, ни днем, ни поздним вечером…

В этом соборе, когда-то кафедральном и одном из трех в Империи государственных (плюс Спас на крови в Петербурге и Христа-Спасителя в Москве)  необычно все, начиная от первопроходческих находок французского зодчего Огюста Монферрана, которому император Александр I и поручил строительство, до уникальных «операций» по подъему и установке многотонных монолитных гранитных колонн, «переводу» живописи новым тогда способом в мозаичные картин, на каждую мастерам требовалось около года работы. Или потрясающего витража из «пергаментного стекла» с более чем 100 цветами и оттенками, созданного в Мюнхене в 1843 году по рисунку художника фон Гессена и собранного уже на Неве. Плюс внутренняя отделка  из десятков сортов мраморов, минералов, наконец, до впервые примененных тут металлоконструкций для сооружения купола и удивительных, отлитых из бронзы  с «рамами» из дуба соборных ворот «по сторонам света» со скульптурами работы Джованни Витали площадью в 42 квадратных метра каждые...

Предыстория Исаакия тоже любопытна. Самый первый и уникальный был построен еще императором Петром Первым. Там когда-то проходила и церемония его венчания.  Нынешний – четвертый. Сооружен в 1818—1858 годах французским архитектором Огюстом Монферраном. Высота — сто один  метр, внутренняя площадь — более 4 000 квадратных метров!  И одно уточнение. Речь о новом строительстве собора, третий создавал Антонио Ринальди.

 А это строительство курировали императоры Александр Первый, Николай Первый и Александр Второй. Председателем строительной комиссии был назначен граф Карл Опперман, российский инженер, картограф и фортификатор, участник наполеоновских войн. После  40 лет долгострой в очередной раз освятили в память Исаакия Далматского, небесного святого Петра Первого, ровно в день рождения императора, 30 мая или, 12 июня, по нашему уже стилю…

Теперь другие подробности. И «узелок» на память поборникам скреп… Строительство самой первой, еще деревянной церкви, завершенной в 1707 году, как и трех последующих Исаакиевских храмов, уже каменных, велось за счёт царской казны. Это был сруб из круглых брёвен длиной до 18 метров, шириной в 9 и высотой до крыши  около 5 метров. Внешние стены обили широкими горизонтальными досками, сделав крышу под углом в 45 градусов, чтобы обеспечить хороший сход снега и дождя. Вот так-то! И никаких «сосуль»! Её также покрыли водонепроницаемым воско-битумным составом, которым в те времена смолили днища кораблей. Кстати, с 1723 года, по императорскому указу, только в Исаакиевском храме могли приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства. И такой факт. Третий по счету собор вызвал насмешки и иронию жителей Петербурга. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал такую эпиграмму:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный..

При попытке прикрепить листок с этим четверостишием к фасаду собора, военмора арестовали. Поразительно, как  дорого он поплатился за своё остроумие: ему отрезали язык и сослали в Сибирь. Позднее, при императоре Александре Первом, когда во исполнение уже нынешнего, «монферрановского» варианта собора, стали разбирать кирпичную кладку, фольклор откликнулся на это новой эпиграммой.

Сей храм трёх царствований изображение:
Гранит, кирпич и разрушение.

 

Впрочем, своеобразная стихотворная шутка случилась и при Огюсте Монферране,  когда завершилось архитектурное оформление  Исаакиевской площади с памятником Николаю Первому Петра Клодта в центре по проекту Огюста Монферрана, это 1859 год. Незадолго до открытия по городу распространилась эпиграмма:  «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает». Дело в том, что на Неве, с другой стороны собора, на Сенатской площади, еще в 1782 году был установлен памятник императору Петру Первому Этьена Фальконе.  Вот и сравнили.  О нынешних эмоциях и впечатлениях будем говорить уже в нашем эфире!

 

 

 

Исаакий. Номер 540 по реестру ЮНЕСКО

24:59
Воскресенье
19:30
второе, четвёртое воскресенье месяца
Четверг 03:20
Следующий выпуск

Четверг, 14 декабря

03:10

Песни предков в сельском музее
На связи времен – старинные песни владимирской глубинки, пропетые в Лизуново жителями окрестных деревень в родительском доме известного в прошлом веке детского писателя Алексея Мусатова и в интерьере героев его повести "Стожары"