8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Документальный проект Леонида Варебруса" Радиофильм

Эпизод

13 августа 2017

Исаакий. Номер 540 по реестру ЮНЕСКО

О старинной истории и новых традициях четвертого по счету Исаакиевского собора в честь небесного покровителя императора Петра Первого Исаакия Долматского в день его памяти, 16 августа. Освящен 12 июня (30 мая) 1858 года

    Не удивительно, что столь грандиозное сооружение Огюста Монферрана - объект Всемирного наследия.  А совсем недавно в «северной столице» одной традицией стало больше: это звон новых колоколов Исаакиевского собора, «соединенных» по времени  с полуденным выстрелом пушки на Нарышкином бастионе Петропавловской крепости и боем курантов собора святых апостолов Петра и Павла…

Первым, еще в 2013 году, на Исаакии установили10-тонный колокол, отлитый в Воронеже и «снабженный» автоматическим «звонарем». Потом привезли другие. Дальше об архитектурной истории, тем более, что страсти вокруг собора, кажется, стихли и можно просто полюбоваться его красотой без всяких политических и прочих споров. Наверное, популярности это памятнику добавило, т.к. белые ночи давно позади, а тут просто не протолкнуться, ни утром, ни днем, ни поздним вечером…

В этом соборе, когда-то кафедральном и одном из трех в Империи государственных (плюс Спас на крови в Петербурге и Христа-Спасителя в Москве)  необычно все, начиная от первопроходческих находок французского зодчего Огюста Монферрана, которому император Александр I и поручил строительство, до уникальных «операций» по подъему и установке многотонных монолитных гранитных колонн, «переводу» живописи новым тогда способом в мозаичные картин, на каждую мастерам требовалось около года работы. Или потрясающего витража из «пергаментного стекла» с более чем 100 цветами и оттенками, созданного в Мюнхене в 1843 году по рисунку художника фон Гессена и собранного уже на Неве. Плюс внутренняя отделка  из десятков сортов мраморов, минералов, наконец, до впервые примененных тут металлоконструкций для сооружения купола и удивительных, отлитых из бронзы  с «рамами» из дуба соборных ворот «по сторонам света» со скульптурами работы Джованни Витали площадью в 42 квадратных метра каждые...

Предыстория Исаакия тоже любопытна. Самый первый и уникальный был построен еще императором Петром Первым. Там когда-то проходила и церемония его венчания.  Нынешний – четвертый. Сооружен в 1818—1858 годах французским архитектором Огюстом Монферраном. Высота — сто один  метр, внутренняя площадь — более 4 000 квадратных метров!  И одно уточнение. Речь о новом строительстве собора, третий создавал Антонио Ринальди.

 А это строительство курировали императоры Александр Первый, Николай Первый и Александр Второй. Председателем строительной комиссии был назначен граф Карл Опперман, российский инженер, картограф и фортификатор, участник наполеоновских войн. После  40 лет долгострой в очередной раз освятили в память Исаакия Далматского, небесного святого Петра Первого, ровно в день рождения императора, 30 мая или, 12 июня, по нашему уже стилю…

Теперь другие подробности. И «узелок» на память поборникам скреп… Строительство самой первой, еще деревянной церкви, завершенной в 1707 году, как и трех последующих Исаакиевских храмов, уже каменных, велось за счёт царской казны. Это был сруб из круглых брёвен длиной до 18 метров, шириной в 9 и высотой до крыши  около 5 метров. Внешние стены обили широкими горизонтальными досками, сделав крышу под углом в 45 градусов, чтобы обеспечить хороший сход снега и дождя. Вот так-то! И никаких «сосуль»! Её также покрыли водонепроницаемым воско-битумным составом, которым в те времена смолили днища кораблей. Кстати, с 1723 года, по императорскому указу, только в Исаакиевском храме могли приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства. И такой факт. Третий по счету собор вызвал насмешки и иронию жителей Петербурга. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал такую эпиграмму:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный..

При попытке прикрепить листок с этим четверостишием к фасаду собора, военмора арестовали. Поразительно, как  дорого он поплатился за своё остроумие: ему отрезали язык и сослали в Сибирь. Позднее, при императоре Александре Первом, когда во исполнение уже нынешнего, «монферрановского» варианта собора, стали разбирать кирпичную кладку, фольклор откликнулся на это новой эпиграммой.

Сей храм трёх царствований изображение:
Гранит, кирпич и разрушение.

 

Впрочем, своеобразная стихотворная шутка случилась и при Огюсте Монферране,  когда завершилось архитектурное оформление  Исаакиевской площади с памятником Николаю Первому Петра Клодта в центре по проекту Огюста Монферрана, это 1859 год. Незадолго до открытия по городу распространилась эпиграмма:  «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает». Дело в том, что на Неве, с другой стороны собора, на Сенатской площади, еще в 1782 году был установлен памятник императору Петру Первому Этьена Фальконе.  Вот и сравнили.  О нынешних эмоциях и впечатлениях будем говорить уже в нашем эфире!

 

 

 

Исаакий. Номер 540 по реестру ЮНЕСКО

24:59
Воскресенье
18:10
второе, четвёртое воскресенье месяца
Четверг 03:10
Следующий выпуск

Воскресенье, 24 июня

18:10

"Не дам забыть…"
"Не дам забыть, как падал ленинградец…" Ольга Берггольц, её строчки. О дневниках поэтессы и блокадных днях будем говорить с писательницей Натальей Громовой, лауреатом Русского Букета и автором новой книги о Берггольц "Смерти не было и нет. Опыт прочтения судьбы". Другие подробности в фоторепортаже "1941-2018": вчера была война