8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Документальный проект Леонида Варебруса" Радиофильм

Эпизод

08 апреля 2018

Лица одного персонажа, солдата Швейка

28 марта в Александринском театре Санкт-Петербурга был премьерный спектакль Валерия Фокина «Швейк. Возвращение», что стало поводом для этой эфирной встречи. Вместе с актером Степаном Балакшиным в Петербурге и его московскими коллегами в студии «Радио России», мы перелистаем некоторые страницы старого романа Ярослава Гашека…и его версии 2018 года.

На связи времен – Первая мировая война, когда-то увиденная глазами Ярослава Гашека и одного из его героев, солдата Швейка…

Впервые Швейк появляется в сборнике рассказов Гашека «Бравый солдат Швейк и другие удивительные истории», вышедшем в 1912 году. Вновь к тому же герою Гашек вернулся спустя пять лет: в июне 1917 года в Киеве вышла повесть «Бравый солдат Швейк в плену» в скромном карманном издании…Вернувшись из России в Прагу, писатель возвращается к своему герою, теперь уже в монументальном романе в шести частях. Роман выходил почти еженедельно отдельными тетрадями по 32 страницы, продававшимися за 2 кроны, первая появилась 14 марта 1921 года.

Вот, из той книги Гашека про Швейка:

«В наше время вы можете встретить на пражских улицах бедно одетого человека, который и сам не подозревает, какого его значение в истории новой, великой эпохи. Он скромно идет своей дорогой, ни к кому не пристаёт…Если бы вы спросили его, как его фамилия, он ответил бы просто и скромно «Швейк».

Я искренне люблю бравого солдата Швейка и представляя вниманию читателей его похождения во время мировой войны, уверен, что все будут симпатизировать этому непризнанному герою. Он не поджег храма богини в Эфесе, как это сделал глупец Герострат для того, чтобы попасть в газеты и школьные хрестоматии. И этого вполне достаточно…»

Роман Гашека столетней давности, мы читали в студии «Радио России». А в Санкт-Петербурге он неожиданно вернулся в наше время как некая провокация. О чем и заметил режиссер спектакля «Швейк. Возвращение» народный артист России Валерий Фокин, в старинном Александринском театре. А разговор со Швейком о Швейке с актером Степаном Балакшиным был именно там, близ Невского проспекта.

Его Швейк возвращается в инвалидной коляске над игровой частью сцены Александринки и со справкой из сумасшедшего дома, что он «самый большой идиот из всех возможных». И снова обречен воевать. Но за 100 лет с момента написания, Швейк сильно изменился.

Программа, не рецензия на новый спектакль Александринского театра, который вызвал ожесточенные споры, тишину в зале и гомерических хохот от некоторых сцен. Это скорее попытка понять зачем и почему вернулся Швейк в пьесе драматурга Татьяны Рахмановой.

За время спектакля он будет среди солдат разных войн – от Первой мировой до сегодняшних. Как сказано в одной из рецензий: «Причина возрастного ценза постановки 18+ – кадры современных военных казней.»

И вместо присущего до сих пор Швейку фарса, идет жесткий и бескомпромиссный разговор о войне. Многие с премьеры уходили…От ужаса и отвращения к увиденным реальностям, начиная с «тряпичных кусков кукол» в руках выстроившихся в очередь «солдат» – военная реальность, не ставшая на сцене рядовым «кадром»…И сам Швейк у Фокина-Балакшина, вовсе не смешной герой прежнего времени….

Впрочем, и видим мы вовсе не Швейка Гашека, нас самих, сегодня. В пьесе Татьяны Рахмановой по мотивам старого романа.

О самом пете6рбургском уже Швейке, Степане Балакшине. Непросто было прийти и в театр, и к этой роли выпускнику Щукинского училиша, петербургскому актеру, родившемуся в Ленинграде и начинавшему когда-то «путь в профессию» в киношколе при Ленфильме. И для нынешней премьеры даже специально набрать аж 17 килограммов «лишнего веса»…

Об всем этом, и о том, каким «увидел» свою роль Степан Балакшин, наш разговор в старинной Александринке близ Невского проспекта. После увиденного в Санкт-Петербурге спектакля художественного руководителя театра Валерия Фокина по пьесе драматурга Татьяны Рахмановой «Швейк. Возвращение» и разговора с их Швейком – Степаном Балакшиным. Мы услышали лишь то, что услышали…

Пусть у каждого будут и свой Гашек, и свой Швейк, и своя война. Об этом – наш эфир.

Вместо послесловия. Кто смотрел старый уже, еще 1975 года, но актуальнейший и сейчас фильм «Пролетая над гнездом кукушки», этот шедевр Милаша Фармана, получивший пять премий «Оскара» с Джеком Николсоном, вероятно помнят свои ощущения: первую часть фильма ты просто хохочешь над ситуациями, в которые попадают герои психушки, во второй – на душе становится тошно от того, что ты видишь и чувствуешь. Со Швейком в Петербурге вышло точно также…

Да, еще про фильм: сымитировав помешательство в надежде избежать тюремного заключения, персонаж Фармана попадает в психиатрическую клинику и поражается тому, что прочие пациенты смирились с существующим положением вещей, а потом…пытается бороться за них. И это ему удается, но какой ужасной ценой…

Война у Гашека, и война у Фокина, тоже ужас. И совсем не столетней давности…

Лица одного персонажа, солдата Швейка

24:59
Воскресенье
18:10
второе, четвёртое воскресенье месяца
повтор в следующий четверг 03:10
Следующий выпуск

Четверг, 28 июня

03:10

"Не дам забыть…"
"Не дам забыть, как падал ленинградец…" Ольга Берггольц, её строчки. О дневниках поэтессы и блокадных днях будем говорить с писательницей Натальей Громовой, лауреатом Русского Букета и автором новой книги о Берггольц "Смерти не было и нет. Опыт прочтения судьбы". Другие подробности в фоторепортаже "1941-2018": вчера была война