8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Связь времен". Документальный проект Леонида Варебруса Радиофильм

Эпизод

10 июня 2018

Петипа: от Марселя до Санкт-Петербурга. Часть 2-я

Уникальные факты из артистической биографии французского танцовщика и хореографа Мариуса Петипа, и о его наследии в балетных постановках нашего времени, ставших своеобразным «ответом» Франции «от России», как однажды заметил глава парижского театра Гранд-Опера Сергей Лифарь

За свою жизнь будущий балетмейстер Императорских театров России, уроженец Марселя Мариус Петипа, начинавший танцовщиком в театрах Брюсселя и Нанта, успел поработать в нескольких странах. И всё, с учителем, Жан Антуаном Петипа,своим отцом. В его же постановке в 1931 году он впервые вышел на сцену в "Танцемании". Об этом Петипа-младший потом написал так: "Семи лет я начал обучаться и танцевальному искусству в классе отца, переломавшего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии". Мариус тоже не раз пользовался смычком, но исключительно для работы, лишь в России став "законодателем" в мире балета и поставив за свою карьеру более 70 спектаклей. Его первой крупной премьерой в Петербурге стал балет "Дочь фараона". Это был 1862 год…

Второй после "Дочери фараона" спектакль Мариуса Петипа крупной формы – "Царь Кандавл" был поставлен для балерины Генриетты Дор, приглашённой в Петербург из Вены. Премьера состоялась 29 октября 1868 года на сцене Большого (Каменного) театра. В главных ролях выступили Генриетта Дор (Низия) и Александра Кеммерер (Диана). Здесь Петипа попробовал отступить от негласной традиции императорской сцены, требовавшей непременного благополучия финала в балетном спектакле. Балетмейстер шутливо относил этот спектакль, насыщенный всевозможными танцами – к "грехам молодости". Тем не менее, на петербургской сцене балет шёл до 1876 года…

Историки балета рассказывают удивительную историю, связанную именно с этим балетом. Оказывается, во время визита шаха Ирана ему показали этот балет, в котором ему понравилось всё, но больше всего монарха поразили балерины, одетые в "пачки". Вернувшись, он приказал всем наложницам своего гарем носить именно балетные "туфли". Есть даже фотография, сделанная русским фотографом Антоном Севрюгиным в Тегеране, негатив которой ныне хранится в Бруклинском музее США. Копия – на выставке "Два века Петипа" в московском музее А.Бахрушина.

А на стене экспозиции в разделе "Императорские театры", экскизы и рабочие записи Петипа, костюм для первого акта балета М.Петипа по сценарию С.Волконского – еще один директор Императорских театров – "Волшебное зеркало", поставленное в Мариинском театре в 1903 году. Да много чего. Рассказывать об этом Людмиле Шемраковой и Сергею Коняеву.

Но Биографии маэстро не ждите. Вы услышите лишь некоторые любопытные истории об удивительной жизни "француза в России", ставшего участником сразу трех императорских коронаций…Будет смотреть эскизы к поставленным им балетам, конторские книги разных министерств, письма, реконструированные костюмы, рабочие записи и черновые рисунки, по которым балетмейстер "строил" будущие свои проекты…В общем то, что сегодня и зовется "школой Петипа". А "открытые" и созданные им спектакли – "Баядерка", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Корсар", "Жизель" и другие есть в репертуаре крупнейших мировых театров, как и Большого в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге….И нового совсем, с юным еще возрастом, в 6 лет, театра балета имени Петра Чайковского…Тут говорим о наследии Петипа, сразу после "Лебединого озера" в Эрмитажном театре, на берегу Невы в мае 2018 года с художественным руководителем труппы Елизаветой Меньшиковой, основателем театра, музыкантом Мариинки и симфонического оркестра Петербургской филармонии Павлом Ёлкиным и солистом балета Максимом Шмаковым .

музей культура экспонат Россия

Петипа: от Марселя до Санкт-Петербурга. Часть 2-я

24:59
Воскресенье
18:10
второе, четвёртое воскресенье месяца
в следующий четверг 03:10
Следующий выпуск

Воскресенье, 26 августа

18:10

Флоренция. Тосканские каникулы-2018
Самые громкие имена – от Джотто, Гиберти, Микеладжело, Боттичелли, Данте, Брунеллески до князя Павла Сан-Донато, Сергея Дягилева, Иосифа Бродского и Михаила Преображенского, грандиозные проекты – собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Золотой мост, ворота Гиберти, сады Боболи, зал пятисот в Палаццо Веккьо, галерея Уффици, улица Льва X с русским храмом св.Николая и…площадь Демидофф – в августовском эфире с фоторепортажем Леонида Варебруса