8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Связь времен". Документальный проект Леонида Варебруса Радиофильм

Эпизод

27 мая 2018

Балетмейстер. Жизнь после жизни. Часть 1-я

Исторический портрет в день рождения Санкт-Петербурга и 200-летия Мариуса Петипа, уроженца Марселя, ставшего всемирно известным за годы работы именно в имперской столице России, "создают" архивариусы и мастера классического балета из нового для города на Неве театра – имени Петра Чайковского, репетиционной базой которого стала знаменитая "Александринка", где идет уже 262 сезон...

За свою жизнь будущий балетмейстер Императорских театров России, уроженец Марселя Мариус Петипа, начинавший танцовщиком в театрах Брюсселя и Нанта, успел поработать в нескольких странах. И всё, с учителем, Жан Антуаном Петипа,своим отцом. В его же постановке в 1931 году он впервые вышел на сцену в "Танцемании". Об этом Петипа-младший потом написал так: "Семи лет я начал обучаться и танцевальному искусству в классе отца, переломавшего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии". Мариус тоже не раз пользовался смычком, но исключительно для работы, лишь в России став "законодателем" в мире балета и поставив за свою карьеру более 70 спектаклей. Его первой крупной премьерой в Петербурге стал балет "Дочь фараона". Это был 1862 год…

Второй после "Дочери фараона" спектакль Мариуса Петипа крупной формы – "Царь Кандавл" был поставлен для балерины Генриетты Дор, приглашённой в Петербург из Вены. Премьера состоялась 29 октября 1868 года на сцене Большого (Каменного) театра. В главных ролях выступили Генриетта Дор (Низия) и Александра Кеммерер (Диана). Здесь Петипа попробовал отступить от негласной традиции императорской сцены, требовавшей непременного благополучия финала в балетном спектакле. Балетмейстер шутливо относил этот спектакль, насыщенный всевозможными танцами – к "грехам молодости". Тем не менее, на петербургской сцене балет шёл до 1876 года…

Историки балета рассказывают удивительную историю, связанную именно с этим балетом. Оказывается, во время визита шаха Ирана ему показали этот балет, в котором ему понравилось всё, но больше всего монарха поразили балерины, одетые в "пачки". Вернувшись, он приказал всем наложницам своего гарем носить именно балетные "туфли". Есть даже фотография, сделанная русским фотографом Антоном Севрюгиным в Тегеране, негатив которой ныне хранится в Бруклинском музее США. Копия – на выставке "Два века Петипа" в московском музее А.Бахрушина.

А на стене экспозиции в разделе "Императорские театры", экскизы и рабочие записи Петипа, костюм для первого акта балета М.Петипа по сценарию С.Волконского – еще один директор Императорских театров – "Волшебное зеркало", поставленное в Мариинском театре в 1903 году. Да много чего. Рассказывать об этом Людмиле Шемраковой и Сергею Коняеву.

Но Биографии маэстро не ждите. Вы услышите лишь некоторые любопытные истории об удивительной жизни "француза в России", ставшего участником сразу трех императорских коронаций…Будет смотреть эскизы к поставленным им балетам, конторские книги разных министерств, письма, реконструированные костюмы, рабочие записи и черновые рисунки, по которым балетмейстер "строил" будущие свои проекты…В общем то, что сегодня и зовется "школой Петипа". А "открытые" и созданные им спектакли – "Баядерка", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Корсар", "Жизель" и другие есть в репертуаре крупнейших мировых театров, как и Большого в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге….И нового совсем, с юным еще возрастом, в 6 лет, театра балета имени Петра Чайковского…Тут говорим о наследии Петипа, сразу после "Лебединого озера" в Эрмитажном театре, на берегу Невы в мае 2018 года с художественным руководителем труппы Елизаветой Меньшиковой, основателем театра, музыкантом Мариинки и симфонического оркестра Петербургской филармонии Павлом Ёлкиным и солистом балета Макисмом Шмаковым.

Балетмейстер. Жизнь после жизни. Часть 1-я

25:00
Воскресенье
18:10
второе, четвёртое воскресенье месяца
в следующий четверг 03:10
Следующий выпуск

Четверг, 18 октября

03:10

Аромат французский, парфюм московский
Рассказываем о «золотой веке» русского парфюма середины XIX, начала XX веков. Времени, когда молодые и амбициозные французы открывали в Москве новые производства и учили наших соотечественников создавать духи с удивительными ароматами, например, свежескошенного сена. Нынешние парфюмерные производства самых известных московских брендов, французское наследие…А первая фабрика была открыта в 1843 году Альфонсом Ралле. Подробности в фоторепортаже