8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

"Связь времен". Документальный проект Леонида Варебруса Радиофильм

Эпизод

20 ноября 2013

Пешком... в историю Кадашевской слободы. У Кремля

Итак, мы с вами в старинной дворцовой слободе бондарей(первое название  бочкарей именно кадаши), ткачей и купцов на берегу Москва-реки в центре российской столицы. На некогда прямой дороге из Кремля в Золотую Орду.  Кадашевская земля, в древности принадлежавшая московскому воеводе Ивану Патрикееву, была уже как сельцо упомянута в одной из грамот царя Ивана Третьего в 1504 году, а главной «вехой» ее расцвета стали времена другого царя, Алексея Михайловича. Собственно активная застройка этой дворцовой слободы началась в XIIвеке, а продолжилась вокруг каменной уже церкви Воскресения Христова в Кадашах, построенной с 1687 по 1695 годы при двух московских патриархах – Иокиме и Андриане. Любопытно, что архитекторы, возводившие эту церковь в стиле московского барокко на деньги кадашевского купца Кондрата Добрынина и его сына Лонгина, «вписали» её прямо в часть зданий более ранней, точнее,  самой первой тут каменной церкви еще 1656-1657 годов. Штришок. Ажурный белокаменный декор, которым украшен храм, а это резные карнизы, наличники окон, гребешки, сделанные особым образом, и даже чудом уцелевшие на фасаде солнечные часы, придают зданию легкость и красоту. Жаль только, что белокаменная лестница, которая когда-то как бы окружала здание, затем была разобрана. Вообще-то история храма, отдельная страница. В большой храм Воскресения в Кадашах верующих «пустили» только в 2006-м…

С этого, собственно, и начинают свой рассказ для гостей слободы в народном музее «Кадашевская слобода». В котором уникальностей хоть отбавляй, начиная, скажем, с лишь недавно обнаруженных резных и золоченых частей тяглового иконостаса XVIIвека(это когда иконы словно в ряд, одна к другой ), от которого сегодня в самой церкви остались лишь толстенные доски, где когда-то и крепились иконы. И завершая найденным однажды  дворником прямо на улице старым листком с проповедью одного из кадашевских настоятелей начала ХХ уже века, отца Николая Смирного, когда к 12-летию своего служения священник обратился к пастве… 30 января 1921 года. А до этого, из опустевшей в конце позапрошлого еще века церкви, за несколько лет он сделал свой приход одним из самых многочисленных в Москве и «поющим», ведь народной хор храма состоял более чем из 300 человек. И приглашали певчих на самые крупные торжества, ну, например, в честь 300-летия Дома Романовых, когда на Красной площади именно Николай Смирном «руководил» хором из 1000 москвичей…

    Да тут что не история, то невероятность. В нижнем храме Кадашей, к примеру, в 1812 году были конюшни войск Наполеона, пришлось потом делать огромный ремонт и даже переписать часть стен и сводов, что и сделала целая бригада художников под началом П. Щепетова. Но лишь в этом году нынешние реставраторы «раскрыли» часть тех фресок, их, оказывается закрасили после закрытия церкви в 1934 году, открыв тут…реставрационные мастерские Игоря Грабаря. Разграбили не только иконостас, но и колокола. Лил, которые, между прочим, знаменитый в этих местах мастер Константин Слизов. Главный, весом в 6,5 тонн «зазвучал» на колокольне в 1750 году. На высоте 40 метров. Ну, а саму колокольню построили еще в 1695-м. Он же, Константин Михайлович,  занимался потом и кремлевским колоколом, Большим Успенским, что на колокольне Ивана Великого. И спустя всего десятилетие после Кадашей. В 1934-м, после закрытия церкви, когда колокола исчезли, о них вновь услышали только в 90-е: стало известно, что один из них, тот самый, многопудовый, был передан в Большой театр, теперь вот ждут чем закончится эта история…Это только часть фактов из жизни слободы, в 20-е годы еще XVIIвека, напомним, ставшей «государевой хамовной», поставлявшей ко двору льняные узорчатые ткани, создаваемые «женской половиной» Кадашей...

Слобода так разрослась, что заняла обе стороны Большой Ордынки, некогда главной дороги из Кремля в Золотую Орду. Еще через сто лет улица неожиданно превратилась во второстепенную и однажды потеряла древнее название, став… Перепелкиной улицей, по имени одного из домовладельцев. А вот купцы, наоборот, процветали…Их дома, уже в новом облике, сооруженные еще в 1800 годы, по-прежнему тут, в Кадашах.

   Если в других районах Москвы в старинных уже тогда палатах жили исключительно купцы, которых и в Кадашах было немало, тут – именно рабочий люд с соседней с храмом Воскресения Христова гастрономической фабрики Николая Григорьева. Это сегодня бывший купец причислен к лику местных святых, а в середине позапрошлого века он приехал в Москву из Углича мальчишкой и буквально за десяток лет стал крупнейшим заводчиком и одновременно, поставщиком Императорского двора, как и его сосед, купец Петр Смирнов. Но дальше…Как мучали большевики этого уже 75-летнего почетного гражданина Москвы и мецената, как местные комсомольцы Углича морили голодом сосланного сюда Григорьева, тоже услышите. Как увидите на видео  и старинные вехи слободы, по древним границам Кадашей:  три церкви – на Ордынке Михаила и Федора Черниговских 1675 года, в центре – Воскресения в Кадашах, 1687-1685 годов и со стороны Лаврушинского переулка и Третьяковки – Николы в Толмачах, первое упоминание о которой можно найти в документах 1625 года…Старше этих трех кадашевских «старожилов» разве что Московский Кремль, прямо напротив, через Москва-реку…

Пешком... в историю Кадашевской слободы. У Кремля

30:00
Суббота
23:10
вторая, четвёртая суббота месяца