8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Домашняя академия" Интерактивный канал

Эпизод

21 июня 2017

Апелляция по ЕГЭ

Ведущие программы – Алла Волохина и Константин Корольков.

Какова процедура подачи апелляции по ЕГЭ? Как к ней готовиться? Чего ожидать? Как себя вести? Чем чревато то, когда дети решаются идти на апелляцию? Ведь можно не только добавить себе баллы, но и потерять.

Эксперт в студии – Юлия Станиславовна Егорова, директор Федерального центра тестирования.

В каком случае выпускник имеет шанс отбить какие-то баллы? Смотришь свою проверенную работу, и как понять, есть ли у тебя какой-то шанс или нет?

Ю. Егорова: Я бы начала не с термина "отбить баллы", а с того, в какой точке ЕГЭ мы сейчас находимся. Впереди у выпускников школ ещё очень много различных событий. В ближайшие дни им предстоит получить результаты проверки ЕГЭ по русскому языку. В обработке находятся биология, история, химия, все иностранные языки. Поэтому впереди действительно ещё очень значимый и напряженный период.

Теперь об апелляциях. Сейчас можно ещё подавать апелляции, но надо учитывать, в каком регионе когда был объявлен день публикации результатов экзаменов по обществознанию, физике, литературе. По нормативным срокам, 20-21 июня традиционно в большинстве регионов идёт приём апелляций о несогласии с выставленными баллами. Если 18 июня были выданы результаты, соответственно, всё зависит от того, когда в регионе объявлен день публикации результатов. Соответственно, с этого момента начинается отсчёт двух рабочих дней, в течение которых выпускники и выпускники прошлых лет могут подать апелляции о несогласии с выставленными баллами.

Теперь какие апелляции бывают. Безусловно, если есть какие-то нарушения процедуры на экзамене. Такое бывает иногда. Тогда выпускник может подать апелляцию о нарушении процедуры.

А какие бывают нарушения процедуры?

Ю. Егорова: Например, если организатор ошибся со временем окончания экзамена. Такое случается на практике. Недавно из одного региона поступило сразу несколько апелляций, что в аудитории одного из пунктов было некорректно написано время завершения экзамена. То есть, участники ЕГЭ не могли полноценно выполнить работу, и они, не выходя из пункта проведения экзамена, подали апелляцию по процедуре. Конечно, конфликтная комиссия удовлетворила эти апелляции, и участники смогут прийти в резервные дни и сдать экзамен повторно.

А это принципиальный момент, что нужно подать апелляцию, не выходя из пункта по приёму экзамена?

Ю. Егорова: Да, принципиальный момент. Все ребята, которые приходят на ЕГЭ, ознакомлены и с инструкцией по проведению ЕГЭ, им зачитываются их права и обязанности. Точно так же известны заранее все процедурные моменты. Что должно у выпускников быть: чёрную ручку используем, на доске должно быть время начала и завершения экзамена, должен быть проведён инструктаж, должны быть использованы технические средства на устном иностранном языке и т.п. Весь этот набор процедурных моментов открыт, находится в публичном доступе, и в школах много времени уделяется тому, чтобы донести эту информацию до всех.

Это очень важно, потому что дети должны быть в курсе той процедуры, к которой они готовятся достаточно долго и которую они сдают в режиме ограниченного времени. И которая часто судьбоносна для тех, кто выбрал какие-то вузы и свой профессиональный маршрут. Поэтому ребёнок очень трепетно относится к набранному количеству баллов.

Можно ли без апелляции увидеть свою работу, чтобы проанализировать свои ошибки?

Ю. Егорова: Никаких проблем с этим нет. Уже не первый год у нас функционирует специальный сервис ознакомления с результатами ЕГЭ. Адрес  нашего интернет-портала ege.edu.ru. У нас в этом году впервые запущен сервис на портале госуслуг, куда мы централизованно на федеральном уровне передаём результаты. Но там образов бланков нет. А вот на портале ege.edu.ru, если перейти по ссылке, которая прямо на главной странице, можно ознакомиться с бланками ответов и развёрнутым анализом результатов.

Всё-таки как понять, что у тебя есть основания апеллировать и есть шанс улучшить свой результат?

Ю. Егорова: Улучшить или ухудшить – это вопрос экспертов и конфликтной комиссии, потому что изменение баллов может быть как в сторону увеличения баллов, так и в сторону их уменьшения. Это тоже надо понимать.

Что касается подачи апелляции, я бы дала такую рекомендацию. В первую очередь апелляция подаётся к развёрнутой части предмета. Потому что то, что все ответы на задания с кратким ответом проверяются в Федеральном центре тестирования по ключам, и к ним апеллировать бесполезно. И в апелляции должно быть указано следующее. Первое. Это признание того, что предъявленный образ работы – это работа именно апеллянта. Апеллянт фиксирует, что да, это моя подпись, мой почерк, я писал эти буквы и цифры. И второе. Что апеллянт выражает сомнение в том, что эксперты оценили его работу правильно.

Что может послужить поводом для того, чтобы обратиться в конфликтную комиссию? Если, например, в творческой части наш участник понимает, что он решал задачу, которая была многоступенчатой (математика, физика, химия, биология), и он думает, что с точки зрения критериев, которые были опубликованы в демонстрационных версиях подходов к оцениванию каждого предмета, ему за неё должны были поставить не два бала, а три. И что он посчитал, что сделал столько-то шагов, хотя и не полностью решил задачу. В этом случае имеет смысл обратиться в конфликтную комиссию, потому что, несмотря на то, что работа перепроверяется ещё раз до прихода апеллянта, он может аргументированно изложить свою точку зрения.

И поскольку на беседе в конфликтной комиссии присутствуют приглашённый предметник и член конфликтной комиссии, а это люди адекватные, в конфликтные комиссии отбираются самые профессиональные кадры, в таких случаях они всегда апеллянта слышат.

Почему я акцентирую внимание на том, что если задача решена не полностью, то в этом случае можно выдвигать свои аргументы? Потому что все творческие задания во всех предметах оцениваются не так: решил – не решил, сделал – не сделал, в них предусмотрен учёт даже части решения, какой-то его ступени, которая указана в работе, а дальше, например, не получилось решить задачу. То есть, мысль была, но она не была доведена до конца. В этом случае один-два-три балла можно себе добавить.

Человек до апелляции может увидеть свою работу на сайте ege.edu.ru?

Ю. Егорова: Работы открываются, как только поступают в результаты региона. Они приходят в региональный центр обработки информации каждого субъекта РФ по защищённой сети. После этого сотрудники регионального центра информации делают доступными результаты на портале ege.edu.ru, размещая там и результаты, и образы бланков. И после того, как ГЭК принимает решение об утверждении этих результатов, готовят ведомости для выдачи в образовательные организации.

И ещё. Конфликтная комиссия не является профессиональной площадкой  для обсуждения подходов к решению и для обсуждения заданий. Это площадка исключительно для обоснования и доказательства апеллянтом своей правоты в части оценивания того задания, которое он хочет опротестовать. Соответственно, прийти с апеллянтом в конфликтную комиссию могут его родители или законные представители. Если мы говорим об одиннадцатиклассниках, то это попечители.

Вообще, по статистике, апелляций суммарно по стране по результатам ЕГЭ подаётся менее 5 процентов. Это очень незначительное количество. И на практике удовлетворяется очень малое количество апелляций.

Что необходимо, чтобы подать апелляцию? Можно ли предъявить конфликтной комиссии черновик?

Ю. Егорова: Черновик, конечно, нет. У нас везде прописано, что все черновики сдаются, не проверяются и никогда не учитываются. Это давно уже введено в практику, и это позволяет работать с конкретным ограниченным содержанием работы. Всё доказуемо, всё прозрачно. И тогда есть, о чём говорить. Новые всплывающие факты из каких-то черновиков увеличат несправедливость в разы в каких-то субъективных человеческих решениях.

Полностью программу слушайте в аудиофайле.

ЕГЭ/единый госэкзамен дом общество тестирование образование семья гость

Апелляция по ЕГЭ

33:08
По будням
11:10
Следующий выпуск

Четверг, 23 ноября

11:10

Муравьи на кухне: как избавиться от непрошеных "гостей"
Почему они появляются и как с ними эффективно бороться - расскажет эксперт Вадим Марьинский, научный сотрудник биологичекского  факультета МГУ.