8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Домашняя академия" Интерактивный канал

Эпизод

21 июня 2017

Апелляция по ЕГЭ

Ведущие программы – Алла Волохина и Константин Корольков.

Какова процедура подачи апелляции по ЕГЭ? Как к ней готовиться? Чего ожидать? Как себя вести? Чем чревато то, когда дети решаются идти на апелляцию? Ведь можно не только добавить себе баллы, но и потерять.

Эксперт в студии – Юлия Станиславовна Егорова, директор Федерального центра тестирования.

В каком случае выпускник имеет шанс отбить какие-то баллы? Смотришь свою проверенную работу, и как понять, есть ли у тебя какой-то шанс или нет?

Ю. Егорова: Я бы начала не с термина "отбить баллы", а с того, в какой точке ЕГЭ мы сейчас находимся. Впереди у выпускников школ ещё очень много различных событий. В ближайшие дни им предстоит получить результаты проверки ЕГЭ по русскому языку. В обработке находятся биология, история, химия, все иностранные языки. Поэтому впереди действительно ещё очень значимый и напряженный период.

Теперь об апелляциях. Сейчас можно ещё подавать апелляции, но надо учитывать, в каком регионе когда был объявлен день публикации результатов экзаменов по обществознанию, физике, литературе. По нормативным срокам, 20-21 июня традиционно в большинстве регионов идёт приём апелляций о несогласии с выставленными баллами. Если 18 июня были выданы результаты, соответственно, всё зависит от того, когда в регионе объявлен день публикации результатов. Соответственно, с этого момента начинается отсчёт двух рабочих дней, в течение которых выпускники и выпускники прошлых лет могут подать апелляции о несогласии с выставленными баллами.

Теперь какие апелляции бывают. Безусловно, если есть какие-то нарушения процедуры на экзамене. Такое бывает иногда. Тогда выпускник может подать апелляцию о нарушении процедуры.

А какие бывают нарушения процедуры?

Ю. Егорова: Например, если организатор ошибся со временем окончания экзамена. Такое случается на практике. Недавно из одного региона поступило сразу несколько апелляций, что в аудитории одного из пунктов было некорректно написано время завершения экзамена. То есть, участники ЕГЭ не могли полноценно выполнить работу, и они, не выходя из пункта проведения экзамена, подали апелляцию по процедуре. Конечно, конфликтная комиссия удовлетворила эти апелляции, и участники смогут прийти в резервные дни и сдать экзамен повторно.

А это принципиальный момент, что нужно подать апелляцию, не выходя из пункта по приёму экзамена?

Ю. Егорова: Да, принципиальный момент. Все ребята, которые приходят на ЕГЭ, ознакомлены и с инструкцией по проведению ЕГЭ, им зачитываются их права и обязанности. Точно так же известны заранее все процедурные моменты. Что должно у выпускников быть: чёрную ручку используем, на доске должно быть время начала и завершения экзамена, должен быть проведён инструктаж, должны быть использованы технические средства на устном иностранном языке и т.п. Весь этот набор процедурных моментов открыт, находится в публичном доступе, и в школах много времени уделяется тому, чтобы донести эту информацию до всех.

Это очень важно, потому что дети должны быть в курсе той процедуры, к которой они готовятся достаточно долго и которую они сдают в режиме ограниченного времени. И которая часто судьбоносна для тех, кто выбрал какие-то вузы и свой профессиональный маршрут. Поэтому ребёнок очень трепетно относится к набранному количеству баллов.

Можно ли без апелляции увидеть свою работу, чтобы проанализировать свои ошибки?

Ю. Егорова: Никаких проблем с этим нет. Уже не первый год у нас функционирует специальный сервис ознакомления с результатами ЕГЭ. Адрес  нашего интернет-портала ege.edu.ru. У нас в этом году впервые запущен сервис на портале госуслуг, куда мы централизованно на федеральном уровне передаём результаты. Но там образов бланков нет. А вот на портале ege.edu.ru, если перейти по ссылке, которая прямо на главной странице, можно ознакомиться с бланками ответов и развёрнутым анализом результатов.

Всё-таки как понять, что у тебя есть основания апеллировать и есть шанс улучшить свой результат?

Ю. Егорова: Улучшить или ухудшить – это вопрос экспертов и конфликтной комиссии, потому что изменение баллов может быть как в сторону увеличения баллов, так и в сторону их уменьшения. Это тоже надо понимать.

Что касается подачи апелляции, я бы дала такую рекомендацию. В первую очередь апелляция подаётся к развёрнутой части предмета. Потому что то, что все ответы на задания с кратким ответом проверяются в Федеральном центре тестирования по ключам, и к ним апеллировать бесполезно. И в апелляции должно быть указано следующее. Первое. Это признание того, что предъявленный образ работы – это работа именно апеллянта. Апеллянт фиксирует, что да, это моя подпись, мой почерк, я писал эти буквы и цифры. И второе. Что апеллянт выражает сомнение в том, что эксперты оценили его работу правильно.

Что может послужить поводом для того, чтобы обратиться в конфликтную комиссию? Если, например, в творческой части наш участник понимает, что он решал задачу, которая была многоступенчатой (математика, физика, химия, биология), и он думает, что с точки зрения критериев, которые были опубликованы в демонстрационных версиях подходов к оцениванию каждого предмета, ему за неё должны были поставить не два бала, а три. И что он посчитал, что сделал столько-то шагов, хотя и не полностью решил задачу. В этом случае имеет смысл обратиться в конфликтную комиссию, потому что, несмотря на то, что работа перепроверяется ещё раз до прихода апеллянта, он может аргументированно изложить свою точку зрения.

И поскольку на беседе в конфликтной комиссии присутствуют приглашённый предметник и член конфликтной комиссии, а это люди адекватные, в конфликтные комиссии отбираются самые профессиональные кадры, в таких случаях они всегда апеллянта слышат.

Почему я акцентирую внимание на том, что если задача решена не полностью, то в этом случае можно выдвигать свои аргументы? Потому что все творческие задания во всех предметах оцениваются не так: решил – не решил, сделал – не сделал, в них предусмотрен учёт даже части решения, какой-то его ступени, которая указана в работе, а дальше, например, не получилось решить задачу. То есть, мысль была, но она не была доведена до конца. В этом случае один-два-три балла можно себе добавить.

Человек до апелляции может увидеть свою работу на сайте ege.edu.ru?

Ю. Егорова: Работы открываются, как только поступают в результаты региона. Они приходят в региональный центр обработки информации каждого субъекта РФ по защищённой сети. После этого сотрудники регионального центра информации делают доступными результаты на портале ege.edu.ru, размещая там и результаты, и образы бланков. И после того, как ГЭК принимает решение об утверждении этих результатов, готовят ведомости для выдачи в образовательные организации.

И ещё. Конфликтная комиссия не является профессиональной площадкой  для обсуждения подходов к решению и для обсуждения заданий. Это площадка исключительно для обоснования и доказательства апеллянтом своей правоты в части оценивания того задания, которое он хочет опротестовать. Соответственно, прийти с апеллянтом в конфликтную комиссию могут его родители или законные представители. Если мы говорим об одиннадцатиклассниках, то это попечители.

Вообще, по статистике, апелляций суммарно по стране по результатам ЕГЭ подаётся менее 5 процентов. Это очень незначительное количество. И на практике удовлетворяется очень малое количество апелляций.

Что необходимо, чтобы подать апелляцию? Можно ли предъявить конфликтной комиссии черновик?

Ю. Егорова: Черновик, конечно, нет. У нас везде прописано, что все черновики сдаются, не проверяются и никогда не учитываются. Это давно уже введено в практику, и это позволяет работать с конкретным ограниченным содержанием работы. Всё доказуемо, всё прозрачно. И тогда есть, о чём говорить. Новые всплывающие факты из каких-то черновиков увеличат несправедливость в разы в каких-то субъективных человеческих решениях.

Полностью программу слушайте в аудиофайле.

ЕГЭ/единый госэкзамен дом общество тестирование образование семья гость

Апелляция по ЕГЭ

33:08
По будням
12:10
Следующий выпуск

Пятница, 22 сентября

12:10

Качество питьевой воды в бутылках
"Роскачество" провело тест воды в пластиковых бутылках по 100 параметрам. Из водопровода не наливают, но нарушения есть. Всё зависит не от источника, а от того, где и как производили. Гость в студии – эксперт "Роскачества" Марта Галичева.