8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Домашняя академия" Интерактивный канал

Эпизод

13 июля 2017

Кредит по упрощённой схеме

Ведущие программы Алла Волохина и Александр Хабургаев.

Поговорим о получении кредита на покупку автомобиля по упрощённой схеме. Согласно изменениям в законодательстве льготы на приобретение автомобиля по кредиту могут получить далеко не все граждане. Какие категории граждан получат эти льготы?

На связи со студией – специалист Фонда защиты прав заёмщиков Виктор Владимирович Климов.

Кого касаются новые правила получения автокредита?

В. Климов: Это схема, скорее, не упрощённого, а льготного автокредитования в рамках государственной программы фактически поддержки отечественного автопрома. Путём субсидирования процентной ставки по автокредиту государство стимулирует покупку гражданами автомобилей российского производства (произведённых и собранных в России).

Действует эта программа с 2015 года. В 2015 году предельная стоимость автомобиля, который можно было по этой программе купить, была 1 миллион рублей, в 2016 году – 1 млн 150 тысяч рублей, в 2017 году в соответствии с новыми изменениями – 1 млн. 450 тысяч рублей. Это предельная сумма, за которую по данной программе вы можете купить автомобиль.

Что это за госпрограмма? И какие изменения в ней произошли в последнее время?

В. Климов: Программа льготного автокредитования устроена следующим образом. Гражданин при покупке автомобиля в кредит получает процентную ставку ниже, чем действующая стандартная, на две трети от текущей ключевой ставки. То есть, если в России сейчас ключевая ставка – 9 процентов, то две трети – это 6 процентов. Если обычный автокредит выдаётся под 16 процентов, то по данной льготной программе гражданин может получить автокредит под 10 процентов (16 – 6)

Банки теперь счастливы?

В. Климов: Банкам всё равно, потому что они получают свои деньги за кредит просто из другого кармана. На самом деле это вопрос поддержки и стимулирования производства отечественным автопромом.

Говорят, что под эту программу подпадают только те, кто покупает автомобиль впервые, или семьи, которые имеют двух и более детей. А на остальных граждан льготное автокредитование распространяется?

В. Климов: Точно. На эти категории граждан в текущем году распространяется ещё более льготное правило. Данные категории граждан могут воспользоваться госпрограммой и соответствующим снижением процентной ставки по кредиту, даже если они не заплатят никакой первоначальный взнос. А в среднем он составляет сегодня порядка 20 процентов. А в том случае, если они платят первоначальный взнос, для них процентная скидка будет уже не 6, а 10 процентов. То есть, для этих двух категорий граждан сделали ещё немного более льготные условия.

А для всех остальных действует правило, которое было озвучено мною в самом начале. Оно действует с 2015 года.

Что касается людей льготных категорий, то это тоже должна быть автомашина отечественной сборки?

В. Климов: Да, всё то же самое: машина отечественной сборки. К этой льготной категории относятся люди, которые в первый раз покупают автомобиль, у которых двое или более детей.

На самом деле мы буквально сразу после выхода данного постановления поинтересовались в автосалонах и у автодилеров, каким образом оно работает и что нужно, собственно, предъявить гражданину при покупке автомобиля. Но, к сожалению, сейчас, поскольку постановление и новые правила только вышли, в автосалонах мы внятных, по крайней мере, в тех, где мы общались, объяснений пока не получили. Все говорят: вы подавайте заявку, мы сейчас с этим разбираемся.

Потому что на самом деле возникает вопрос, каким образом всё это подтверждать. Про двух или более детей, более или менее, понятно, что можно подтвердить копиями свидетельств об их рождении. А вот как подтвердить покупку первой машины? Насколько известно, формы подобной справки, что у вас не было до того машины, в ГИБДД я не знаю.

В конце концов, можно и по доверенности ездить?

В. Климов: Я думаю, что по доверенности вряд ли будет считаться, потому что автомобиль не купленный. Полагаю, что сейчас порядок каким-то образом быстро определят, но в случае, если выявится не слишком добросовестное со стороны гражданина информирование банка, который выдал ему автокредит, и окажется всё-таки, что машина куплена не первая, то, скорее всего, с гражданина просто удержат сумму дополнительных льгот, которую он получил. Будут определённые неприятности у такого гражданина, заплатить ему все равно придётся.

В чём заключается мотивация введённых новшеств? Мотивировать людей покупать произведения отечественного автопрома, так? Этого хотят добиться?

В. Климов: Когда вы говорите про отечественный автопром, надо говорить про автомобили, произведённые в России. Отечественный автопром – это, в том числе, автомобили известных брендов, которые собираются в России и так или иначе локализованы в нашей стране. Это на самом деле совершенно нормальная ситуация.

Почему я об этом спросил? Потому что уже есть схема, которая работает. Например, в Китае. Там каждая машина эксплуатируется только 10 лет. Потом ты её сдаёшь, её оценивают, стоимость засчитывают, и ты получаешь беспроцентный кредит на покупку опять же машины, которая производится в Китае. Чего иное изобретать, когда всё уже изобретено?

В. Климов: Инструментов, так или иначе стимулирующих развитие автомобильной промышленности или стимулирующих покупку автомобилей, а также запретительных инструментов, которые ограничивают покупку зарубежных автомобилей, в мире изобретено достаточно. И в этом смысле отечественная программа, не могу сказать, что она такая сильно изобретённая. Выделение этих двух категорий покупателей – это просто забота государства об этих людях, некая социальная вещь. То есть, семье с двумя детьми будет немного проще купить автомобиль. Искать здесь какой-то другой смысл не стоит.

Имеется в виду первый автомобиль, который покупаю лично я? А если в семье уже есть автомобиль, записанный на супругу или ещё на кого-то?

В. Климов:  Насколько я понял из документа, первый автомобиль – это автомобиль, который покупаете лично вы. Но ещё раз говорю: порядок подтверждения, что покупаемый автомобиль для вас первый, мне лично вещь непонятная. Наверное, авторы поправок понимали, как это будет происходить, а автодилеры пока ещё не очень понимают.

Когда ты оформляешь кредит на машину, есть ли здесь какие-нибудь подводные камни? Можете дать какие-то практические советы?

В. Климов: Как и у любого кредита, у автокредита есть, безусловно, и риски, потому что состояние российской экономики сегодня такое, какое оно есть, и доходы граждан не растут. А кредит – это всегда некое проедание своих будущих доходов. Однако для многих это единственный способ купить жильё или автомобиль. В любом случае кредит имеет риски. И когда человек принимает решение о покупке чего-то, в общем, эти риски, безусловно, нужно учитывать. В случае с автомобильным кредитом, понятно, что самый главный и большой его риск заключается в том, что, если человек с обслуживанием кредита не справится, он может лишиться своего автомобиля, являющегося предметом залога. То есть, у него будут какие-то финансовые потери.

А существует где-то более выгодные, а где-то менее выгодные условия автокредитования? Или все программы, в принципе, одинаковы?

В. Климов: Государственная программа одна, но условия автокредитования непосредственно при покупке могут действительно очень сильно отличаться в зависимости от банка. Всё зависит от финансового института, потому что притом, что как-то порядок в данной сфере всё-таки наводится, всякого разного формата навязанные дополнительные услуги, платы за то, за это, к сожалению, все равно присутствуют, чем, собственно, и занимаются ОНФ и Фонд защиты прав заёмщиков.

Какие ещё услуги могут навязывать банки в ходе выдачи автокредита? И от каких из них можно смело отказаться?

В. Климов: Могут быть разные комиссии: за открытие счёта, обслуживание и т.п. Пространство для "творчества" здесь определённое есть. Ещё есть такое общее правило. Есть некие общие условия договора, в которых всего этого навязывания быть не может. И есть дополнительные индивидуальные условия договора, куда кредитная организация может все эти свои фактически дополнительные бонусы записывать. Когда гражданин знакомится с условиями кредитного договора, ему нужно просто внимательно читать то, что там предлагается. И такие "предложения" замечать. Вообще говоря, они их навязать вам не могут. Другой вопрос, если вы "слишком умный" и начинаете отказываться от навязываемых услуг, вам могут в конечном итоге кредит не дать. Такая проблема существует. И это как раз предмет нашего диалога с мегарегулятором – Банком России о необходимости поведенческого надзора за тем, каким образом на самом деле кредитные организации свои продукты предлагают и продают гражданам, чтобы можно было проверить, что называется, товар на полке.

Полностью программу слушайте в аудиофайле.

хозяйство дом кредит заемщик автомобили семья быт гость

Кредит по упрощённой схеме

12:38
По будням
12:10
Следующий выпуск

Пятница, 22 сентября

12:10

Качество питьевой воды в бутылках
"Роскачество" провело тест воды в пластиковых бутылках по 100 параметрам. Из водопровода не наливают, но нарушения есть. Всё зависит не от источника, а от того, где и как производили. Гость в студии – эксперт "Роскачества" Марта Галичева.