8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Домашняя академия" Интерактивный канал

Эпизод

07 сентября 2017

Вкус фермерских продуктов

Ведущие программы Алла Волохина и Александр Хабургаев.

Мода на фермерские эко- и биопродукты прочно вошла в жизнь. На полках магазинов лежат брикеты с зелёным листом и клевером. Значки эти как бы говорят, что уж эту клубнику точно не поливали никакой химией.

Роспотребнадзор, в свою очередь,  заявляет: значки врут, в стране нет системы оценки и сертификации органической премиальной продукции. Никто не проверяет земли и корма животных на применение химикатов. Узнать, действительно ли молоко не подвергалось никакой обработке, практически невозможно. Пока надпись фермерский продукт можно наклеить на любую упаковку. Где же искать 100-процентное, натуральное?

Гость в студииБашмачникова Ольга Владимировна, вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств.

У каждого потребителя есть желание покупать свежие качественные продукты, ну а у каждого фермера – выгодно продать свой урожай. В этой цепочке потребитель – фермер есть ещё одно, третье звено. Это розничные сети, и в этом часто заключается проблема.

В чём же заключается проблема для фермеров, чтобы им продвинуть на прилавки свою продукцию?

О. Башмачникова: Самый первый вопрос, который возникает, такой. Фермер производит свою продукцию в малых объёмах. Именно поэтому она является более экологически чистой, там меньше нитратов и прочих веществ. Все мы говорим о "живом" молоке, но именно этот малый формат объёмов не очень интересен сетям. Им нужны регулярные поставки, регулярные объёмы, и, конечно, им выгоднее работать с более крупными производителями. Поэтому АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств) вместе с Министерством сельского хозяйства стараются стимулировать развитие кооперации. Именно через кооператив фермеры могут объединить свою продукцию и наладить регулярность поставок. Подобные пилотные проекты в настоящее время функционируют во многих регионах. Есть очень хороший опыт в Новгородской области, когда удаётся через систему кооперации организовывать фасовку и доставку в торговые сети тех овощей, которые фермеры там выращивают в малых объёмах. И опыт наших первых подобных кооперативов говорит, что это очень непростое дело – обеспечивать регулярность поставок.

Помечтаем? Собрались 4-6 фермеров, у каждого по 5-6 коров. И они говорят друг другу, что тяжело на рынках торговать, дачники все разъехались, а давайте-ка мы построим заводик и будем из нашего молока делать сыр. Но ведь для этого надо взять кредит, надо купить технологии, закваску и т.п. Это на Западе, где люди трудятся фермерами уже в пятом поколении, всё это можно делать потоком. А в России же народ немного другой. Как вы себе это мыслите?

О. Башмачникова: Те, у кого 5 коров, всё-таки считаются личными подворными хозяйствами. Они сами, конечно, так не самоорганизуются. Но их может интегрировать более крупных фермер. Известно, что во многих регионах фермерские хозяйства становятся базой, организовывают пункты приёма молока в различных сельских поселения, где собирается молоко от личных подсобных хозяйств, в которых есть по 1-5 коров. Там есть определённая маленькая лаборатория, где молоко оценивается по качеству. И потом уже через систему молоковозов  молоко либо поставляется более крупной партией на завод, на котором его перерабатывают, либо фермер или фермерский кооператив, получив кредит (грант), при государственной поддержке получают возможность это молоко перерабатывать.  И производят фермеры сыр, творог, что-то другое из молочной продукции.

На самом деле система потребительской кооперации, которая была раньше, по сути, была заготовительной и сборочной.  Кооператив занимался сбором. Сегодня в некоторых регионах эти потребобщества существуют и точно так же занимаются сбором продукции. На прошлом съезде кооперативов, который прошёл осенью 2016 года, потребительские общества докладывали об объёмах продукции, которую они собирают. Конечно, у них остались какие-то основные фонды. В каких-то субъектах эта система исчезла, а в каких-то субъектах она какое-то развитие имеет.

Но я сейчас говорю о кооперативах другого типа. Это сельскохозяйственная потребительская кооперация, не равная потребительским обществам. Здесь фермер не только сдаёт свою продукцию, но, по сути, сам управляет этим кооперативом и получает прибыль. Он действует как акционер, только в этих кооперативах голосуют по принципу: каждый член – один голос. И нет такой ситуации, чтобы потребительское общество купило у него продукцию по низкой цене, непонятно по какой цене её реализовало, но, слава богу, решило вопрос закупки.

Потребительский кооператив, не потребительское общество, работает  на этого фермера и на личное подворье. У этого кооператива нет доходов. То есть, весь доход, который он получает, он распределяет между своими пайщиками. Это очень эффективная система. Она хорошо прижилась и в Европе, и в Америке, и вообще в мире.

Вообще, малое сельское хозяйство интегрировано и выведено на рынок двумя способами. Это либо сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в которых каждый голосует по принципу "один человек – один голос", либо это система интеграции или контрактное сельское хозяйство с более крупными предприятиями.

Минсельхоз предлагает возместить 50 процентов затрат на продвижение продукции фермеров. То есть, фермерам возместить 50 процентов их затрат. Как вы оцениваете эту идею? И кому будут возмещать затраты?

О. Башмачникова: Вопрос не простой. Всё это находится только в зачаточном состоянии. И речь идёт, может быть, не столько о средствах государственной программы развития сельского хозяйства, сколько о средствах в рамках приоритетных проектов  развития экономики РФ. Насколько известны, там меры будут рассчитаны больше на стимулирование экспорта. То есть, на продвижение продукции на экспорт. Конечно, это, в том числе, будет регулировать и внутренний рынок. Сейчас делать какие-то заявления сложно, потому что документы никакие не приняты, порядки никакие не прописаны, идёт только предварительная работа внутри Министерства сельского хозяйства. Там предусмотрено субсидирование транспортных затрат, но, скорее всего, это будет касаться кооперативов, которые поставляют продукцию на экспорт.

А сколько фермеры тратят на продвижение своего товара?

О. Башмачникова: Они тратят и силы, и нервы, и деньги. На самом деле, если мы говорим о цене, которая на прилавке, то доля фермеров там – не более 20-25 процентов по многим продуктам. Чтобы продвинуть свою продукцию в торговые сети или на ярмарки "выходного дня", или на рынки, или на постоянно действующие ярмарки, а это совершенно разные инструменты, от фермера требуется заключение совершенно разных контрактов. Многие фермеры, например, продают продукцию в своём регионе по малым контрактам в больницы и социальные учреждения. Им тогда не нужно выходить в сети. Этот процесс несколько проще. Или, например, в магазины шаговой доступности, которые не являются сетевыми. У нас сейчас создаётся система фермерских кооперативных магазинов. Но опять-таки это только пилотные проекты. Всё, что касается сетей, – это действительно очень сложная работа, и мало кто до сетей реально из фермеров доходит.

О новой площадке-хабе в чистом поле для торговли фермерскими продуктами на границе Московской и Тульской областей рассказывает по телефону наш корреспондент в Туле Елена Шулепова.

По телефону – о поддержке фермеров в Благовещенске.

Полностью программу слушайте в аудиофайле.

хозяйство сельское хозяйство общество Тульская область Благовещенск продукты Московская область/Подмосковье гость фермер

Вкус фермерских продуктов

34:01
По будням
11:10
Следующий выпуск

Четверг, 23 ноября

11:10

Муравьи на кухне: как избавиться от непрошеных "гостей"
Почему они появляются и как с ними эффективно бороться - расскажет эксперт Вадим Марьинский, научный сотрудник биологичекского  факультета МГУ.