8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Домашняя академия" Интерактивный канал

Эпизод

14 сентября 2017

Безбумажная проверка полиса ОСАГО

Ведущие программы – Алла Волохина и Константин Корольков.

До конца осени в тестовом режиме может заработать система, которая позволит проверять у автовладельцев наличие полиса ОСАГО без его предъявления. То есть, необязательно будет иметь саму бумажку, полис будет проверяться через базу данных. Что данное нововведение принесёт автовладельцам? И для чего оно вводится?

На связи со студией – автоблогер Александр Михельсон.

Понятно, что теперь можно будет не заботиться об этой бумажке, которая зовётся ОСАГО, а страховщики смогут экономить на бумаге.

А. Михельсон: Судя по всему, они, наконец, сделают рентабельным свой бизнес за счёт этого, за счёт бумаги... Но если серьёзно, то, в общем-то, такая норма уже принята. И сейчас можно распечатывать электронный полис ОСАГО. Многие этим пользуются уже, но пока всё же желательно возить с собой бумажку, потому что сейчас сотрудники ГИБДД, а я с ними об этом разговаривал, пользуются, что называется, "открытыми базами". Смотрят по ним, насколько данный полис реальный или нет. Обычно это просто распечатанный скан или специализированный бланк на обычном листе бумаги размером А4. Так что, по сути, это уже работает.

Сейчас же речь идёт о создании некой единой системы, в которую будут входить государственная система регистрации т/с, ГИБДД и, соответственно, страховщики. Это будет некая закрытая система. То есть, она не будет публичной. Вот о чём речь идёт.

Кроме того, что мы теперь и без бумажки будем иметь основание доказать, что у нас есть страховка, теперь можно будет проверить любой автомобиль дистанционно на предмет, имеет ли его автовладелец полис ОСАГО. Это можно будет делать теперь, не останавливая машины. Можно сфотографировать машину на видеокамеру или во время движения, или когда машина стоит на парковке, прогнать её через базу и понять, есть ли у данной машины ОСАГО? А если полиса нет, то прислать владельцу штраф.

А. Михельсон: Да, безусловно, это так. Но самое страшное для тех, кто не покупает полисы ОСАГО, это то, как вообще это будет происходить. Не просто кто-то, скажем, инспектор, намеренно подъехал и сфотографировал, а это будут делать, в том числе, автоматические камеры, те, которые сейчас следят уже не только за скоростью, но и за пересечение сплошных, стоп-линий и т.п. Сейчас будут устанавливаться либо дополнительные камеры, либо как-то модернизироваться существующие. Представляете себе, что камеры, которые просто следят за скоростью, в том числе, будут фиксировать автомобили, которые не имеют полиса ОСАГО. И это будет страшный сон для тех, кто не покупает полисы.

А кто-то просто забывает купить новый полис ОСАГО вовремя, на один-два дня, думает, просрочу…

А. Михельсон: И штраф ему напомнит об этом.

А какой штраф установлен за отсутствие полиса ОСАГО?

А. Михельсон: Сейчас штраф за отсутствие полиса гражданской автоответственности составляет 5 тысяч рублей. Но, судя по всему, все штрафы будут стремительно расти, потому что у нас в стране действительно проблемы со страхованием. Страховщики по-прежнему утверждают, что они продолжают работать себе в убыток. И как-то конца этому не видно, хотя они говорят об этом почти всё время существования ОСАГО. Сейчас обсуждается вопрос резкого ужесточения штрафов за отсутствие полиса именно потому, что, по разным оценкам, от 30, а некоторые говорят, что до 50 процентов, а это совершенно страшная цифра, полисов ОСАГО в стране поддельные. То есть, поддельные бланки, которые печатаются где-то за рубежом, покупаются по 1-1,5 тысячи рублей. Причины этого мы не сможем обсудить в этом коротком эфире, но факт остаётся фактом. Я в цифру 50 процентов не верю, но процентов 20 полисов, думаю, действительно поддельные. Поэтому власти будут делать всё возможное, чтобы всё-таки процент этот исчез, насколько это возможно.

Полторы тысячи  рублей – это почти цена ОСАГО? Или страховка уже дороже?

А. Михельсон: Стоимость ОСАГО сегодня значительно дороже. ОСАГО по некоторым позициям вообще стало совершенно заградительным. Потому что для молодого человека 20 лет с опытом вождения один год страховка на "Фольксваген Тигуан" стоит 20 тысяч рублей.

Поэтому чему удивляться, когда мы встречаем фальшивые полисы. С этим и бороться невозможно будет, потому что все равно люди будут находить варианты. Что получается в итоге? Сейчас всё больше людей садятся за руль, много новичков на дороге, а страховщики продолжают жаловаться, что для них невыгодно страхование ОСАГО даже при таких ценах. Как это можно оценить?

А. Михельсон: Я в это утверждение страховщиков совершенно искренне не верю. Считаю, что страховщикам, собирающим, согласно официальным данным, просто невероятные суммы, по 150 млрд рублей в год, а в стране страховых компаний осталось 10-15, которые серьёзно работают на этом рынке, нельзя говорить о нерентабельности. Но они рассказывают, причём в приватных разговорах, когда нет повода как-то политически правильно выражаться, о том, что существует огромное количество мошенников и эти поддельные полисы. Мне кажется, что страховщики, а они очень сильно обижались на автоюристов, под эту сурдинку провели решение о натуральном возмещении ущерба (ремонте) в случае ДТП автовладельцам, которые застрахованы по ОСАГО.

В действительности, я считаю, проблема заключается в очень высоких ценах. И получается, что те, кто покупает полисы, за счёт такой высокой наценки компенсируют страховщикам их недополученные деньги с тех, кто просто покупает поддельные полисы либо вообще без них ездит. Мне кажется, что ситуация такая.

Существует ли статистика аварийности у людей, которые только начали водить автомобиль, на основе которой можно такие цены устанавливать и затем их повышать?

А. Михельсон: Статистика, раз на неё ссылаются, действительно есть. Она по разным странам разная, но, тем не менее, она говорит о том, что большую часть самых серьёзных ДТП совершают водители не первого года вождения, а второго и третьего. То есть, когда люди почувствовали, что они вроде стали асами, год отъездили без проблем, и они начинают немного позволять себе лишнего. Такова мировая статистика. Но, когда страховщики говорят об этом, они почему-то никогда официальную статистику на основе данных ГИБДД  не приводят. Я такой статистики в виде документа с гербовой печатью не видел.

Сегодня Минфин опубликовал для публичного обсуждения поправки в федеральный Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Текст документа размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Окончание публичного обсуждения состоится 11 октября. Какие поправки вносятся Минфином? Что будет обсуждаться?

А. Михельсон: Вашим вопросом я поставлен в тупик. Я пока не видел этого текста.

Тут написано, что проектом закона предусмотрена возможность выбора страхователем по согласованию со страховщиком одного из трёх вариантов установления размеров страховых сумм по договору обязательного страхования. Хочется просто перевести это на простой русский язык.

А. Михельсон: Думаю, речь может идти о каких-то франшизах, которые могут позволить платить меньше, и, соответственно, возмещение убытков в случае дтп будет совершенно другим: меньшим либо натуральным, так как это существует в КАСКО сейчас. Вы можете выбирать франшизу. Если цена аварии после оценки, скажем, менее 15 тысяч рублей, то вы просто эти деньги не получаете, хотя у вас полис КАСКО. А если выше, другая какая-то сумма, то тогда вы получаете возмещение. Вот, скорее всего, о чём идёт речь.

Ещё там предусматривается возможность заключения договора обязательного страхования на срок свыше одного года – до трёх лет. Но когда речь идёт о таких суммах, мне кажется, многим будет сложно их отдать сразу. Такое нововведение полезно для автовладельцев?

А. Михельсон: Об этом уже говорят довольно долго. В некоторых странах есть такая практика, но там речь идёт сразу о каком-то бонусе. Для страхователей это плюс, потому что они получают сразу большую цифру и столбят ОСАГО у конкретного страховщика на плюс два года. Но тут, конечно, должен быть какой-то интерес и у человека: заплатить эти деньги, чтобы на три годы застраховаться. Хотя, если честно, это удобно, безусловно. В конце концов, тебе не нужно ездить оформлять этот полис каждый год.

Но неизвестно, какие на эти три года у тебя будут планы, что будет с автомобилем, будешь ли ты на нём ездить и т.д.

А. Михельсон: Там есть система возврата денег, но нужно понимать, что всегда есть дисконт 15 процентов. Если вы продаёте автомобиль и пытаетесь вернуть деньги по ОСАГО, страховая компания обычно удерживает 15-20 процентов от этой суммы. Поэтому в этом смысле тоже не интересно получается. Потому что получается, если вы заплатили условно 40 тысяч рублей и через год решили продать автомобиль, то минимум 10 тысяч рублей из них вы вынуждены будете подарить страховой компании, что делает это предложение весьма спорным.

Полностью программу слушайте в аудиофайле.

дом Александр Михельсон проверка общество система авто ОСАГО семья гость

Безбумажная проверка полиса ОСАГО

11:49
По будням
11:10
Следующий выпуск

Понедельник, 18 декабря

11:10

Ковры дома: "за" и "против"
Какие насекомые и вредные микроорганизмы живут в домашних коврах и как от них избавиться - рассказывает эксперт Вадим Марьинский, сотрудник биологического факультета МГУ, энтомолог.