8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Домашняя академия" Интерактивный канал

Эпизод

15 июня 2018

Список книг на лето: от "обязаловки" до любви к чтению

По мнению эксперта – журналиста и критика детской литературы Ксении Молдавской заставить детей любить читать невозможно. Любовь к литературе либо есть, либо нет у человека. Вкус к чтению прививается с раннего детства, и потом в идеале должен поддерживаться учителями в школе. Но на деле в силу ряда причин получается так, что дети заняты подготовкой к ЕГЭ, к экзаменам, которые, как считает эксперт, более ориентриованы на чёткое выполнение алгоритмов, а не на собственное мнение ребёнка по поводу того или иного произведения. От этого желание порассуждать и помечтать о чём-то, читая книгу, постепенно угасает...

К. Молдавская: Я работаю в районной школе и могу сказать, что детям 8-го и 9-го классов мы даём масштабный список литературы, состоящий из 600 наименований произведений отечественных и зарубежных авторов. Но! Это список не на лето – а на будущее, и из них только 4 произведения являются обязательными. Данный список разбит на большие тематические подгруппы.

Наша идея состояла в том, чтобы родители тоже были в курсе этого списка. Я – сторонница того, что до 14 лет мама и папа должны знать, что читают их дети. А с 14-ти лет лучше уже не лезть в их литературный мир. Есть книги, которые сродни интиму, когда никого не хочется посвящать в то, что ты читаешь, потому что они задевают только твою болезненную точку.

Очень многое в вопросе прививания любви к литературе зависит от педагога. Есть учителя, которые пишут в журнале то, что им нужно писать, но на уроках занимаются делом. Есть учителя, которые тоже пишут в журнале то, что им нужно писать, но не делают даже то, о чём отчитались. Это может быть связано с отсутствием их культурного бэкграунда, времени, узкого кругозора, непонимания психологии детей.

Когда дети готовятся к ЕГЭ, нужно понимать, что эти экзамены не имеет никакого отношения к литературе. Это изучение алгоритма, это умение чётко ему следовать, не давая себе воли и не впадая в излишнюю художественность и эмоции, всячески сторонясь своего собственного мнения, иначе тебе снизят баллы, которые так дороги.

Конечно, есть учителя, которые находятся вне системы и им всё равно, какой год на дворе. Я, например, хорошо знала учительницу, которая с семиклассниками проходила произведения, позволяющие детям знакомиться с системой архетипов, присутствующих в нашей современной жизни.

Как это ни странно, но списки литературы мало пересматривались даже не с советских времён, а с 1913 года. У меня есть прелестный гимназический учебник по литературе – могу вас заверить, что в его "летнем" списке по большому счёту всё то же самое, что рекомендуется и сейчас.

В собственной литературе, говорящей на его языке, нуждается каждое поколение. Школа предпочитает эту мысль игнорировать, потому что она видит свою задачу в том, чтобы впихнуть в ребёнка как можно больше знаний. Когда ребёнок вместо объекта помещения в него знаний станет субъектом, имеющим право на собственный выбор и собственные поколенческие идеи – тогда с литературой станет что-то другое. Хотя надо признать, что до сих пор Россия – литературоцентричная страна, у нас огромный объем классики, который преподаётся нашим детям.

Беда современной школы состоит в том, что в ней катастрофически не хватает увлечённости учителей своим предметом. Выпускники филфаков начинают работать в школе, будучи незнакомыми с детской литературой. В педвузах им ещё дают какой-то краткий курс, а в МГУ – нет, они приходят в школу и несут великую идею русской классической литературы, а современную детскую игнорируют.

Сейчас в свет выходит очень много "малышовки". Эти книги рассчитаны не для самих детей, а для их родителей. Они могут быть с хорошими картинками и забавным текстом – но это не литература, это учёба и "костыли" для родителей, которые пытаются как-то развить своего ребёнка и чему-то научить. Когда детство начинается с того, что вокруг него не красота-красота, а сплошные "костылики для родителей" – далее им просто страшно выходить в большой литературный мир и искать там красоту.

Тем не менее, есть две серии книг для детей – "Пёстрый квадрат" и "Город мастеров". Могу ответственно сказать, что это – всё самое интересное, качественное и художественное, что есть в детской литературе. Ещё порекомендую издательство "Настя и Никита". Это маленькие тоненькие книжечки, которые разбиты по темам для детей в возрасте до 10 лет.

"Город мастеров" – это уже книги для детей постарше. Также стоит обратить внимание на издательства "Пешком в историю", "Самокат", "Компас-гид" и "Белая ворона".

Одним из главных знаков качества в нашем книгоиздании для детей являются книги под редакцией Екатерины Бунтман издательства "Лабиринт-пресс". Это большие, дорогие книги, красиво изданные, с "секретиками". Такие книги при возможности надо просто хватать, покупать и уносить домой. Катя делает потрясающие вещи. Если до неё считалось, что книги с "секретиками" и т.д. созданы только для картинок, а не для того, чтобы разместить в ней стоящее содержание, то Катя доказала обратное: в такой манере можно и нужно издавать неадаптированные полноформатные тексты, и при этом размещать там примечания в шикарной форме.

Многие родители жалуются, что их дети не любят читать. Скажу, что дети, кому действительно интересно получать что-то от полученного текста, на самом деле, читают. Если дети – не визуалы, они могут слушать аудиокниги, которые сейчас легко доступны.

Процент читающих людей от общего количества людей, умеющих читать, за последние несколько сотен лет не меняется. Есть люди, которые не умеют петь или не умеют шить. И что? Мы же не делаем из этого трагедии. Можно посоветовать почитать вместе с ребёнком книгу, вместе порассуждать. Но если родитель видит, что такое чтение проходит в очередной раз мимо ребёнка, если не помогают даже аудиокниги – значит у вашего ребёнка другие способности. Смиритесь. <...>

Полностью беседу с экспертом слушайте в аудиофайле!

Ведущие – Алла Волохина и Константин Корольков

ЕГЭ/единый госэкзамен педагогика педагог издательство чтение каникулы литература родители/дети дети школа Ксения Молдавская

Список книг на лето: от "обязаловки" до любви к чтению

23:52
По будням
11:10
Следующий выпуск

Пятница, 21 сентября

11:10

Смотрим под глаза! Изучаем патчи и учимся ими пользоваться?
Эксперт выпуска – дерматолог-косметолог Лилия Кочеткова.