8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

«Авангард Микаэла Таривердиева»

Эпизод

14 октября 2014

Волшебство музыки кино

Людмила Осипова: Микаэл Таривердиев лишь однажды написал музыку к небольшому мультфильму, и, как он говорил, потом проклял всё на свете. Если помните, – фильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» начинается с мультипликационной заставки. Музыку к ней Таривердиев сочинял гораздо дольше, чем всё остальное, это óтняло у него немало сил. И композитор просто раз и навсегда решил, что мультфильм – не его жанр. Хотя… мне кажется, что и в этой области он мог бы сделать много интересного.

… Как записывается музыка к кинофильму? Вы никогда не задумывались над этим? Ну вот примерно так. Композитор сочиняет музыку, расписывает партитуру (т.е. партии для каждого инструмента оркестра отдельно). Музыканты – каждый сам по себе – разучивают произведение, затем начинаются репетиции оркестра. Иногда дирижёр вносит какие-то изменения в партитуру, иногда просит об этом композитора. Затем собирается команда звукорежиссёров, и начинается запись саундтрека. После тщательной обработки, или как сейчас говорят, – мастеринга – музыка воссоединяется в кинокартине с актёрской игрой, звуками, голосами, и всё вместе это образует единую драматургию фильма.

Когда кинематограф был немым, на сцене стояло пианино, и тапёр, внимательно следя за сюжетной линией кинокартины, изображал на клавиатуре бурю, шторм, негодование, любовные страдания, измену, битвы и шествие победителей под фанфары. Вот и сейчас: слушаю музыку Микаэла Таривердиева к фильму «Русский регтайм», и представляю, что это 1923 год, кинотеатр «Арс», в темноте сидит высокий худощавый пианист и озвучивает кино. На смену тапёрам-одиночкам пришли маленькие оркестры. И кино становится уже не просто киносеансом, – оно становится зрелищем. В ноябре 1924 года в упомянутом столичном кинотеатре «Арс» неожиданно для зрителей заиграл оркестр. За пультом стоял Давид Семёнович Блок. Вплоть до появления звука в кинокартинах, все сеансы стали сопровождаться оркестровым аккомпанементом.

Оркестром кинематографии России сегодня руководит дирижёр Сергей Скрипка. И ему довелось работать с Микаэлом Таривердиевым. Он рассказывает об этом в нашей программе.

В программе звучала киномузыка М.Таривердиева, Л.Десятникова, А.Айги.

 

 

 

 

Архив