8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Гости эфира Армия Школа Авто Про деньги Общество Театр Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

«Авангард Микаэла Таривердиева»

Эпизод

14 октября 2014

Волшебство музыки кино

Людмила Осипова: Микаэл Таривердиев лишь однажды написал музыку к небольшому мультфильму, и, как он говорил, потом проклял всё на свете. Если помните, – фильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» начинается с мультипликационной заставки. Музыку к ней Таривердиев сочинял гораздо дольше, чем всё остальное, это óтняло у него немало сил. И композитор просто раз и навсегда решил, что мультфильм – не его жанр. Хотя… мне кажется, что и в этой области он мог бы сделать много интересного.

… Как записывается музыка к кинофильму? Вы никогда не задумывались над этим? Ну вот примерно так. Композитор сочиняет музыку, расписывает партитуру (т.е. партии для каждого инструмента оркестра отдельно). Музыканты – каждый сам по себе – разучивают произведение, затем начинаются репетиции оркестра. Иногда дирижёр вносит какие-то изменения в партитуру, иногда просит об этом композитора. Затем собирается команда звукорежиссёров, и начинается запись саундтрека. После тщательной обработки, или как сейчас говорят, – мастеринга – музыка воссоединяется в кинокартине с актёрской игрой, звуками, голосами, и всё вместе это образует единую драматургию фильма.

Когда кинематограф был немым, на сцене стояло пианино, и тапёр, внимательно следя за сюжетной линией кинокартины, изображал на клавиатуре бурю, шторм, негодование, любовные страдания, измену, битвы и шествие победителей под фанфары. Вот и сейчас: слушаю музыку Микаэла Таривердиева к фильму «Русский регтайм», и представляю, что это 1923 год, кинотеатр «Арс», в темноте сидит высокий худощавый пианист и озвучивает кино. На смену тапёрам-одиночкам пришли маленькие оркестры. И кино становится уже не просто киносеансом, – оно становится зрелищем. В ноябре 1924 года в упомянутом столичном кинотеатре «Арс» неожиданно для зрителей заиграл оркестр. За пультом стоял Давид Семёнович Блок. Вплоть до появления звука в кинокартинах, все сеансы стали сопровождаться оркестровым аккомпанементом.

Оркестром кинематографии России сегодня руководит дирижёр Сергей Скрипка. И ему довелось работать с Микаэлом Таривердиевым. Он рассказывает об этом в нашей программе.

В программе звучала киномузыка М.Таривердиева, Л.Десятникова, А.Айги.

 

 

 

 

Архив