8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Гости эфира Армия Авто Про деньги Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Авангард Микаэла Таривердиева»

Эпизод

12 января 2016

Новый год с Эльдаром Рязановым и Микаэлом Таривердиевым

Людмила Осипова: Новый год… Самый любимый россиянами праздник. Добрые традиции не искоренить, отмечаем мы его дважды – по старому и новому календарю, и в эти дни мы собираем за семейным столом только близких нам людей. Но порой такими близкими, родными становятся герои кинокартин. Ну какой новогодний праздник без Жени Лукашина и Нади, без фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром»? Невидимыми гостями в каждом доме каждый Новый год были кинорежиссёр Эльдар Рязанов, создатель «Иронии», и Микаэл Таривердиев, композитор.

В конце декабря 2015-го Эльдар Рязанов оставил этот бренный мир. Но он по-прежнему с нами, как и все предыдущие годы. Его искромётные комедии учили и учат нас доброте, благородству, чувству юмора.

В энциклопедическом издании «Россия. Рекорды и достижения»фильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» значится как самый новогодний российский фильм. Кинокартина вышла на экраны в новогоднюю ночь 1976 года и приобрела статус культовой, побив все рекорды новогодних показов. «Ирония судьбы» превзошла по популярности даже "Карнавальную Ночь". Вот уже 40 лет "Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и исключительно в новогоднюю ночь" – обязательная строка в новогодней телепрограмме. Сценарий комедии/мелодрамы Эльдар Рязанов написал совместно в Эмилем Брагинским, музыка – композитора Микаэла Таривердиева. Добрая сказка о простой учительнице и враче, которым под Новый год выделили квартиры в новостройках – всё это воспринималось советскими людьми не как реальность, а как миф, - действительно, только в сказке могло случиться такое. И ещё любовь…

«Я спросил у ясеня» - мировая радиопремьера песни на английском языке. Специально для нашей программы её записал замечательный музыкант из Великобритании, пламенный пропагандист творчества Микаэла Таривердиева Стивен Коутс. Послушайте: какая трогательная интерпретация!.. Как можно было соединить в одной киноленте, по сути, бытовые диалоги, на всегда трезвую речь с тонкой, интеллектуальной музыкой и глубокой поэзией? Стихи Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Михаила Львовского, Бэлы Ахмадуллиной, Евгения Евтушенко, Александра Аронова и Владимира Киршона… Как из этого высокого, возвышенного можно было сделать комедию? Эльдар Александрович Рязанов знал тайный рецепт. Вот что он писал об этом: «Самое трудное, но и самое интересное и благодарное — делать комедии о хороших и добрых людях. Мольер не написал ни одной комедии, где действовали бы герои, которым мы хотим сочувствовать. Чтобы работать в этом русле, надо иметь такое чутье и так любить людей, как мало кто умеет. В нашем кино в этом жанре кроме нас с Эмилем Брагинским никто не работал. Чаплин делал такое, но только лучше, чем мы». 

В новейшем издании книги «Россия. Рекорды и достижения» мы вновь встречаем имя Эльдара Рязанова, но уже в другой номинации. Озвучим её: «Режиссёр, привлекавший самую большую в России зрительскую аудиторию». И теперь позвольте процитировать заключения экспертов Книги рекордов. «Талант режиссера комедийных фильмов Эльдара Александровича Рязанова, его жизнелюбие, наблюдательность и понимание интересов зрителя раскрылись в жанре "городской сказки". Невероятный сюжет режиссёр-постановщик погружает в реальную бытовую среду. В результате получается сплав условного и жизненного. К особенностям его почерка относится переплетение смешного и грустного. Все его фильмы заполнены музыкой и стихами. "Карнавальная ночь", "Девушка без адреса", "Гусарская баллада", "Дайте жалобную книгу", "Невероятные приключения итальянцев в России", "Человек ниоткуда", "Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи", "Старики-разбойники", "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", "Служебный роман", "Вокзал для двоих", "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово", "Жестокий романс", "Старые клячи" стали бестселлерами».

Эльдар Александрович писал стихи. Вот одно из его стихотворений.

«В мои годы сердечная лирика? 
Ничего нет смешней и опасней. 
Лучше с тонкой улыбкой сатирика 
Сочинять ядовитые басни. 
Не давать над собой насмехаться, 
Тайники схоронить в неизвестность… 
И о чувствах своих отмолчаться, 
Понимая всю их неуместность… 
Иль, вернее сказать, запоздалость, 
Потому что всему свои даты… 
Но идет в наступленье усталость, 
И все ближе и горше утраты».

Не будем забывать о приближении Старого Нового года. Он уже стучится в наши двери! Эльдар Александрович Рязанов был весьма ироничным человеком. Помню, его пригласили на пресс-конференцию, посвящённую юбилею Микаэла Таривердиева. Рязанов был в цейтноте, но нашёл время, приехал в Музей имени Глинки. Выступил, но интервью после пресс-конференции давать отказался, - торопился. Я побежала, чуть не споткнулась на лестнице. На бегу начала объяснять, что, мол, я делаю с Верой Таривердиевой программу, он перебил: знаю, знаю. Давай отойдём, тебе скажу в микрофон. Только быстро. Нас, конечно же. Окружили журналисты, но Эльдар Александрович был непреклонен: это эксклюзивное интервью, только для Людмилы. Я была счастлива в тот момент!

Сам Эльдар Рязанов взял не одно интервью. Его собеседниками были Бельмондо, Клод Лелюш, Филипп Нуаре, Альберто Сорди. Он был мастером в этом смысле. И у него это получалось легко. Но «лишь когда я шел к Феллини, - вспоминал Эльдар Александрович, - я шел и думал: «Иду к королю».

У Рязанова была феноменальная память. Он помнил даже свой довоенный телефон: Г-69132. А ещё Эльдар Александрович шутил, что любит всё потертое и рваное. 

Кинофильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» знают даже те, кто почему-то его не смотрел. Многие крылатые фразы из этого фильма вошли в лексикон советского народа:

Вот некоторые.

Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция…

Внимание! Родился нежный и лирический тост.

Всем нельзя, всем завтра Новый Год встречать.

Давай с тобой взвесимся на брудершафт.

Доктор не имеет права не пить за здоровье!

О-о, тёпленькая пошла!

Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба…

Пить надо меньше, надо меньше пить…

Как скучно мы живём! В нас пропал дух авантюризма, мы перестали лазить в окна к любимым женщинам, мы перестали делать большие хорошие глупости.

Музыка в программе:

  • ​ Вальс из кинофильма «Ирония судьба, или с лёгким паром!» (М.Таривердиев) – исп. Гос. Симфонический оркестр кинематографии СССР п /у Г.Гараняна
  • ​ «На Тихорецкую» (М.Таривердиев – М.Львовский) - исп. вокальный ансамбль «Сопрано 10» п/у М.Турецкого
  • ​ «I asked the ash tree» (М.Таривердиев – В.Киршон, англ. текст Стивена Коутса) - исп.
  • ​ «Если у вас нету тёти» (М.Таривердиев – А.Аронов) – исп. Трио «Меридиан»
  • ​ «На пристани начертано» (С.Никитин – Э.Рязанов) – исп. Татьяна и Сергей Никитины
  • ​ «По улице моей» (М.Таривердиев – Б.Ахмадулина) – исп. группа «Город 312»
  • ​ «Хочется лёгкого» (Т.Бикова – Э.Рязанов) – исп. Эмма Абайдуллина и Эльдар Рязанов

 

Режиссёр передачи Ирина Высоцкая

Архив