8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"За кадром"

Эпизод

07 декабря 2013

Чтобы что-то намазать на журналистский хлеб, надо зарабатывать

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Мы продолжаем рассказывать о том, как работают мои коллеги-журналисты. Точнее говорим о том, что в процессе работы остаётся за кадром, о чём вы не просто не знаете, а порой даже и не догадываетесь. Работа журналиста одновременно интересна и сложна, и далеко не так всё просто, как может показаться. Кстати, это касается всей работы, независимо от того, говорим мы о репортаже из "горячей" точки или, например, о материале из Большого зала Госфилармонии. Везде есть свои особенности, тонкости и сложности.

Свои нюансы есть и в работе ведущих телевидения и радио. Именно об этом мы и поговорим сегодня. Рад представить гостя в студии – ведущего различных программ на радио и телевидении Дмитрия Чернова. Кстати, он ещё работает и продюсером на телевидении. Но обо всём по порядку.

Как ты попал в журналистику?

Дм. Чернов: Не без трагических моментов. Это я говорю сейчас совершенно серьёзно. Но мы их опустим. В журналистику я пришёл как бы по мановению волшебной палочки, которую держала в руках моя тёща. Она сказала, что там есть радиостанция и тебе, 22-летнему обалдую, пора уже заняться какой-то работой. Махнула рукой куда-то в сторону и показала, куда идти. И я пошёл.

Есть такая знаменитая картина. Президент одной нашей братской славянской страны показывает премьер-министру тоже одной страны так рукой вдаль, и подпись под ней такая: "Это вот туда". И мне также примерно показали, и я пошёл.

Я пришёл, отработал определённое количество месяцев в прямом эфире маленькой радиостанции одной республики и понял, что вот оно, моё призвание. Вот оно – радио, без которого я уже не смогу никогда жить. Я осознавал, конечно же, мне было уже 22 года, серьёзный возраст, что без образования в нашей непростой профессии никуда не деться. Потому что самое сложное гуманитарное образование – это образование журналиста.

И, соответственно, стал вопрос, где его, собственно, получать, это образование. Тогда я, зажмурив глаза, взял большую карту Российской Федерации, раскрутил руку и попал точно в город Москву.

Поступил, учился, причём на ставшем уже легендарным и не существующем ныне отделении, которое называлось рабфак. Проучился год на рабфаке. И после этого меня приняли в достойные ряды студентов журфака МГУ имени М.В. Ломоносова.

Хорошо. Ты работал и на телевидении тоже долго. Ты вёл информационные программы на Рен-ТВ, делал там обзор прессы. К чему я подвожу? С чего ты начинал? Сначала пришёл в радиожурналистику или попал на телевидение?

Дм. Чернов: Я вообще по образованию журналист-газетчик.

Ты поработал в газете?

Дм. Чернов: Я проработал (и до сих пор работаю, более того) заместителем редакторов, работал журналистом, парламентским корреспондентом, обычным корреспондентом. То есть, начинал с самого низшего слоя профессиональной пишущей братии. Это же корреспондент.

То есть, ты прошёл все этапы?

Дм. Чернов: Это уже потом автор, редактор, журналист, так сказать "почётный", издания и т.д. Я старался пройти все ступени, не знаю, до какого уровня я поднялся ныне, сейчас я работаю в одной газете и в одном журнале, пишу им свои колонки. По-моему, все рады и счастливы. Да, до этого я работал ещё в столичной газете "Время-МН", была такая газета, дочерний ежедневник "Московских новостей". И работал я тогда под начальством замечательного человека Константина Катаняна парламентским корреспондентом в Государственной Думе. То есть, три года я каждый день ходил в Госдуму как на работу, наблюдал жизнь наших депутатов. Спустя три года закончил там работать, вышел и сказал себе: "Ну, всё, хватит с меня". И пошёл работать в транспортный журнал.

Где тебе более комфортно работалось и почему?

Дм. Чернов: У меня всегда было три работы, всегда. Параллельно даже во время работы на радио, на котором я работаю уже 18 лет, на разных радиостанциях, мною любимых. И на самой мною любимой радиостанции "Радио России" я работаю почти 14 лет. Конечно, журналистский хлеб – он ведь только хлеб, без масла и икры, как известно. Поэтому чтобы намазать, надо на икру зарабатывать. Приходится ещё уметь вертеться.

Получается зарабатывать на масло и икру?

Дм. Чернов: Да. Многие идущие в профессию журналисты как-то себе её представляют чрезвычайно гламурно. Всё же в блеске всегда, особенно когда посмотришь какое-нибудь кино про журналиста, про человека, который не брит, вечно пьян, ошивается в баре с ноутбуком и что-то там пишет.

Ну, это крайность?

Дм. Чернов: И позволяет себе без багажа путешествовать из Москвы в Петербург по восемь раз на дню. Так вот, друзья мои, это байки. И это мифы. Ничего подобного в профессии журналиста не существует.

И всё-таки, где тебе более комфортно работалось?

Дм. Чернов: Мне более комфортно всегда работалось на радио. Объясню почему. Потому что газета – это рутина по понятным причинам. Там нужно постоянно писать. Это очень тяжело. На самом деле газетчиками, снимаю перед ними шляпу, не понимаю, как они это делают ежедневно, восхищаюсь.

На телевидении, если ты – ведущий, то всегда на виду и ощущаешь в этом некий дискомфорт.

Дискомфорт в том, что тебя терзают сомнения, как ты выглядишь в кадре?

Дм. Чернов: Нет-нет. Ты понимаешь, что ты не хозяин своему, во-первых, состоянию здоровья, не всегда бываешь. Во-вторых, своему времени. Допустим, я сейчас приболел, что-то с голосом, а в эфире надо выглядеть на 100 процентов. Хорошо, допустим, беременным телеведущим, как бы они ни выглядели. Все видят, что женщина в положении и восхищаются ею в любом случае. А вот если мужчина-ведущий приболел, у него грипп, а ему надо в эфир, то здесь восхищаться им просто будет некому. Все скажут, что, похоже, вчера вечер у мужчины явно задался на славу. Понятно, о чём говорю? Поэтому испытываешь дискомфорт.

Тем более время всегда своё тратишь. Ты же узнаваемый человек, выходишь после работы, к тебе подходят тысячи поклонников, просят автографы. Я рассказывал в прошлый раз историю о том, как я был подвергнут атаке в метрополитене. А не секрет, что я люблю метро.

Ты можешь напомнить эту историю?

Дм. Чернов: Просто ко мне в метро после эфира подошла, видимо, семейная пара довольно молодых людей, и они стали меня обнимать, фотографироваться со мной, вести себя, в общем, как примерно ведут себя люди, которые никогда в жизни не видели гориллу и вдруг совершенно бесплатно попали в московский зоопарк.

Ну, горилле бы было приятно.

Дм. Чернов: В данном случае, да. Я улыбался, как мог. Но потом моё терпение лопнуло, и я сказал им, что хватит уже. И это было, кстати, побудительным мотивом для того, чтобы я задумался, что, может быть, уже хватит этого всего. И я остался работать только на радио. Хотя на телевидении работаю до сих пор.

Поясни, где на телевидении и что ты делаешь?

Дм. Чернов: Я работаю старшим продюсером на телеканале "Россия-1" утреннего эфирного сегмента.

Дмитрий также работает продюсером утренней программы на телеканале "Россия-1". В чём состоит работа продюсера на телевидении? Есть ли какие-то особенности?

Дм. Чернов: Тут существует некая подмена понятий, потому что на самом деле producer – это человек, который, в конечном счёте, отвечает за то, как должен выглядеть финальный продукт. Например, что такое продюсер в кино? Это человек, который на самом деле создаёт форму, а вовсе не распоряжается финансами, как бывает часто в российском кинематографе. Понятно, что режиссёр не делает ни шагу, не распланировав финансовый бюджет с продюсером.

На телевидении продюсер – это человек, который отвечает за наполнение эфира. То есть, конкретно человек, который созванивается со спикерами, с людьми, которые появляются в сюжетах, договаривается с ними о съёмках, придумывает логистику передвижения съёмочной бригады, потому что нужно за день снять очень много. Нужно со всеми договориться, а потом сказать корреспонденту, что он приезжает сюда во столько-то, потом едет туда ко стольки, там его ждут во столько-то. То есть, продюсер создаёт, в общем, карту работы для съёмочной группы.

Но есть ещё и другая работа. Нужно придумать темы, о чём снимать. И телепродюсеры, как правило, занимаются тем, что одним из основных их занятий является придумать информационный повод.

И как это ты делаешь? Смотришь Интернет? Поднимаешь какую-то литературу? Как-то ведь нужно найти какую-то тему.

Дм. Чернов: Вы первый в моей жизни журналист, который спрашивает у меня, как я думаю. То есть, если человек должен что-то придумать, то, как он это делает, – это, вообще-то, профессиональный секрет.

Наша программа называется "За кадром". Мы говорим о нашей журналистской кухне.

Дм. Чернов: Ладно, я приоткрою секрет. Расскажу об одном из ста способов, как я это делаю. Это карты, обычные игральные карты, в которые, конечно, правда, никто не должен был играть до того, как ты начнёшь их использовать. И это обычное гадание. Ты раскладываешь на столе карты. Там всё очень сложно на самом деле, не всё так просто. И потом смотришь, что тебе выпадает сегодня. Ага! А не снять ли нам сюжет про то, как изготавливается настоящая варёная колбаса на настоящих московских колбасных заводах.

Хорошо. Ты достал какую-то карту, увидел сюжет про варёную колбасу, и ты потом с кем-то это согласовываешь? Ты предлагаешь? Как всё это происходит?

Дм. Чернов: Естественно, есть руководство, к которому я подхожу и говорю, что есть забавная тема. Но на самом деле настоящий продюсер всегда берёт темы из собственных наблюдений, из своей жизни. То есть, получается, что продюсер вне пределов своей работы что-то интересное постоянно должен переживать. Это должны быть конфликты, скандалы. То есть, он должен замечать и подмечать всё, что происходит вокруг него. Потому что у нас программа очень социальная, и мы рассказываем о том, что беспокоит многих и многих людей.

Ну, например, как и для чего, с какой целью воруют автомобильные номера? И как от этого обезопасить себя? И почему не нужно платить злоумышленникам, которые сбрасывают СМСку на мобильный телефон автовладельца с предложением выкупить его номер автомобиля за 5 тысяч рублей. Вот и всё.

Вообще, все мои наблюдения за время работы в различных СМИ описаны в моём блоге. А ведь, кроме того, что я пишущий теле- и радиожурналист, я ещё до некоторого времени был активным блогером. Сейчас уже времени совсем не остаётся, но это увлекательнейшее занятие, поэтому сейчас всё меньше и меньше приходится писать.

А вообще я очень критичен. И самое ужасное, что я очень критично отношусь к коллегам, потому что я подмечаю всё. Я сам очень перфекционист в плане профессии, поэтому мне важно, чтобы и окружающие меня люди отдавали 100 процентов своих возможностей, энергии и профессионализма работе. Поэтому иногда приходится прямо… сочувствовать.

Режиссёр программы Ирина Миловидова, ведущий Николай Мамулашвили.
 

продюсер радио журналистика Николай Мамулашвили радиоведущий телевидение

Чтобы что-то намазать на журналистский хлеб, надо зарабатывать

01:00

"Кожаные пиджачки больше на эфир не надевать!"

01:00

Радиодрайв

00:52
Архив