8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Путешествие в Эрмитаж" Познавательные

Эпизод

05 сентября 2016

"Географ" Йоханнеса Вермеера

Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.

Возможно, с началом осени в эрмитажных залах станет спокойнее. Ведь летом на самых популярных маршрутах к великим итальянцам и Рембрандту многоговорящая людская река полноводна с открытия и до завершения работы музея. Если кому-то посчастливилось выбраться из потока и свернуть в сторону, чтобы хоть ненадолго оказаться наедине с шедевром, то в Зале школы Рембрандта вам повезёт увидеть картину "Географ" одного из самых известных и загадочных художников "золотого века" Голландии Йоханнеса (Яна) Вермеера (Jan Vermeer). Картина прибыла из Штеделевского художественного института во Франкфурте-на-Майне, продолжая серию выставок "Шедевры музеев мира в Эрмитаже".

"Географ" пробудет в Эрмитаже три месяца. Это уже третье полотно Й. Вермеера, показанное в Эрмитаже. В 2001 году петербуржцы увидели "Даму в голубом, читающую письмо", в 2011 году было показано ещё одно полотно из собрания Рейксмюзеума в Амстердаме "Любовное письмо".

В российских музейных собраниях работ Й. Вермеера нет, и едва ли они появятся. Сегодня и в мире их известно не больше 35. Кстати, картина "Географ" в 1870-е годы принадлежала Павлу Павловичу Демидову. Но об этом чуть позже.

А сейчас хранитель голландской живописи, главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Ирина Алексеевна Соколова рассказывает о загадке парных полотен, созданных Й. Вермеером. Нынче они известны под названиями "Географ" и "Астроном", хотя одно время полотно "Географ" именовали по-разному: "Математик", "Философ", "Архитектор".

И. Соколова: Действительно, две вещи. "Географ", который подписан дважды, причём разными видами подписи художника. Одна из них проставлена на дверце шкафа, вторая – на стене, и рядом с ней проставлена дата. И дата тоже не совсем обычная. Её читают как 1669 год, но написание последних цифр не традиционное. А "Астроном", который находится в Лувре (в Париже), датирован 1668 годом.

Картины очень близки по композиции. На них изображена фигура учёного у стола. В одном случае – с глобусом земным, в другом случае – c зодиакальным. Поэтому у них и такие названия: "Географ" и "Астроном". И человек, который изображён, находится в своём кабинете в домашней одежде – халате, похожем на кимоно, которое был, конечно, экзотической одеждой в Голландии, где часто изображали именно учёных в этих одеяниях.

И в одном случае, и в другом изображён, возможно, один и тот же человек. Во всяком случае, очень изображения близки. Очень много предметов, которые говорят о том, что это один и тот же интерьер. Но вопрос остаётся: кто же был моделью? Или кто был заказчиком этих произведений? И действительно ли они задумывались как парные? Этого мы не знаем. Во всяком случае, с 1713 года в течение двух столетий обе картины находились в одних и тех же коллекциях. И, конечно, это часто бывает, когда парные вещи находятся в одних и тех же руках. Но потом наступает момент какого-то кризиса, люди с ними расстаются и продают свои картины.

Причём раздельно?

И. Соколова: Это происходит так, как правило. В чём и состоит нарушение вообще всех норм.

Й. Вермеер родился в Делфте и прожил в нём до конца своих дней. По-прежнему, остаётся невыясненным, у кого Й. Вермеер учился живописи. В качестве предполагаемого учителя называют имя талантливого, рано погибшего делфтского живописца Карела Фабрициуса. Дважды Й. Вермеер занимал должность декана гильдии святого Луки, а это говорит об авторитете художника в Делфте. Имея доход от торговли предметами искусства, материально поддерживала его семью и тёща, Й. Вермеер имел возможность писать картины неторопливо и не для продажи, а для своих заказчиков-меценатов.

И. Соколова: Й. Вермеер был очень дорогой художник. Во всяком случае известно, что его имя пользовалось очень большим уважением. Сохранились записи в дневниках именитых иностранцев, которые посещали Делфт и навещали мастерскую этого художника. Ну и, конечно, его вещи с их оптической интригой, с их необычным колористическим настроем, с деликатной, какой-то индивидуальной живописной манерой привлекали. В общем, это такой метафизический мир каких-то интерьеров, в которых находятся одинокие или немногочисленные фигуры.

Он был прославленным художником, но так случилось, что две трети его наследия не покидало пределов Делфта. Они находились в руках коллекционеров, в частности, такого очень богатого торговца Питера Класа ван Рейвена (Pieter van Ruijven), который передал эти картины по наследству своим детям, и долгое время мало кто знал о них за пределами Делфта, только те, кто посещал этот город. А случилось так, что после смерти художника, который скончался довольно рано, в 43 года его не стало, и который оставил свою семью с финансовыми затруднениями, в течение двух столетий его имя было забыто. И только в 1866 году знаменитый французский критик Теофиль Торе, который писал под псевдонимом Виллем Бюрже, написал в 1866 году в журнале "Gazette des Beaux-Arts" первую статью об этом художнике, которого называли "делфтским сфинксом". Так мало о нём знали.

И, собственно, его имя появилось во второй половине XIX века в момент, когда европейский художественный рынок переживал острую ситуацию, связанную с тем, что американские коллекционеры, с которыми не могли конкурировать европейские коллекционеры и, главное, европейские музеи, начали довольно активно покупать чшедевры старой живописи и импрессионистов. В Америке в то время был настоящий музейный бум, когда создавали целые частные коллекции, которые затем были завещаны национальным музеям. И трудно было противостоять финансовым возможностям американских собирателей. Именно тогда Европу покинуло очень много произведений искусства и много произведений Й. Вермеера. Это было очень модное имя, этого художника ещё мало знали, ему приписывали произведения совершенно других живописцев, гораздо менее значительных. Но и сами вещи Й. Вермеера в течение долгого времени имели совершенно другие атрибуции. Их приписывали Рембрандту, Габриелю Метсю (Gabriel Metsu), их приписывали Питеру де Хоху (Pieter de Hooch).

На знаменитую картину Й. Вермеера "Молочница" американские коллекционеры тоже покушались. Но правительству Голландии удалось собрать деньги, чтобы выкупить картину из частного собрания. "Молочница" – гордость Рейксмюзеума в Амстердаме.

Четыре работы художника к концу XIX века находились в руках русских собирателей. Но все они до революции ушли из России. Продолжает разговор куратор выставки Ирина Алексеевна Соколова.

И. Соколова: Две из них находились в дворце Сан-Донато в Италии у Демидовых. Причём это тоже интересная история. П. Демидов купил "Географа" в Париже для дворца Сан-Донато, но через десять лет его продал. После этого он переехал жить в роскошную виллу Пратолино и купил уже для Пратолино другую очень знаменитую картину Й. Вермеера"Солдат и смеющаяся девушка", которая находится сейчас в музее "Коллекция Фрика" (The Frick Collection) в Нью-Йорке.

А две вещи были в России. Одна – в Петербурге у Половцова Александра Александровича на Большой Морской. Это картина, которая называется "Хозяйка и служанка" (или "Любовное письмо") и которая тоже находится в Америке в музее The Frick Collection.

И вторая вещь находилась в Москве у художника Ильи Остроухова, который продал её потом Дмитрию Ивановичу Щукину. И даже рассказывают, что была ссора у них, потому что картина шла под именем Эглона ван дер Нера (Eglon van der Neer). Дм. Щукин, считавший, что это фальшивое имя, отправил свою картину "Аллегорию веры", которая сегодня находится опять же в Америке в Музее Метрополитен, большая вещь, поздняя, в Берлин на экспертизу, и там эту картину увидел знаменитый голландский историк искусства Абрахам Бредиус (Abraham Bredius). Он её правильно идентифицировал и уговорил владельца продать ему эту вещь. Картина была продана А. Бредиусу, который был в то время директором королевской галереи Маурицхёйс (Mauritshuis) в Гааге, она находилась действительно в Гааге долгое время, в музее. Но потом он её забрал и продал в Америку. Сейчас она находится в "Метрополитен". Видите, какая турбулентная судьба у этих вещей, которые меняют хозяев, путешествуют по всему миру.

Имя Й. Вермеера на слуху. Его картина "Девушка с жемчужной серёжкой" подвигла популярную писательницу Трейси Шевалье (Tracy Chevalier) на роман "Girl With A Pearl Earring", по которому Питер Уэббер (Peter Webber) создал одноимённый оскароносный фильм.

Картина "Географ" – совершенно иная история, но и о ней продолжают размышлять, загадки остаются. Учёный, склонившийся над пергаментной навигационной картой, на мгновение словно отвлёкся от вычислений. Его поза похожа на изображение Фауста на знаменитой одноимённой гравюре Рембрандта, с которой Й. Вермеер, без сомнения, был знаком. Теперь и посетитель этой маленькой выставки в Эрмитаже может составить собственные впечатления о том, что обсуждают исследователи творчества художника.

Завершает рассказ хранитель голландской живописи, главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Ирина Алексеевна Соколова.

И. Соколова: В момент, когда так много информации и люди уже потеряли, по-моему, какое-то представление о том, что такое высокое и низкое, искусство и китч, очень важно обращать внимание на такие вечные идеалы. Вот картина эта относится, конечно, к этому.

И несколько вещей, которые дополнят представляемую картину. Мы сделали это очень деликатно. Витрина с первой знаменитой статьёй о Й. Вермеере Виллема Бюрже. И раскрытый аукционный каталог коллекции Сан-Донато с гравюрой, где эта картина проходила под номером 1124. То есть, можно себе представить, какой объём шедевров был продан Павлом Павловичем Демидовым в 1880 году.

И ещё две гравюры, потому что существует устойчивая идея, что, возможно, позировал для этих произведений Антони ван Левенгук (Antonie van Leeuwenhoek), знаменитый голландский естествоиспытатель и земляк Й. Вермеера. Он родился в том же году, что и художник.

Душеприказчик семьи Й. Вермеера?

И. Соколова: Он был назначен Высоким советом после смерти художника опекуном его детей и наследником. Именно этот факт, который зафиксирован в документах, позволяет предполагать, что он мог бы позировать.

Но сейчас существуют и серьёзные возражения против этого предположения, потому что знаменитым и прославленным Й. Вермеер стал уже в 1690-х годах. Тем не менее, мы воспользовались моментом, чтобы показать хранящийся в собрании Эрмитажа прекрасное меццо-тинто Яна Верколье (Jan Verkolje), где изображён Антони ван Левенгук со своим знаменитым микроскопом. Никогда эта гравюра не выставлялась, она была специально отреставрирована для этой выставки.

Что касается второй вещи, действительно есть композиционные связи между картинами "Географ" Й. Вермеера и знаменитым офортом Рембрандта, который называется "Фауст". Этот офорт есть тоже, к счастью, в собрании Эрмитажа. И он представлен, чтобы зрители сами могли посмотреть, действительно ли и насколько похожи эти композиции. И это подразумевает ещё размышления на тему, что же, собственно говоря, является сюжетом этой картины. Ведь неслучайно там находятся предметы, которые часто сопровождают идею "ванитас" (vanitas или "суета сует"), конечность земного существования. Глобус, как правило, связан с идеей универсума. И у Рембрандта, и в картине Й. Вермеера он присутствует.

Исследователи творчества этого загадочного художника уже так совершенны, что они смогли идентифицировать те предметы, которые были изображены Й. Вермеером. Когда ты видишь этот глобус, знаешь, что он существует и кто его создал. Или шпалера, которая изображена на этом полотне, или географическая карта, которая, кстати сказать, один из шедевров нидерландского картографического искусства. Любопытно, что это карта Европы и на ней внизу перечислены названия всех европейских стран. Среди них присутствует и Россия.

Посетителю, умеющему читать, всегда замечательно получить заложенную информацию старыми мастерами.

И. Соколова: В этом состоит задача и музея: воспитывать просвещённого зрителя. Собственно, голландская картина на то и рассчитана. На спокойное и длительное созерцание. Это такие бесценные вещи, которые выдаются крайне редко. И, наверное, была бы мечта Эрмитажа когда-нибудь увидеть в своих залах "Девушку с жемчужной серёжкой".

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.

музей культура выставка история Ян Вермеер Санкт-Петербург Эрмитаж

"Географ" Йоханнеса Вермеера

14:01
Понедельник
05:45
первый, третий понедельник месяца
понедельник 21:16
Следующий выпуск

Воскресенье, 18 ноября

13:10

Центральная библиотека Эрмитажа: у книг – собственная судьба...
Эрмитаж – многоликий и многослойный. Глубоко понять музей помогают тематические выставки. Нынче в Арапском зале и ротонде Зимнего дворца можно увидеть собрание эрмитажной библиотеки, – она ведет свое летосчисление с 1762 года, но в этом году отмечает памятную дату...