8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Путешествие в Эрмитаж" Познавательные

Эпизод

31 мая 2014

Форменные платья придворных Высочайшего двора

Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.

В Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца открылась выставка, которая называется "Высочайшего двора служители". Впервые широкой публике представлены ливрейные платья русского двора конца XIX - начала XX века. Около 250 предметов костюмы и аксессуары из собрания Эрмитажа.

Придворнослужительское сословие, которое появилось благодаря императрице Екатерине, имело особые права и преимущества. Главным было освобождение от личных податей и повинностей, в том числе и от службы в армии. Александр III повелел принимать на службу при дворе уже по вольному найму, а окончательно привилегии придворных служителей и их детей отменил Николай II.

Как мы уже рассказывали в наших программах, все придворнослужители были обязаны носить форменные платья. Выдаваемая государством и дворянством одежда для свиты – ливрея. Этот термин из французского языка. А основные цвета ливрейного платья – зелёный, красный и золотой – были учреждены в 1796 году уже после смерти Екатерины II.

В Арапском зале представлены костюмы придворных служителей, которые были, что говорится, на виду. Именно они встречали всех гостей, приходящих в Зимний дворец или в другую императорскую резиденцию, и поэтому их одежда отличается яркостью, богатством галунов, блеском золотого шитья. Фотографии, мебель или предметы рядом с костюмами позволяют сразу определить сферу деятельности того или иного придворнослужителя.

Вот, к примеру, столик, накрытый для завтрака, белые перчатки и рядом две фигуры в ожидании гостей. Подходим к столику вместе с куратором выставки Ниной Тарасовой, заведующей сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа.

Н. Тарасова: У нас есть парадный костюм официанта, и у нас есть выходной бушлат кондитерского подмастерья. Своими размерами они уже говорят о том, что и официант, и кондитер точно любили свою профессию и место работы.  Более того, как прекрасно сидит бушлат кондитерского подмастерья! Он одет безукоризненно на манекен. Когда сотрудники лаборатории реставрации тканей отпаривали детали этого костюма для подготовки к выставке, то они меня вызвали и дали понюхать, потому что верхняя часть лацкана пахла сдобой.

А здесь что?

Н. Тарасова: Здесь представлен крестный ход в день освящения собора Спаса-на-крови в 1907 году, и шествие возглавляют придворнослужители. Среди этой группы можно видеть камер-фурьера. Он в роскошном кафтане, богатом шитьём. Здесь тема "Камер-фурьеры": парадный костюм, повседневно-праздничный. А это роскошный белоснежный костюм, сшитый из "чёртовой кожи", да, так называется эта хлопчатобумажная ткань, довольно плотная, гладкая сверху и внутри, с изнаночной стороны она напоминает фланель. Это летний костюм, который предназначался для камер-фурьеров во время их дежурства в Нижнем парке Петергофа с 1907 года.

Парки Петергофа, фонтаны, солнце, зелень и белоснежная одежда камер-фурьеров и лакеев первого разряда. Мы первый раз выставляем в таком объёме и с такой полнотой костюм разных категорий придворных служителей.

В центре – группа швейцаров Высочайшего двора. Тут мы представили всё, что можно было: парадный костюм швейцара Высочайшего двора, праздничный сюртук. Удивительно, что шинели с пелеринами, длинные, со стоячими воротниками или отложными, называли в министерстве двора не шинелями, а сюртуками. На правом плече обязательно роскошный аксельбант, причём здесь – из золочённой канители, а там – просто из шёлковой нити. Каждого швейцара можно было узнать, прежде всего, по перевязи. У всех швейцаров была полосатая перевязь. Кроме того, обязательно булава и шляпа со страусовыми перьями. У нас есть праздничная, парадная и траурная булавы.

А это шинель помощника швейцара. Швейцары дежурили на всех главных подъездах, открытых для доступа, императорской резиденции, а помощники швейцаров – на второстепенных.

Некоторые должности, такие, как, например, метрдотель или арап Высочайшего двора могли занимать подданные иностранных государств. Для них были учреждены специальные правила приёма на службу. И в витринах можно видеть награды иностранных государств, которые получали придворнослужители. Организаторы выставки согласно наградным спискам из архива подобрали в отделе нумизматики Эрмитажа соответствующие медали и ордена.

В отдельной витрине представлены вещи из личных архивов потомков служителей Высочайшего двора: фотографии придворного швейцара Ольховского с супругой, арап Мариа с супругой и детьми. Редкая реликвия – почтовая открытка с панорамным видом Ялты. Штемпель от 23 декабря 1917 года. Эту открытку с новогодними поздравлениями отправил из Крыма своим родителям в станицу Милютинскую телохранитель императрицы Марии Фёдоровны Кирилл Поляков.

Н. Тарасова: У нас представлен парадный костюм скорохода с двумя каскетами. Этот траурный каскет украшен чёрными страусовыми перьями, а султанчик сделан из иголок дикобраза.

А это костюмы гоф-фурьера. Если камер-фурьер отвечал за весь штат придворных служителей, то гоф-фурьер был первым его помощником, составлял график дежурства, проверял наличие посторонних в императорской резиденции, отвечал за чистоту в залах резиденции. И ещё одна обязанность у него была: он отвечал за придворно-служительскую библиотеку. У нас представлены книги так называемой эрмитажной Русской библиотеки, основой которой послужила придворно-служительская библиотека, основанная Екатериной в 1768 году, когда она заметила, согласно легенде, что кто-то сидел и читал книгу вместо того, чтобы её приветствовать. И здесь редчайшая вещь из Российского государственного исторического архива. Это книга для учёта записей выдачи библиотечных книг. В ней отмечены фамилии тех, кто брал книги и читал их.

Арапы Высочайшего двора награждались не только российскими наградами, среди которых были такие медали, как "За усердие", но и наградами иностранных государств. Если высокопоставленному лицу нравилось всё: как его обслуживали, как обеспечивали его безопасность, комфорт и т.п., он мог представить того или иного служителя к награде.

Здесь изображён придворный арап Константин Евгеньевич Апти. Он стоит в Александровском зале с камердинером короля Черногории. Это 1912 год. И парадный костюм Константина Евгеньевича как раз представлен. Арапом был и его сын – Николай Константинович. Так отец с сыном встретились в витрине выставки своими костюмами. Они были очень рослыми, точно не менее 1,90 метра.

Из Арапского зала с куратором выставки Ниной Тарасовой переходим в соседний зал – Ротонду. Здесь представлены костюмы слуг, которые большей частью были скрыты для посторонних глаз. Это личная прислуга императорской семьи. Вот костюм камердинера, который во многом выполнял и обязанности секретаря при императоре Николае II. Рядом стул из приёмной императора, папка для бумаг.

Непременно рядом с этой неброской витриной надо вспомнить, что Терентий Иванович Чемодуров, камердинер императора Николая II, добровольно последовал за царской семьёй в ссылку, сопровождал государя при переводе его из Тобольска и Екатеринбург. Т.И. Чемодуров находился и в доме Ипатьева до мая 1918 года, но по болезни был удалён и заключён в тюремную больницу Екатеринбурга, где его миновала судьба оставшихся с царской семьёй.

Н. Тарасова: Должность людей, чьи костюмы представлены в этой витрине, называется рейдкнехт. То есть, это люди, которые отвечали за лошадей монарха, за предоставление ему вовремя выездов или экипажа. Но в свободное время они помогали гардеробщикам, потому что, скажем, у Николая II гардероб был очень обширный – около 500 только военных мундиров и не меньше 300 предметов невоенной одежды.

В их обязанности входило приготовление одежды. Задание, какую одежду надо приготовить, давал камердинер императора. А если это была императрица, то у неё не было рейдкнехтов в штате комнатной прислуги, а был гардеробщик и помощник гардеробщика. Им приказание отдавала камер-фрау.

Гардеробщики полностью следили за содержанием гардероба в порядке и выбирали одежду для каждого места, вели строгий учёт и контроль за этими вещами.

Костюмы камердинеров двух императриц – Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны – говорят о том, что все они были мужчинами рослыми, осанистыми. Вспомним, если желающий служить при дворе не был из семьи придворных служителей, то предпочтение отдавалось лицам видной наружности из гвардейских полков.

Н. Тарасова: Перейдём к телохранителям, которые были в штате, как известно, только у императрицы. Императора охранял собственный его Величества конвой, а камер-казаки, находившиеся в комнатной прислуге, осуществляли охрану императрицы. Сохранилось достаточно много видов одежды камер-казаков. В центральной витрине представлена их парадная одежда: повседневно-праздничный костюм камер-казака и вояжный костюм. Камер-казаки были у обеих императриц, и их форма различалась по цвету. Камер-казаки императрицы Марии Фёдоровны носили одежды цвета синего с белым, камер-казаки императрицы Александры Фёдоровны носили одежды цвета красного с белым.

Есть на выставке и икона, подаренная комнатной прислугой семье Николая II в феврале 1913 года в дни празднования 300-летия дома Романовых. На обороте иконы – гравировка с фамилиями дарителей. Среди них и камер-лакей Алоизий Егорович Трупп.

Н. Тарасова: В центральной витрине в Ротонде на первом плане костюм императрицы Марии Фёдоровны, за нею – костюм камер-казака Кирилла Ивановича Полякова, рядом – костюм Тимофея Ксенофонтовича Ящика, которые вместе выехали из России и таким образом спаслись. А это группа – уже другая. В центре группы – костюм цесаревича Алексея Николаевича, манто – Александры Фёдоровны, мундир – Николая II, пальто – великой княжны Марии Николаевны и сюртук Алоизия Егоровича Труппа. Всех тех, кто был расстрелян в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года. И потому эта группа обосновалась в зале именно в Ротонде, который очень напоминает по своей форме некий пантеон.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.

культура выставка платье Эрмитаж

Форменные платья придворных Высочайшего двора

15:00
Понедельник
05:45
первый, третий понедельник месяца
понедельник 21:16
Следующий выпуск

Воскресенье, 16 декабря

13:10