8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Гости эфира Армия Авто Про деньги Общество Культура История Здоровье Это интересно

Взлётная полоса Интерактивный канал

Эпизод

24 января 2017

Новые схемы автомошенников

В Москве активизировались мошенники, которые бросаются на "зебре" под колеса машин, а затем вымогают у водителей деньги под угрозой суда и лишения прав.

Когда машина приближается к нерегулируемому пешеходному переходу и замедляет ход, мошенник бросается либо на капот, либо в бок машине и падает на асфальт.

А еще мошенники изобрели новый способ уклонения от оплаты дорогой московской парковки: находят автомобиль такой же модели и цвета, делают дубликаты номеров - и крепят их на магнитиках лишь на время стоянки. В результате штрафы приходят ни в чём не повинным людям.

С нашим постоянным экспертом Игорем Моржаретто обсуждаем новые схемы автомошенников, и как не стать их жертвой.

Кто главный на дороге: автомобилист или пешеход?

С тех пор, как ввели штраф в 1500 рублей за то, если водитель не пропустил пешехода, и реально их начали штрафовать, многие пешеходы вдруг поняли, что они – главные на дороге. Хотя они не главные, а такие же участники движения, как и автомобилисты, только без колёс. И, соответственно, должны соблюдать Правила дорожного движения.

Но многие пешеходы на вопрос, а почему он так идут, отвечают, а почему он тут не должен ходить? На довод, что есть правила, многие отвечают вопросом, какие правила? То есть, выясняется, что львиная доля пешеходов вообще понятия не имеет, что существуют Правила дорожного движения. А если и имеют понятие, то почему-то твёрдо уверены, что Правила дорожного движения обязательно знать и соблюдать только водителям.

Большинство пешеходов, к сожалению, также вообще не представляют, что есть такая наука, как физика, и не предполагают, что железный автомобиль, который в среднем весит полторы тонны, не может, как сивка-бурка, встать перед ним. У автомобиля всегда есть тормозной путь. Даже если очень опытный водитель за рулём, даже если он внимательно смотрит по сторонам, но когда перед ним внезапно выбегает бабушка, он не может заставить автомобиль остановиться как вкопанный. Автомобиль проедет ещё 10-15 метров. Всё зависит от скорости и погоды.

Поэтому я всегда выступаю за то, чтобы хотя бы в школе был введён курс "Правил дорожного движения", учили основам автодела и т.д. Потому что у нас сейчас в детских садах этому не учат совсем. А в школах обязательная программа изучения Правил дорожного движения предусматривает два часа в год в рамках предмета ОБЖ, который преподаёт военрук, физрук или трудовик, которые не всегда чётко понимают предмет, так как часто не имеют водительских прав.

Поэтому ещё раз говорю пешеходам: будьте бдительны, автомобиль железный, его сразу не остановить. Ну а водителям: тоже будьте бдительны, потому что не все пешеходы знают про физику и понимают, что они на дороге – равноправные участники дорожного движения.

Что значит "не пропустить пешехода"?

В Правилах дорожного движения написано просто: "не уступил дорогу на пешеходном переходе". В КоАПе так же. Дальше никаких объяснений нет. Поскольку вопрос запутанный, пришлось за последние два года дважды по нему принимать специальные решения Верховному суду. И последнее решение было достаточно сложным для понимания, но если его понимаешь, то уже дальше живётся спокойнее. Хорошо бы, чтобы это все полицейские поняли, потому что они далеко не все, подозреваю, поняли. В решении Верховного суда написано примерно следующее. Если траектории движения водителей и пешехода в данную минуту в одной точке не пересекаются, то водитель может продолжить движение.

Условно говоря, проспект в три полосы движения в каждую сторону. Вы едете по крайнему левому ряду с разрешённой скоростью и видите, как на пешеходный переход вступил пешеход. Вы понимаете, что он идёт по первой полосе, а вы едете по третьей, в эту секунду ваши траектории никак не пересекаются, то есть, вы спокойно имеете право ехать дальше. Такова трактовка позиция Верховного суда. Но многие гаишники на местах эту ситуацию трактуют иначе. Верховный суд далеко, а я вот тут стою, поставленный властью наблюдать за соблюдением правил. И выписывает штраф водителю за то, что не пропустил пешехода. Оспорить выписанный штраф можно, ссылаясь на решение Верховного суда, но в принципе надо иметь в виду, что вопрос достаточно сложный.

Почему отложили введение балльной системы для автомобилистов за серьёзные нарушения?

Депутаты это, к счастью, понимают. У нас в конце 2016 года должны были принять новый пункт в КоАПе, который ввел бы псевдобальную систему. Речь там шла о том, что если человек в течение года совершаете три серьёзных правонарушения (превысил скорость трижды в течение года на 60 км в час и более, трижды проехал на красный свет и т.д.), то у него отымают права. Так вот, данный законопроект не прошёл, потому что не знали, относить ли к серьёзным нарушениям не предоставление дороги пешеходу. С одной стороны, это очень опасное нарушение. Но, с другой стороны, есть много вариантов трактовок на местах, что была опасность. И не очень честный товарищ с палочкой может где-нибудь за деревом встать вблизи пешеходного перехода, три дня стоять, наловить много людей, и каждый третий раз кому-то говорить, что вот уже третий  раз, и права твои тю-тю. Человек в ответ начинает говорить, а может не надо "тю-тю" и… В общем, очень коррупционная вещь. Во-вторых, даже если этот человек – не вымогатель, а честный дурак (согласитесь, есть везде такая категория людей), он будет тупо выписывать штрафы. Раз, два, три, и прощайте права. Даже не вымогая денег. Пострадает от него куча людей. Поэтому депутаты сказали, что давайте это пока, поскольку не очень внятно прописано, перенесём.

Чем можно объяснить активизацию в последнее время пешеходов-мошенников?

У нас в стране всегда существовала такая категория людей, как подставщики. Были подставщики-автомобилисты и были подставщики-пешеходы. Они были всегда. Может быть, в условиях кризиса их количество увеличилось, особенно если учитывать, что какие-то люди оказались без работы, кому-то достаточно сильно сократили зарплату. И вообще много свободных людей в стране. Большая часть отечественных предприятий  работают по четыре дня в неделю, а не пять или шесть. То есть, у людей появилось свободное время, и у кого-то, наверное, в голове могла зародиться мысль: а почему бы так дешёво не заработать? Этот пример описан достаточно давно. Например, у Ильфа и Петрова есть цикл рассказов "Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска". И там был какой-то житель, который случайно попал под машину какого-то иностранного посла и которому потом выплатили деньги. Так что способ этот описан давно. Он, к сожалению, получил распространение и у нас. Не знаю, насколько больше стало таких случаев в последнее время, может быть, просто об этом больше стали говорить.

Что делать в случае столкновения с пешеходом-подставщиком?

Первое, надо успокоиться. Если вы нервничаете, лучше закрыться в машине, посидеть, подышать, выпить водички, валидола или корвалола, если они есть. И, второе, вызвать ГИБДД. Это самый верный совет. К сожалению, в жизни происходит не всегда так. Особенно если за рулём оказывается женщина нервического склада. Да и мужчины такими бывают.

Не пытайтесь уехать, потому что это может трактоваться, как оставление места ДТП. Кроме того, что вы говорите "вызываем ГИБДД", никаких других разговоров не вести. Ни на какие предложения типа давайте на месте рассчитаемся, давайте поедем в больницу не реагируем.

Если уж совсем человек помирает, то, конечно, ему надо оказывать помощь. Но если у него испачкана куртка, он говорит про какой-то ушиб локтя, то пусть себе плачет, лучше не рисковать и вызвать ГИБДД.

Подставщики, как правило, не дожидаются появления ГИБДД, потому что это будет им себе дороже. Если приезжает ГИБДД, то это протоколы, медицинское освидетельствование, затем суды. Зачем им вся эта длинная история и возможное неполучение денег. Главное для них – не потерять столько времени безрезультатно. У них задача в день организовать не одно такое ДТП, а несколько. Я так понимаю, что делают это специальные люди, которые тренируются красиво падать и громко кричать.

В России сегодня отсутствует система автообразования в школах и детских садах

Пешеходам хорошо бы объяснять, что они должны смотреть на приближающиеся автомобили, а ещё лучше встретиться, если есть такая возможность, взглядом с водителем автомобиля, чтобы понять, адекватный он или не очень. Во втором случае лучше подождать. Такова, к сожалению, жизнь. Можно показать знаком водителю, что вы собираетесь переходить дорогу.

Плюс надо знать, что то правило, которому всех учили в нашем детстве, о том, что при переходе дороги, надо сначала посмотреть налево, а потом направо, сегодня не работает. Потому что сегодня нужно постоянно вертеть головой то налево, то направо, так как машины стали быстрее двигаться, ситуация стала сложнее на дорогах.

Методы пешеходных автоподстав

Понятно, что всегда нужно сбрасывать скорость перед пешеходным переходом, реагировать на приближающегося пешехода и быть готовым на всякий случай. Но сегодня мы говорим о крайних ситуациях, о людях, которые пытаются заработать деньги нечестным путём. Они всё понимают, они тоже ПДД читали, и человек, условно, может стоять у столба в засаде, чтобы, когда автомобиль приближается со скоростью 30 км в час, ему потребовалась доля секунды, чтобы броситься на капот этого автомобиля. Такие люди также бросаются и на борт автомобиля, и как-то под зеркало, изображая наезд. В принципе подставщик может даже не коснуться машины. Есть варианты. Как раньше бросали бутылку с водой, так и пешеход-подставщик может не коснуться вашей машины, а где-то рядышком упасть. А в это время второй бросить бутылку с водой. И всё. Вы слышали звук, есть какая-то небольшая вмятина, её можно обнаружить. И потом раздаётся, что вы сбили несчастного пешехода, который спешил в поликлинику. В любой ситуации нужно быть морально готовым к встрече с пешеходом-подставщиком. Но не надо на каждом перекрёстке ожидать появления нехороших людей. Их есть у нас, но их не так уж и много. Будьте внимательными, притормаживайте на всякий случай. Но при этом будьте готовы, что всякое может случиться.

О нежелании автомобилистов платить за парковку в Москве и новом способе обмана парконов

Доказать подмену номеров можно. Но, во-первых, это уже уголовно наказываемое деяние – за подделку номера. Во-вторых, это достаточно сложно найти такой же автомобиль, примерно такой же модели, того же года выпуска, того же цвета, номер скопировать, сделать дубликат… Наверное, единичные такие истории есть, есть "народные умельцы", которые пойдут на всё, ради того, чтобы не платить деньги за парковку.

Я, например, под Воронежем перед Новым годом видел дивную сцену. Там в обход Воронежа есть платная дорога, по которой проезд стоит совсем небольшие деньги. И я ехал там на автомобиле, как вижу рядом дорогой автомобиль в параллельном ряду, причём его не было, был грузовик, но потом он появился на чудовищно высокой скорости, тормознулся и прилип сзади к грузовику, буквально в сантиметре. Потому что, наверное, там есть камеры, которые поднимают и опускают шлагбаум, и они за высоким грузовиком не видят автомобиль, хотя он был большим, представительским. И вот он проскочил, хотя была возможность получить по крыше шлагбаумом. Но свои несколько десятков рублей этот человек сэкономил.

Меня удивляют люди, которые пытаются сэкономить несколько десятков рублей, рискуя автомобилем. То же самое касается тех людей, которые не платят за парковку. Извините, но это какое-то уж совсем жлобство, позорище и стыдоба.

Богатые и представительные часто не желают оплачивать парковку

Мой коллега из журнала "За рулём" проводил фоторейд  возле здания МВД на Октябрьской площади и пришёл к выводу, что часто сами власти не любят платить. Там на платной парковке прямо напротив МВД России стояло огромное количество дорогих машин со снятыми или закрытыми номерами. Рядом ходил гаишник и делал вид, что ничего не происходит. Когда сотрудники журнала появились там с камерой, гаишник сначала попытался прогнать людей с камерой, но когда ему объяснили, кто они и что они снимают, гаишник всё понял и начал говорить водителям автомобилей со снятыми или закрытыми номерами, чтобы те уезжали. То есть, если сотрудники МВД или люди, приезжающие в МВД по делу, прячут свои номера, это о чём говорит? Что человек, который не имеет входа в МВД, думает, а чем он хуже этих, почему он должен платить 200 рублей. И самое обидное, что чаще всего, по моим наблюдениям, прячут номера те, у кого машины стоимостью выше 2-5 миллионов.

Административное или уголовное наказание последует за навешивание номеров с другой похожей машины на платной парковке?

По КоАПП штраф – 2500 рублей. Но вроде есть и какие-то случаи, когда предусмотрено лишение прав. Есть также ещё Уголовный кодекс, в котором есть раздел "Мошенничество". Под него можно подвести. Или можно подвести под статью "Подделка государственных документов". Потому что государственные регистрационные знаки не являются личной собственностью автомобилиста.

У нас в стране постоянно случаются какие-то знаковые истории. Вспомните прошлогоднее дело гонщика на "Гелендвагене", который в течение часа убегал от полиции и видео своего преследования выкладывал в Сети. Все стали возмущаться и говорить, что за это деяние положен штраф в размере 500 рублей. А потом выяснилось, что если почитать внимательно российские законы, то и арест на 15 суток сразу можно найти. И всё по закону, никто ничего не придумывал ради этого случая. А потом оказалось, что гонщику может грозить и уголовное наказание за неподчинение приказам сотрудника полиции. Далее больше. Нашли, что более серьёзное наказание предусмотрено за оскорбление сотрудников полиции. В принципе, если поставить цель наказать человека, который считает себя самым умным, это легко сделать с помощью сегодняшних отечественных законов. И придумывать ничего совершенно не нужно.

Действия при медицинском освидетельствовании на алкоголь

Мы сегодня говорим о разводках, о людях, которые устраивают подставы на пешеходных переходах. А есть, к сожалению, такая разводка со стороны не очень честных сотрудников ГАИ, которые вам говорят, раз вы не хотите, куда-то спешите, то можно отказаться и потом самим пройти освидетельствование самостоятельно. Помните, отказывать от процедуры освидетельствования на алкоголь ни в коем случае нельзя. Это приравнивается к вашему признанию того, что вы пьяны и, соответственно, к лишению прав на полтора минимум года и штрафу в 30 тысяч рублей.

Что делать, если вы не верите прибору у гаишника?

Вы должны написать в протоколе: "От процедуры освидетельствования не отказываюсь. Прошу провести её в стационарном пункте". И они обязаны вас с этой формулировкой отвезти в поликлинику или наркологические диспансер, где вас опять могут продуть на приборе, взять анализы мочи и крови, провести исследования. Если вы считаете, что предложенный вам прибор не хорош, человек в форме не внушает доверия, то вы имеет право отказаться, но не от процедуры освидетельствования,  а оттого, чтобы дуть именно в его прибор.

Прибор, в который вам предлагают дунуть, должен быть прибором реальным. Этот алкотестер – довольно большой прибор,  размером с обувную коробку. Он с одноразовыми трубочками и с функцией распечатки. Они в этот прибор сначала вбивают ваши фамилию, имя, отчество и время. После чего предлагают дунуть. После чего прибор показывает от ноля до 0,15 и выдаёт бумажку. Если вам предлагают дунуть в какой-то непонятный свисток, от этого вы можете отказаться на полном основании. Но опять же пишите, что от освидетельствования не отказываетесь, но вот "в этот свисток дуть не буду, прошу провести освидетельствование в стационарном пункте". Как правило, гаишники, которые предлагают дунуть в свисток, тут же вас отпускают.

В этой ситуации нужно исходить, прежде всего, из того,  что у автолюбителя есть права. И даже если прибор что-то показал, но вы уверены, вы можете это оспорить, написать, что не согласны. У врачей есть на этот случай соответствующий алгоритм, когда делаются не одна, а две пробы с интервалом. Подделать два показания уже сложнее. Если человек знает свои права и видно, что он будет их отстаивать до конца, связываться с ним даже прикормленный врач не будет. Зачем это ему нужно? Не стоит это тех неприятностей, которые у него могут быть.

Пешеходы и автолюбители, любите друг друга!

Сегодня правовой шар на стороне пешеходов. У них больше возможностей доказать, что я вот тут шёл правильно, чем у водителя, что он пропускал пешехода правильно. Могу лишь призвать всех, а мы все в равных позициях: и автомобилист, который за рулём, и пешеход, который идёт, уважать друг друга и ценить время друг друга.

Где может переходить пешеход проезжую часть кроме как по зебре?

Пешеход имеет право перейти дорогу даже там, где нет пешеходного перехода, когда его просто нет. В ГОСТе есть какой-то стандарт. Вроде как на расстоянии более 500 метров от пешеходного перехода. Но при этом пешеход должен убедиться, что справа и слева нет автомобиля, а потом переходить. Причём делать это он должен достаточно быстро.

Главное для пешехода – убедиться в том, что ни с одной стороны не едет автомобиль, и он не создаёт опасность, прежде всего, для себя самого и для автомобилистов.

Штрафы для пешеходов

Для нерадивых пешеходов есть штрафы, они небольшие, и гаишники не очень любят связываться с пешеходами, потому что по действующему закону человек, сидящий за рулём, обязан иметь определённый пакет документов: права, техпаспорт, страховку. Потом у него есть машина, которую всегда можно задержать как имущество. А человек, который идёт через дорогу, на просьбу предъявить документ, скажет, что у нас в законе нет требования носить с собой паспорт. У нас действительно нет такого закона. А вот на Западе есть обязательное требование иметь при себе какой-то документ. У нас же во многих случаях пешеход оказывается без какого-либо документа, и тогда сотрудник полиции должен его задержать на три часа, отвести в околоток для установления личности. Кто захочет связываться со всеми этими процедурами?

Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.

 

водитель мошенники мошенничество пассажир светофор регистрационный номер машина/автомобиль переход

Новые схемы автомошенников

44:48
Будни 07:10; 08:10; 09:10
Следующий выпуск

Вторник, 28 марта

07:10

Альтернативный тест
Детский омбудсмен Анна Кузнецова предложила разрешить родителям выбирать - делать пробу Манту или нет. В Минздраве отреагировали быстро. Специалисты утвердили несколько возможных вариантов тестирования...