8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

Взлётная полоса Интерактивный канал

Эпизод

07 февраля 2017

На актуальные вопросы автовладельцев отвечает Игорь Моржаретто

Гость студии - постоянный автоэксперт Игорь Моржаретто 

Чей двор, или Как организовать парковку во дворе дома

И. Моржаретто: Понятия "общий двор" в Конституции и кодексе нет. Есть собственность двора, который может принадлежать а) муниципальным властям (городу); б) реже федеральным властям в силу того, что он примыкает к какой-то другой территории и в) иногда какой-нибудь компании, если по соседству есть, например, завод.

Поэтому сначала надо разобраться, чей двор, потом попытаться сделать его дворовой территорией данного дома. Для этого существует процедура, прописанная в законе. Общее собрание жильцов принимает решение, что это их общедворовая территория, обращается к муниципальной власти и им переводят этот двор.

Когда двор уже ваш, можно начинать делать какие-то движения. Как разделить двор, это личное дело жильцов двора, если они сумеют между собой договориться. Теоретически возможности для этого по закону есть. Ситуации, когда люди договариваются, тоже есть. Например, общее собрание жильцов решает, что одна часть будет выделена под площадку, другая – для отдыха пожилых людей, а третья – под парковку, которая будет размечена. Лучше попытаться сделать всё по закону и можно добиться успеха. Было бы желание.

Хотя очень много бумаг придётся собирать. И в такой ситуации очень нужно найти какого-нибудь человека, который этим займётся. Лучше всего, по моему твёрдому убеждению, на эту роль подходит какой-нибудь отставной военный. Военные – люди очень дотошные и дисциплинированные. Они умеют правильно по алгоритму действовать, что сначала, а что потом нужно делать. И, как правило, военный – человек терпеливый. Он привык, что на службе на протяжении 30 лет на него генерал орал, и тут он спокойно реагирует на всяких неуравновешенных людей.

Проблема взаимоотношений пешеходов и водителей ("пропустил" или "не пропустил")

И. Моржаретто: Что касается "пропустил" или "не пропустил" автомобилист пешехода, вопрос достаточно серьёзный. Он субъективный. Поэтому уже было два решения Верховного суда, что считать "пропустил" и "не пропустил".  Последнее решение достаточно сложное для понимания, но в переводе на русский язык оно означает: если траектории движения водителя автомобиля и пешехода в данный момент в одной точке не пересекаются, то тогда автомобиль может ехать дальше, а пешеход тоже может идти дальше. То есть, если вы едете по дороге с двумя полосами в каждую сторону в левом ряду и пешеход только сделал первый шаг на "зебру", вы можете продолжить движение, потому что пешеход явно идёт по траектории, которая с вашим автомобилем не пересекается. Таково решение Верховного суда.

Но опять же на местах служивые трактуют это дело по-разному. Настолько спорный момент "пропустил-не пропустил", что должны были ещё под новый год в Госдуме принять новый состав правонарушения под названием "систематическое нарушение". Это когда в течение года ты делаешь 3-7 однотипных серьёзных нарушений, то тебя лишают прав. Так вот, в том числе и из-за пункта по вопросу непропуска пешехода рассмотрение данного вопроса перенесли.

То же самое касается камеры, которая отслеживает, водители пропускают или не пропускают пешеходов. Как я понимаю, это должна быть не просто камера, а камера, совмещённая с компьютером, который должен с помощью формул просчитывать как минимум это самое непересечение траекторий.Камера должна работать так, чтобы можно было доказать, что траектория движения пешехода пересекалась с траекторией движения автомобиля и последний действительно не пропустил пешехода, а не просто ехал в седьмом ряду слева.

Как правильно оформить электронный полис ОСАГО

И. Моржаретто: Могу сказать, что это сделать возможно. Теперь можно даже КАСКО в электронном виде оформить. Но при этом надо учитывать несколько моментов.

Во-первых, это должен быть действительно сайт страховой компании. Часто пытаются подделывать сайт Российского союза автостраховщиков или делают сайты как бы брокерских компаний. Электронное ОСАГО продаётся только на сайте страховой компании.

Во-вторых. Процедура оформления электронного ОСАГО довольно сложная. Потому что в обычной жизни всё за автомобилиста заполняет агент, который знает все тонкости. А в электронном виде не сразу понимаешь, где какую галочку поставить. Но посидеть спокойно, разобраться можно. Когда я лично прошёл эту процедуру до конца и в конце нажал "покупаю", мне предложили бесплатно доставить полис ОСАГО на бланке с курьером. Я посчитал, что мне удобнее так, пришёл курьер, принёс ОСАГО и взял деньги.

В принципе, если вы сильно сомневаетесь, то надо внимательно отследить вот что. Во время оформления электронного ОСАГО выскакивает номер страхового свидетельства, который можно пробить на сайте РСА (www.autoins.ru) и узнать, нормальный полис у вас или ненормальный.

Кстати, при самостоятельном заполнении формы, надо также учитывать, что, если человек не попадал в ДТП в течение долгого времени, у него, как правило, должны быть скидки. И они могут быть очень существенными. Называется это КБМ (коэффициент бонус-малус). И вот его никому дарить не надо, потому что это ваши деньги.

Проверяется этот КБМ опять же на сайте РСА. Забиваете туда свои данные и проверяете свой КБМ. Если КБМ равен 0,7, то это означает, что вы можете серьёзно сэкономить на покупке ОСАГО. 30 процентов – серьёзные деньги. Средняя цена полиса ОСАГО в России сегодня – порядка 6,5 тысячи рублей. Так что 30 процентов – это 2 тысячи рублей.

Что больше всего поднимает цену на ОСАГО

И. Моржаретто: Коэффициентов расчёта ОСАГО много. Во-первых, это районный коэффициент. В Москве он выше, чем в Магаданской области, где аварии случаются реже. Во-вторых, это коэффициент, связанный с возрастом и стажем водителя. Молодой водитель в возрасте 22 лет и стажем в 3 месяца платит за полис ОСАГО дороже, чем 50-летний водитель с 30-летним стажем. Чем больше стаж и возраст (когда возраст за 70, там применяются другие коэффициенты), тем ниже коэффициент. В-третьих, на цену ОСАГО влияет мощность двигателя автомобиля. Ходят разговоры, что, возможно, этот коэффициент отменят. В-четвёртых, естественно, аварийность.

Всё это влияет на цену автостраховки. Если вы не были в аварии несколько лет по вашей вине, то, соответственно, за полис заплатите меньше. Если в прошлом году попадали в аварию и она случилась по вашей вине, то больше.

Возможно, с 2017 году введут, отменив мощностной, новый коэффициент, рассчитываемый по количеству серьёзных правонарушений. Сейчас этот вариант разрабатывается. Суть его в том, что серьёзные правонарушения (значительное нарушение скорости, проезд на красный свет и т.п.) в течение года копятся и будут образовывать какой-то коэффициент. Будут умножать на 2 или на 3, в крайних случаях – на 4. Но это пока проект.

Сейчас автостраховка оформляется на автомобиль. А если бы она оформлялась на водителя, то он со своей страховкой мог бы водить любую машину.

И. Моржаретто: Когда в начале 2000-х годов в России принимали закон об ОСАГО, его не придумали на ровном месте. Просто взяли образцы зарубежного опыта. В США ОСАГО существует более 80 лет, в Европе – более 60. Посмотрели на них и в конечном итоге взяли за образец французское законодательство по ОСАГО. Дело в том, что Франция – очень любопытная страна. Франция – чуть ли не главное "социалистическое" государство Европы. Там очень специфическое трудовое, социальное, пенсионное и прочие законодательства. Так вот, ОСАГО во Франции очень социальное, как и все остальные законы.

В итоге в России была принята французская система за основу и сделана социальная система автострахования, чтобы людям было легче. Считается, что в России чаще бывает, когда в семье один автомобиль на несколько человек, и реже, когда у одного человека есть сразу несколько автомобилей. Поэтому, чтобы полис ОСАГО стал просто дешевле для людей, и была принята такая схема: берём один автомобиль и привязываем к нему нескольких водителей. Если делать наоборот, то это будет сильно дороже для людей.

Кстати, у нас есть "безлимитный" полис ОСАГО. Он стоит дороже, чем обычный полис. Но если его купить, тогда любой человек может сесть за руль вашего автомобиля и управлять им.

Что было до страховок гражданской автоотвественности

И. Моржаретто: Ничего не было. Были разборки на дорогах. Попавшие в аварию сами решали, кто, сколько и кому должен. Для чего ввели ОСАГО? Потому что до начала осаговской эры (до 2004 года) были просто кровавые разборки на дорогах, когда легко можно было лишиться здоровья и собственности.

Можно ли застраховать автомобиль помимо полиса ОСАГО или КАСКО и как имущество

И. Моржаретто: Автомобиль и так является имуществом, если он страхуется и по ОСАГО, и по КАСКО. Другое есть – утрата товарной стоимости (УТС). Но она входит сейчас, как правило, в автостраховку – и в ОСАГО, и в КАСКО. Конечно, ОСАГО и КАСКО – это разные страховки, но они идут друг с другом в стыке. ОСАГО и КАСКО – две взаимодополняющие системы.

Суть системы автострахования в том, что вы получаете некую гарантию ответственности перед третьими лицами. Если вы попадаете в аварию и у вас есть полис ОСАГО, вы не рискуете потерять свою квартиру. А ущерб людям, которые пострадали по вашей вине, выплачивает ваша страховая компания. То есть, люди, которые по вашей вине могут пострадать в аварии, застрахованы по ОСАГО.

КАСКО – это когда вы страхуетесь от всего: от угона, от того, что автомобиль на стоянке разбили, от падения в пропасть, от попадания в него метеорита. Всё здесь зависит от того, на какую сумму владелец готов застраховать свой автомобиль. Хотя можно по КАСКО застраховать автомобиль по минимуму. Я, например, страхую по минимуму.

Кому желательно обязательно оформлять КАСКО

И. Моржаретто: Во-первых, владельцам новых автомобилей. Если автомобилю до трёх лет, просто настоятельно рекомендую. Тем более, если автомобиль кредитный. Вас даже не спросят, потому что по обязательствам, если автомобиль кредитный, вы обязаны его застраховать по полису КАСКО. Во-вторых… Дальше владелец должен сам принимать решение. КАСКО – вещь дорогая. При подборе автомобиля можно посоветоваться с теми же самыми страховщиками или с людьми, которые понимают в этом, потому что есть автомобили, которые находятся в зоне риска. Есть модели и даже целые марки, на которые КАСКО гораздо дороже, чем КАСКО на автомобиль такого же класса, но другой марки. К примеру, есть две однотипные модели автомобилей, которые раньше делались на одной платформе. Это "Форд Фокус" и "Мазда 3". Почему-то "Мазда 3" была очень угоняемой, а "Форд Фокус", сделанный на той же платформе с теми же, по сути, двигателями, у угонщиков популярностью не пользовался. В результате и страховка по КАСКО на эти два автомобиля отличалась в разы. В некоторых страховых компаниях она различалась даже в 3 раза. То есть, при покупке надо учитывать, насколько ваш новый автомобиль интересен для нехороших людей.

Виновник аварии уехал с места ДТП, а номер его невозможно было прочитать из-за грязи

И. Моржаретто: К сожалению, если не установлен виновник ДТП или если он установлен, но у него нет полиса ОСАГО, то, даже если у пострадавшего полис ОСАГО, он ничего не получит. Потому что второй участник либо должен быть установлен, либо у него должен быть полис ОСАГО. Если виновника ДТП удастся установить, можно, если у него есть полис ОСАГО, через страховую компанию, а если у него нет полиса ОСАГО, то через суд как-то потребовать деньги, затраченные на ремонт. Если виновник ДТП вообще исчез, то по закону об ОСАГО страховые компании выплачивают только ущерб по здоровью. То есть, за лечение платят, а за "железо", если виновник ДТП неизвестен, платы нет. А вот если у пострадавшего есть полис КАСКО, то он получит все деньги.

Вы попали в автопроисшествие

И. Моржаретто: В любом случае надо вызывать ГИБДД. Другое дело, что сейчас, если столкнулись без пострадавших две машины и обе с полисом ОСАГО, сотрудники ГИБДД не приезжают. Они просто по телефону дают советы: оформите европротокол, сделайте то-то и то-то или говорят, чтобы ждали их, но они смогут приехать только часа через четыре. Потому что в Москве и в других крупных городах не хватает дежурных машин. И сотрудники ГИБДД занимаются в первую очередь теми авариями, где есть пострадавшие.

Новые запчасти и ремонт автомобилей по ОСАГО (о поправке в закон об ОСАГО от Комитета Госдумы по финансовым рынкам)

И. Моржаретто: С одной стороны, поправка мне нравится как автомобилисту, потому что понимаю, что если я попаду в аварию, то мне поставят всё новенькое. Но с другой стороны, я тоже понимаю, что это нереально будет сделать. Потому что в России средний возраст автомобиля в парке под 12 лет. Значительная часть этих автомобилей вообще снята с производства. Процентов 30 парка – это старые "Жигули" и т.п. Где физически взять новые детали на старые автомобили, которых в России львиная доля парка? Это, во-первых.

Во-вторых, многие депутаты достаточно плохо знают российское законодательство. В стране есть такая организация, как Налоговая служба. Допустим, подарил отец ребёнку старую "копейку", но в ещё хорошем состоянии. Её реальная цена – 30 тысяч рублей. И вдруг попадает на таком автомобиле человек в аварию. И этому человеку восстанавливают его "копейку" до состояния "новой копейки", потому что в законе будет сказано, чтобы ставились только новые детали. И выясняется, что теперь она стала стоить не 30 тысяч рублей, а 250 тысяч рублей, потому что на неё поставили всё новое. И тут к владельцу приходит налоговая инспекция, потому что по российскому закону он получил незаконную прибыль. И с этой прибыли (250 тысяч минус 30 тысяч рублей) требует заплатить налог на прибыль. Так по закону. И что по этому поводу думают наши законодатели, когда предлагают осуществлять ремонт по ОСАГО только новыми деталями? Как договориться с Налоговой службой? Где найти новые запчасти? А далее ещё встаёт вопрос о разнице между оригинальными и неоригинальными автомобильными запчастями.

Навязывание допуслуг к полису ОСАГО

И. Моржаретто: Что касается практики навязывания к страховке ОСАГО каких-либо дополнительных страховок, во-первых, есть принятый законом "период охлаждения". Если вам навязывают какие-то услуги, вы соглашаетесь на эти услуги и покупаете их, в течение пяти дней (в "период охлаждения") вы можете отказаться от всех этих услуг совершенно бесплатно. Во-вторых, необходимо написать параллельно несколько жалоб в РСА, в прокуратуру и в ФАС на то, что вам навязывают к ОСАГО иные страховые услуги. Ещё года два назад были введены жесточайшие меры наказания для страховых компаний за навязывание дополнительных услуг. Их штрафуют на деньги. Но компания также может лишиться лицензии вообще. Но здесь важно понимать разницу между предложением и навязыванием. В-третьих, есть электронное ОСАГО, которое создано специально для тех местностей, где нет представительств страховых компаний, или для тех автовладельцев, которых обидели в представительстве той или иной страховой компании.

С кого получить деньги

И. Моржаретто: Если вы считаете, что сумма, которую выплатила страховая компания, меньше, чем та, что потребовалась на ремонт, это, во-первых, надо доказать. Должна быть проведена экспертиза, предъявлены все чеки из сервиса, сколько потрачено на ремонт, и определена разница. И вот эту разницу через суд обычно и требуют. Бывают ситуации, когда и страховая компания предъявляет регрессные требования. Например, если авария произошла по вине нетрезвого водителя. Страховая компания деньги выплачивает пострадавшему, однако в случае с нетрезвым водителем она может предъявить тому регрессное требование. Потому что нечего пьяным за руль садиться.

Надо ли платить налог за проданный автомобиль.

И. Моржаретто: Если автомобиль был в собственности более трёх лет, то продавец не должен платить никакого налога. Если автомобиль в собственности менее трёх лет, но у владельца есть документ, что он автомобиль купил за 100 тысяч, а продал его за 80 тысяч, то он тоже ничего не должен платить, ибо им не было получено никакого дохода. Но на всякий случай рекомендую в налоговой декларации указать, занести документ в налоговую, что есть договор купли-продажи. Почему надо сделать так? Потому что в России плохо стыкуются ГИБДД и Налоговая служба. И если в Налоговой службе документа о продаже нет, бывшего владельца могут ещё заставить в следующем году платить транспортный налог. По закону в Налоговую службу в любом случае бывшему владельцу нужно сдать декларацию, что он продал автомобиль. Это ему выгоднее.

Стоит ли оформлять расширенное ОСАГО

И. Моржаретто: Сами решайте, нужно или нет. Ущерб по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Страховая компания до 400 тысяч рублей поможет выплатить. Если вы беспокоитесь, что по дороге вам всё время будут попадаться "Бентли", то можно расширить ОСАГО и до миллиона, и до двух миллионов. В принципе, нужно, но это лишние деньги.

КАСКО на автомобиль, который официально в стране не продавался

И. Моржаретто: КАСКО можно оформить на любой автомобиль. Другое дело, что страховые компании очень не любят связываться со старыми машинами, если только это не какой-то исторический памятник. Любые автомобили до 7 лет страховые компании обычно с удовольствием страхуют, а после 7 лет они уже смотрят, что за водитель, что за автомобиль. Но в принципе ограничений по КАСКО нет формально никаких.

Смена паспорта и сохранение баллов на скидку при покупке ОСАГО

И. Моржаретто: Действительно порой бывают сбои именно в связи со сменой фамилии. Но при желании они всё могут сделать. Тут надо просто требовать. Пусть переоформляют скидку. Жалуйтесь, если что, в вышестоящую организацию (в РСА), пусть там разбираются. Накопленные баллы – это ваши баллы, не надо их никому дарить.

Поможет ли ОСАГО при аварии

И. Моржаретто: Здесь надо понимать, что ОСАГО – это только помощь. Этакая такая социальная схема, где помогут, но не выдадут новый автомобиль. Причём помогут реально. При этом не надо бояться пойти в страховую компанию и потребовать свои права. И не надо доверять людям, которые могут прийти с предложением решить всё за владельца.

Есть обязательная процедура при аварии, которую надо пройти. Она элементарная: приехать в страховую компанию, сдать бумаги и показать автомобиль. После этого, если владелец автомобиля остался недовольным, у него есть много вариантов действий: пожаловаться, поругаться, судиться. Но процедуру надо обязательно пройти, чтобы понять, что ничего страшного в ней нет, главное, что все после аварии остались живы и здоровы.

Беседу с Игорем Моржаретто слушайте в аудиофайле

автомобили общество мошенники ОСАГО безопасность машина/автомобиль гость

На актуальные вопросы автовладельцев отвечает Игорь Моржаретто

40:42

"Пропустить пешехода". Трактовка Верховного суда

02:20

Интернет-мошенники и продажа поддельных полисов ОСАГО через фейк-сайты

06:10

Группы в социальных сетях

Будни 07:10; 08:10; 09:10
Следующий выпуск

Среда, 25 октября

07:10