8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Гости эфира Армия Школа Авто Про деньги Общество Театр Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

Взлётная полоса Интерактивный канал

Эпизод

13 марта 2017

ОСАГО - отменить?

Депутаты снова поменяли конструкцию реформы ОСАГО, отказавшись заменять выплаты ремонтом задним числом даже в рискованных для страховщиков регионах.

Комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал поправку Главного правового управления президента (ГПУ) о том, что такая замена будет введена только для новых договоров "автогражданки" и заработает на всей территории страны одновременно - ориентировочно в мае. Страховое лобби, выступающее за замену выплат ремонтом и для действующих договоров, прогнозирует новый дефицит полисов ОСАГО в регионах.

А глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, член фракции ЛДПР Ярослав Нилов заявил, что полисы обязательного автострахования необходимо отменить. "ОСАГО как продукт, который должен был защищать автомобилистов, не работает. Это навязанная сегодня услуга. Это пустая трата денег", - заявил Нилов.
Депутат полагает, что страховые компании должны изменить свое отношение к автомобилистам, иначе система продолжит "барахлить" и законодатели вынуждены будут постоянно вносить в механизм ее работы поправки.

Вопросы для слушателей:
ОСАГО - пустая трата денег? Отменить ОСАГО, оставить только КАСКО?
Выплаты по ОСАГО: с какими проблемами столкнулись вы?

Рассказывает Сергей Иванович Ефремов, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА).

Кто окажется в выигрыше: страховые компании или  автовладельцы?

Сегодня в определённых регионах многие страховые компании терпят убытки от ОСАГО. Убыточность там может составлять свыше 100 процентов. И, конечно, страховые компании пытаются из этих регионов уходить, потому что никому не выгодно, когда бизнес убыточный. Мы всё-таки должны понимать, что страховая деятельность – это всё-таки бизнес.

И с пониманием этого как раз и заключается проблема. Возникает достаточно много споров между страхователем и страховщиком о достаточности выплат. Этими спорами у нас, как всегда, воспользовались так называемые "автоюристы", которые предлагают свои услуги и пытаются вытянуть страховую компанию в суд, хотя страхователь об этом уже ничего может и не знать.

И вот для того, чтобы страхователь получал реальное возмещение (по закону об ОСАГО сейчас выплаты производятся за минусом износа), и предлагается ремонт, который как раз этот минус износа и исключит. И страхователь, который выразит желание поехать на ремонт, получит полное возмещение. Его автомобиль восстанавят до того состояния, в котором он был до момента ДТП. Такая процедура выгодна всем, потому что у страховой компании исключается спор, а страхователь получает отремонтированное транспортное средство и не думает, достаточно ли у него денег для ремонта своими силами или недостаточно.

Если это всем выгодно и только одни депутаты против, то в чём смысл  реформирования системы ОСАГО?

Конечно, идеальная ситуация, когда рынок сам определяет страховой тариф. Тогда у автомобилисто не возникает никаких мыслей, как перейти, куда уйти. Но, видимо, наше общество ещё пока не готово к рыночным отношениям, когда сам рынок будет определять свободный страховой тариф. Наверное, мы когда-нибудь доживём до этого. Но сегодня, чтобы исключить  многочисленные случаи различного мошенничества, предлагается именно такой порядок: страхователь едет на ремонт и там ему восстанавливают транспортное средство.

Кроме того, в ситуации, когда человек получает деньги, неизвестно, в каком состоянии будет пребывать в дальнейшем данный автомобиль. Люди, как правило, ищут техстанции, где ремонт им обойдётся дешевле. Плюс часто ремонт не бывает окончательным, какие-то скрытые повреждения не исправляются. В результате появление таких автомобилей на дорогах лишь ухудшает ситуацию с безопасностью движения и приводит в конечном итоге к новым ДТП.

Человек, получив по ОСАГО деньги на ремонт автомобиля, будет экономить на этом самом ремонте

Когда человек получает на руки деньги, у него возникает соблазн часть этих денег оставить себе. И это совершенно нормальная ситуация, ибо так устроена человеческая психика. В подобной ситуации любой будет искать место, где ему дешевле всего отремонтируют машину. Да ещё и так, чтобы денег осталось.

Когда ремонтом занимается страховая компания, то пусть даже разница в стоимости услуг по ремонту может достигнуть 20-30 процентов, но всё это пойдёт только на пользу тому человеку, чьё транспортное средство будет направлено в ремонт страховой компанией.

В каких ситуациях потерпевший вправе потребовать со страховой деньги, а не ремонт?

Пока ещё никакой закон не изменён, пока ещё натуральная выплата не определена. По данному вопросу идёт дискуссия. Поэтому на сегодняшний день любой человек вправе требовать деньги со страховой компании, которая ему их выплатит, как положено, в соответствии с единой методикой.

По новым правилам в каких случаях это будет возможно?

Новые правила окончательно ещё не приняты, хотя дискуссия ведётся. По концепции, которую предложили уважаемые депутаты, под обязательный ремонт по ОСАГО будут попадать  всё-таки только те автомобили, которые будут застрахованы после вступления закона в силу, правда, на всей территории страны. Это не очень хорошо. Потому что в течение ещё года человек, который готов поехать на ремонт, практически на него не попадёт. Потому что он должен заявить об этом лично, а страховая компания должна его заявление принять. Те же, кто будет иметь новые договоры, которые будут заключены уже после вступления закона в силу, поедут на ремонт в обязательном порядке.

Ожидание ремонта от страховой в несколько недель или получение денег на руки

Как раз в слове "быстренько" и заключается проблема. Нормальная качественная техстанция, которая работает в соответствии с требованиями завода-изготовителя, быстренько делать не будет. Она будет делать качественно. В России сегодня из 56 млн транспортных средств, которые ездят по дорогам, фактически половина старше 10 лет. Извините, но когда автомобилю больше 10 лет, ни один водитель не будет искать дилера, у которого можно было бы отремонтировать автомобиль. Не будет он этого делать! Он найдёт какой-нибудь гараж, где действительно ему быстренько автомобиль отремонтируют и он быстренько начнёт снова ездить. Ну, да, ремонт от страховой  может длиться чуть дольше, потому что будут искаться запчасти, которые закажут и доставят, но фактически у автомобилиста не будет проблем, потому что за всё будет платить страховая компания.

Новые правила ОСАГО и износ автомобиля

Износ учитываться не будет. Сейчас, если водитель хочет получить стоимость износа, то он должен обратиться к виновнику, чтобы тот ему его возместил. Совсем недавно, 10 марта состоялось решение Конституционного суда, который подтвердил, что в соответствии с ныне действующей концепцией ОСАГО страховая компания платит за минусом износа, а человек, если он хочет получить полное возмещение, должен обращаться непосредственно к виновнику. И тот должен за это заплатить.

Электронный полис ОСАГО  через Интернет: проблемы получения

С 1 января 2017 года  электронный полис ОСАГО обязаны исполнять все страховые компании. Действительно количество заключённых договоров в электронном виде резко увеличилось и за три месяца составило больше 400 тысяч. С середины 2015 года, когда это было в добровольном порядке, и до 1 января 2017 года было заключено всего 200 тысяч договоров. Это говорит о том, что страховые компании достаточно активно занимаются данным вопросом, и граждане тоже с интересом к этому относятся. Да, есть определённые моменты, связанные с работой сайтов, когда возникают иногда технические проблемы. Но в этом случае происходит перенаправление пользователя на другую страховую компанию. Поскольку в России ОСАГО имеет силу закона, гражданину не нужно бояться перехода из одной страховой компании в другую. Она тоже имеет лицензию. Центральный банк её контролирует. И если вдруг что-то с этой страховой компанией происходит, например, она становится банкротом, то в конечном итоге компенсационный фонд РСА совершенно чётко всё компенсирует. Проблем, что кто-то чего-то не заплатит по ОСАГО, в РСА вообще не существует. Поэтому ничего страшного в предложении другой страховой компании для заключения договора ОСАГО в виде электронного полиса нет. Но если вдруг действительно страховая компания нарушает и не хочет продавать полисы в электронном виде, то тогда нужно писать обращение в ЦБ, который её за это накажет.

Полис ОСАГО и допуслуги страхования

В некоторых "горячих" головах в последнее время возникает мысль о том, чтобы ОСАГО вообще отменить. Но эти люди не понимают нескольких вещей. Сегодня заключено 40 млн договоров страхования. По 2,5 млн из них произошли ДТП, по которым страховые компании заплатили, и люди получили деньги. Причём средняя выплата в 2016 году составила 69 тысяч. Если всё это сегодня отменить, что произойдёт на дорогах? Опять пойдут разборки, кровавые драки, опять начнут работать эксперты, которые будут определять по собственным методикам повреждения. Затем будет происходить борьба между экспертами, и опять суды будут перегружены такими делами. И опять будут случаи, когда у человека сегодня не будет денег для возмещения ущерба и ему будут назначать ежегодные выплаты части денежных средств, а пострадавший будет страдать оттого, что он денег не получил.

Сегодня уже существует совершенно нормальный способ возмещения убытков. Плохо ли, хорошо ли, но он работает, и граждане сегодня спокойны на дорогах. Когда кто-то попадает в ДТП, он понимает, что если он пострадал, то ему страховая компания возместит. И  если это два участника дорожного происшествия, то  в первую очередь нужно идти не в ту компанию, где виновник застраховал свою ответственность, а в свою. Это называется прямым возмещением убытков. Закон в этом плане совершенно чётко работает. И люди тоже идут за возмещением.

Мы  обычно чаще слушим тех, у кого возникла какая-то проблема или какая-то спорная ситуация. Те же люди, которые совершенно спокойно получили денежные средства, просто не звонят и ничего об этом не говорят, потому что их всё устраивает. Основную массу автомобилистов ОСАГО сегодня устраивает.

Реформа ОСАГО и стоимость полиса

Та концепция, которая первоначально рассматривалась, не предполагала изменений стоимости полиса ОСАГО.

По телефону – автоюрист Сергей Радько, адвокат общественного движения автомобилистов "Свобода выбора".

Обязательный ремонт от страховщика: качественный или "левый"?

Эти поправки лоббируются страховщиками. И всем понятно, что они делают их только для своей выгоды. Поскольку страховой бизнес так устроен, что выгода страховщиков связана с тем, что они собирают как можно больше денег, а выплачивают как можно меньше. А разница между сборами и выплатами и есть их прибыль. Поэтому, конечно, они заинтересованы в том, чтобы машину отремонтировали как можно дешевле. И ставить будут не только дешёвые китайские запчасти-подделки, но ещё и бэушные запчасти, потому что проследить, как машина ремонтируется, автолюбитель не сможет. А процесс доказательства, что сделан некачественный ремонт, потребует проведения сложных, длительных и дорогостоящих экспертиз. То есть, защитить свои права в этом случае автомобилисту будет гораздо сложнее.

Деньги вместо ремонта

Задача страховщика  –  выплатить ту сумму ущерба, которая определена экспертизой. А что потерпевший будет делать с этими деньгами – это не его дело. Получив выплату, автомобилист может продать машину в битом виде и оставить себе деньги. Это не нарушение и не преступление, и уж страховщика это не должно волновать никак.

Рассчитывал на одни деньги, получил другие

Типичная история. И это ещё раз подтверждает, что довольных людей услугами ОСАГО практически нет. Их, по крайней мере, найти очень сложно. Если страховая не доплатила ту сумму, которая необходима для ремонта, то здесь работает очень простая схема. Делается оценка у независимого оценщика, плюс надо подать досудебную претензию страховщику (кстати, они тоже пробили эту поправку, чтобы автоюристы перед тем, как обратиться в суд, сначала были обязаны обратиться  к автостраховщику с досудебной претензией) и только потом обращаться в суд.

Предложение об отмене вообще ОСАГО

Вопрос об отмене ОСАГО слишком радикальный. Но в нём есть доля истины. Мы знаем, как ОСАГО работает на практике. Эта хорошая сама по себе идея оказалась изменена до неузнаваемости в пользу страховщиков. Может быть, на какое-то время нужно ввести мораторий на ОСАГО, приостановить его действие? За это время можно было бы обобщить как российский, так и международный опыт, и уже после этого принимать окончательное решение: менять ли ОСАГО и, если менять, то как, а если невозможно его поменять в нужную сторону, то тогда, конечно, можно было бы подумать и о его полной отмене

Мораторий на ОСАГО и спорные ситуации на дорогах

Мы вернёмся к тому, что было до введения ОСАГО. То есть, к решению вопроса через суд. Но на самом деле нужно, наверное, менять психологию людей. Расходы на КАСКО (на добровольное страхование своего имущества) нужно относить к тем расходам на автомобиль, которые автомобилист несёт на запчасти, топливо, ремонт и т.п. Человек должен понимать, что если он купил автомобиль, то расходы на его страхование от всех неприятностей – это необходимость. И пока мы все этого не поймём, проблема окончательно не решится.

Полностью беседы с экспертами слушайте в аудиофайле.

КАСКО ОСАГО машина/автомобиль

ОСАГО - отменить?

45:08
Будни 07:10; 08:10; 09:10
Следующий выпуск

Понедельник, 01 мая

07:10