8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Взлётная полоса" Интерактивный канал

Эпизод

10 апреля 2017

Два изменения в системе ОСАГО

Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минфину совместно с МВД провести два изменения в системе ОСАГО - законодательно оформить отмену обязанности водителя возить с собой распечатку ранее купленного электронного полиса и проработать вопрос полного перевода договоров ОСАГО в электронный вид.

На исполнение первого поручения отведен месяц, для второго сроки не указаны. Представитель господина Шувалова подтвердил, что поручения даны, и заявил, что "нововведения помогут облегчить жизнь водителям и уменьшить количество документов, которые необходимо возить с собой. Мы переходим на электронные услуги для граждан, и странно продолжать требовать от водителей бумажного подтверждения одной из них".

На связи – руководитель общественной системы "Обеспечение безопасности дорожного движения" Константин Крохмаль.

В первую очередь, о чём надо думать при разговорах об электронных полисах ОСАГО? Об уменьшении количества документов, которые водителям надо возить с собой? Или о мошенничестве, которое может случиться? Потому что сейчас эксперты уже говорят, что невозможно по электронному полису очно проверить подлинность документов, а это развязывает руки посредникам и мошенникам. Каково ваше мнение?

К. Крохмаль:  Мы живём не во времена, когда лишь подводы ходили по близлежащим территориям. Сегодня уже есть и железнодорожные электронные билеты, и электронные авиабилеты, есть электронные полисы как обычного, так и медицинского страхования. От этого никуда не уйти, остановить прогресс невозможно.

Но, учитывая российскую специфику, здесь, как и у всякой медали, есть две стороны. Главная – это то, что в стране сейчас достаточно сложная экономическая ситуация, люди привыкли экономить на всём: на детских креслах и т.д. Экономят в том числе и на страховых полисах. Лазейки для этого в законодательстве есть, и от них никак невозможно застраховаться в будущем.

Первый момент, любой человек может снизить себе стоимость электронного полиса. Например, есть уже такие случаи. В Москве полис ОСАГО в среднем стоит 6-8 тысяч рублей.

Это связано с регионами?

К. Крохмаль: Даже не с регионами. Сидит какой-нибудь "самоделкин" в областном центре, где полис ОСАГО стоит 6 тысяч рублей. Но он вписывает в электронный полис какую-нибудь деревню или райцентр, который официально находится в этой области. Естественно, стоимость полиса автоматически снижается. Затем он занижает и количество лошадиных сил у двигателя своего автомобиля. Ну, подумаешь, ошибся на одну цифру, написал не 160 л.с., а 100 л.с., например, и стоимость полиса оказывается уже очень низкой, где-то в районе 2-3 тысяч. Получается существенная экономия. Этот человек распечатывает этот электронный полис ОСАГО и ездит себе спокойно. В любом случае даже по этому полису в случае ДТП ему обязаны выплатить страховку.

Второй момент. Человек ошибся в полисе. Есть определённая процедура, как вносятся изменения. Но тут возникают бюрократические сложности, потому что сам бланк полиса – бланк строгой отчётности. Изменение любой буквы в нём требует огромного количества времени. Это чувствуется на практике уже сейчас, когда люди ошиблись и вынуждены ждать, чтобы внести изменения в страховой полис. В любом случае тут тоже есть определённая коллизия. А если изменения в полис ОСАГО вступили в силу, но исправленный полис не выдан, то человек, выезжая на дорогу, автоматически попадает на штраф в 800 рублей из-за того, что у него нет исправленного страхового полиса. Вот эти все нюансы можно использовать.

Третий момент касается того, что сервера страховых компаний могут работать, а в идеале им нужно так работать, круглосуточно. На заполнение полиса уходит всего 10-20 минут, но многие сервера оказываются недоступны, ибо до сих пор часть из них работают лишь в определённое время. Как заявляют страховые компании, это связано либо с какими-то техническими моментами, либо с наплывом посетителей и т.п. Но всё это – чушь собачья! Потому что в стране Интернет почти везде работает нормально, не где-то в поле мы находимся. Но из-за периодических огромных наплывов и нежелания работать, страховые компании практикуют подобное с серверами, чтобы поменьше принимать заявок в электронном виде и потом не разгребать возникших куч из них.

Но сама по себе идея, если она встанет на рельсы и всё пойдёт по накатанной схеме, конечно, прекрасная. Но, ещё раз повторюсь, эксперты как с одной стороны, так и с другой, действительно правы. И самый главный момент – бедный водитель, которого мучают бумагами, он уже весь засыпан ими, едет и не знает, какую из их предъявить при остановке, действительно лишается главного источника своих нервов, когда может предъявить распечатанную копию электронного полиса и от него отстанут. А я бы вообще уже не брал бы бумажную копию, а использовал бы электронику для того, чтобы проверять электронные полисы ОСАГО.

Слушатель спрашивает: вот водителя остановили и спрашивают полис. Он говорит, что тот у него электронный. Как инспектор будет это проверять? И не будет ли здесь коррупционной составляющей? То есть, инспектор будет водителя мурыжить, просто тянуть время, сказав со скрытым намёком на деньги, что вдруг произошёл какой-то сбой в программе или ещё что-то случилось. А водителю будет надо куда-то срочно ехать. Здесь не возникнет ли каких-нибудь перекосов?

Крохмаль: Первое. Сейчас формируется специальная служба, которая будет контролировать таких "самоделкиных с палочкой" и в погонах, если те будут пытаться вымогать деньги у водителей. Их будут за шкирку вышвыривать со службы по полной программе. Так что вы, если появится у вас на пути такой нехороший "хулиган", записываете всё и отправляете на соответствующий ресурс. Там начнут проверку и будут этого человека шерстить. И об этом все сегодня уже знают.

Второй момент. Чтобы этого не было, вам действительно в любом случае нужно иметь с собой распечатанную копию полиса ОСАГО. Слава богу, что не надо иметь оригинал или какие-то ещё бумаги.

А в будущем планируется всё сделать так, что пробить электронный полис ОСАГО можно будет так же легко, как сверить по номеру автомобиля его владельца и сам автомобиль по VIN-номерам или номер водительских прав. Автомобилисту будет достаточно иметь справа внизу под лобовым стеклом бумажку со штрих-кодом, по которому можно будет всё считать про страховку, как делается это в супермаркете, когда вы не знаете стоимости продукта, то подносите его к сканеру и узнаёте стоимость. То есть, инспектор сможет совершенно спокойно считать всё по штрих-коду и по базе проверить, что вы действительно такой-то, машина такая-то, и визуально будет понятно, как всё происходит.

То же самое и при ДТП, всем этим можно будет воспользоваться. А вот при каких-то разбирательствах, если что-то случится серьёзное, будет уже происходить полная проверка. И, если что-то не будет соответствовать действительности, тогда последуют определённые меры взыскания.

Но я ещё раз повторю, сегодня коррупционная составляющая, слава богу, начинает уходить с наших дорог. И я надеюсь, что мы придём к тому, что у нас всё будет нормально.

Вообще, готовы ли российские водители отказаться от бумажных полисов ОСАГО? По наблюдениям, многие наши сограждане не очень доверяют всякого рода электронике. Многие сразу же снимают всю зарплату с карточек. Если посмотреть в аэропорту, то все вроде покупают авиабилеты онлайн, но после этого всё-таки распечатывают их на всякий случай. Точно так же поступают и со страховым электронным полисом, когда уезжаем куда-нибудь из региона. Готовы ли сами россияне психологически отказаться от подобной подстраховки в виде бумаги?

К. Крохмаль: Пока ещё нет. Но в любом случае нам придётся идти по двум направлениям и иметь эти бумажки. Пожалуйста, потерпите! Через какое-то время подобная косность отомрёт, все эти ментальные ощущения уйдут в небытие, и мы к этому привыкнем. А пока придёт так делать.

Отказ от бумажного варианта ОСАГО потребует также изменения Гражданского кодекса РФ. По нему отношения страховщика и клиента оформляются исключительно письменно. Поэтому пока  ГК РФ не изменили, всё-таки бумажечку надо с собой иметь.

Полностью беседу с экспертом слушайте в аудиофайле.

страхование Игорь Шувалов ОСАГО

Два изменения в системе ОСАГО

10:19

Группы в социальных сетях

Будни 07:10; 08:10; 09:10
Следующий выпуск

Среда, 22 ноября

07:10

Контактные зоопарки - стресс для животных и опасность для людей?
Несколько животных, содержащихся в зоопарке "Чудесный" в Приморском крае, подверглись нападению со стороны агрессивных посетителей...