8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Гости эфира Армия Школа Авто Про деньги Общество Театр Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

Взлётная полоса Интерактивный канал

Эпизод

11 апреля 2017

Автомобильная рубрика с Игорем Моржаретто

С нашим постоянным автоэкспертом Игорем Моржаретто обсуждаем последние новости:

- В России скоро могут внести коррективы в Правила дорожного движения (ПДД), приближающие их к общеевропейским стандартам. Так, водители, двигающиеся по перекрестку с круговым движением, получат преимущество перед въезжающими на круг. Кроме того, в городах могут появиться так называемые зоны успокоенного движения, где пешеходы смогут переходить проезжую часть в любом месте, а машины должны ехать со скоростью 10-20 км/ч.

- Автошколы могут получить право принимать экзамены вместо ГИБДД. Поддерживаете такую идею?

- Для пешеходных фликеров впервые ввели стандарты. Национальные стандарты в этой сфере введены впервые, ранее государственному регулированию подвергались только световозвращающие элементы, используемые при изготовлении детской одежды.

Европейские стандарты в российские ПДД

Правила проезда на круговых развязках

И. Моржаретто: Начнём с кругов. Они у нас были всегда, но их было достаточно мало. Потом их стало больше, потому что понятно, что в некоторых случая проще, чем ставить светофор, круг поставить, и он роль свою сыграет.

Но в России и на Западе несколько иные этапы развития. Они давно поняли, что главный – тот, кто едет по кругу, потому что, если сделать его не главным, на кругу будут скапливаться машины, и круг весь закроется, став своеобразным наручником для движения. Поэтому они приняли единое правило для всей Европы, что главные – это те, кто едет по кругу. И знаков никаких не ставят. Если едешь по Европе, там действительно знаков никаких нет. А там кругов очень много, особенно на тех дорогах, где движение не очень оживлённое, не на шоссе, и это крайне удобно.

У нас действовало всю жизнь правило левой руки. То есть, преимущество у того, у кого нет помехи слева. То есть, кто едет не по кругу, тот самый главный. Ну и на сегодняшний день это правило как бы работает, но уже и вредит несколько, например, в случае кругового движения. В ПДД вносили несколько лет назад изменения, хотели закрепить положение, что преимущество должно быть у едущего по кругу.  Но потом не внесли, и там, в конечном итоге, написано: какой знак стоит, так вы и едете. Это вносит, конечно, путаницу, потому что едешь-едешь, и вдруг стоит треугольник, знак "Уступи дорогу". Ну, ладно, уступил. Проезжаешь 200 метров, а там следующий круг, но стоит знак "Главная дорога". В результате случаются мелкие ДТП. На кругах скорость небольшая, но мелких ДТП действительно очень много из-за путаницы в головах, потому что ПДД говорят, что надо следовать требованиям знаков, но когда тут один знак, а рядом другой в совершенно той же ситуации, начинаешь путаться.

Короче, предложение ввести европейское требование, что преимущество у тех, кто уже едет по кругу, а те, кто въезжают на круг, должны подождать, нормальное. Единственное, я бы в этой ситуации на первое время всё-таки оставил бы знаки, чтобы люди как-то привыкли к этому нововведению. А вообще это нормальная практика, и ей нам придётся следовать. Это первое.

Внедрение "зон успокоенного движения" 

Второе. Что называется "зоной успокоенного движения"? Есть такая штука в целом ряде, как правило, небольших европейских городов. И связано это с тем, что в этих городах есть исторические центры. И есть специальные знаки, соответственно, движение там, как правило, 20-30 км в час для автомобилей, а пешеходы могут шастать где хотят.

У нас есть свой знак "Пешеходная зона". По нему просто разрешается пешеходам ходить. Но нет специальных ограничений скорости движения для автомобилей, а есть рекомендованная скорость – 20-30 км в час. То есть, у нас есть знак, касающийся внеуличных дворовых зон. А теперь предлагают сделать и некие улицы такими же.

Я к этой идее отношусь на самом деле никак. Потому что не очень понимаю, где у нас можно сделать такую улицу. Что касается исторического центра, было предложение сделать подобной улицей Большую Дмитровку в качестве эксперимента. Но по Большой Дмитровке я категорически против, потому что там находятся три (а может и больше) могучих офиса – Совет Федерации, Прокуратура и Центробанк. Соответственно, туда всё время подъезжают и уезжают машины с мигалками. И если там сделать такую зону и потребовать ограничить скорость движения автомобилей 10-20 км в час, машинам с мигалками будет очень сложно. Да ещё и опасно будет.

Накануне, когда эту новость услышал, я пытался понять, какую улицу я готов объявить такой зоной в Москве? И такой улицы навскидку не нашёл.

Может быть, Пятницкая улица… Не знаю. У нас очень странная система. В городе категорически не хватает улиц для автомобилей. И то, что делают из улиц для автомобилей улицы преимущественно для пешеходов, с моей точки зрения, плохо. Центр города запирается.

Кроме того, у нас часто делают улицы чисто пешеходными. Вот сделали Никольскую улицу в Москве пешеходной. Всё, конечно, замечательно: люди гуляют, фонари стоят. Но там вообще-то в некоторых домах проживают люди, которым надо как-то хотя бы иногда к своему дому подъехать и отъехать. Причём эти люди часто пожилые. Или машине "скорой помощи" надо подъехать-отъехать, мебельному фургону тоже надо иногда. Я не говорю уже о многочисленных магазинах и ресторанах, которые тоже надо обслуживать. И там возникает проблема, потому что через эту пешеходную зону все равно машины шастают, нарушая правила. Вот там, может быть, объявить такое ограниченное движение.

Мы не отрицаем существования "зон успокоенного движения", но говорим, что надо подумать, где их делать и как. Может быть, действительно, ограничить движение только для местных жителей и обслуживающих машин? А как их отделить от других? Непонятно. Поэтому пока хорошо было бы подумать.

В общем, не очень понятно с этой идеей. Я не готов сразу сказать: я – "за" или я – "против". Я говорю, что надо обсудить. Идея сложная, она приживается реально тяжело и на Западе. И к нам вот она пришла… Замечательно, но давайте подумаем, в каком виде её у нас использовать.

Как доказать факт автоподставы

И. Моржаретто: Если вы считаете, что вас подставили, случилось ДТП, что-то помяли, во-первых, надо попытаться успокоиться и не нервничать, хотя ДТП для всех – это стресс. А для кого-то очень большой стресс. Кто-то даже в ступор впадает или, как это называется в психологии, "превращается в столбик". Во-вторых, если на вас сразу начинают "наезжать", надо немедленно вызывать ГИБДД. Подставщики не любят разбираться с ГАИ. Они любят быстро слупить деньги. И если вам говорят, что ремонт будет стоить 100 тысяч, а если денег нет, то давай, сколько есть, или говорят, давай разберёмся на месте, все равно ты будешь виноват, не надо слушать эту ерунду. Если угрожают, надо запереться в машине и демонстративно звонить. Как правило, автоподставщики уезжают. Их цель – запугать и получить деньги. Ваша же цель в данной ситуации – не дать себя запугать и не отдать свои деньги.

Автошколы захотели принимать экзамены вместо ГИБДД

Они обратились в Госдуму с просьбой предоставить им право принимать экзамены на водительское удостоверение.

И. Моржаретто: Такая инициатива действительно есть. Но сначала надо рассказать про тренд. В Европе в принципе полиция практически экзаменами на права не занимается. Только в двух странах полиция принимает экзамены. В остальных более 30 странах этим занимаются или специальные отделы департаментов транспорта при муниципалитетах, или, как в Германии, специальные общественные организации. Но не полиция! Потому что задача полиции – это порядок на дорогах.

В западных странах считают, что приём экзаменов должны вести специально обученные люди, а в некоторых странах мира существует даже требование к ним обладания отдельным университетским образованием. Или отдельные курсы, если у экзаменатора другое высшее образование. Потому что от экзаменатора требуются педагогические навыки.

В России пока требования такие: офицер ГИБДД, высшее образование, минимум три года обладания правами. И совершенно неважно: педагог ли, не педагог принимающий экзамены и какими он обладает качествами. Имеет право и всё. Поэтому тенденция понятна.

Сегодня в России 90 процентов экзаменов ГИБДД принимает на базе автошкол. Потому что у ГИБДД ни в Москве, ни в регионах нет, как правило, кабинетов с компьютерами. Есть только в некоторых отделах ГИБДД. Кроме того, нет в ГИБДД и своих специальных учебных автомобилей с дублирующими педалями. Нет у них и собственных полигонов, на которых они бы проводили занятия и принимали "площадку".

Поэтому 90 процентов экзаменов проходит на территории автошкол. Отделы ГИБДД с ними договариваются, подписывают договоры о том, что на территории автошкол будет осуществляться приём экзаменов на водительские права. И получается следующее. Человек заканчивает автошколу и сдаёт экзамены на компьютере у себя в автошколе, После чего выходит во двор, там стоит машина, привычная ему, он садится, едет по кругу на площадке, а потом он на этой же машине едет по городу. Проходит несколько дней, приходит офицер ГИБДД и начинает принимать экзамен. Экзаменуемый садится за тот же компьютер, отвечает примерно на те же самые вопросы, потом садится в машину, ездит по тому же кругу, а затем едет по городу. Всё то же самое, только экзамен два раза и каждый экзаменуемый испытывает двойной стресс.

Спрашивается, если все равно экзаменаторы приходят в автошколу, почему для начала не объединить два экзамена в один. Зачем два раза сдавать одно и то же? Если не доверяете, пусть придёт офицер ГИБДД  на экзамен в автошколу. Если доверяете, школа действительно хорошая, у неё хорошая база, отличные компьютеры и преподаватели, хорошие отзывы, то принимайте этот выпускной экзамен после окончания обучения в автошколе за нас. Потом переходим на "нашу" же площадку. А вот приём экзамена "езды по городу" пока оставим за ГИБДД. То есть, можно убрать эти лишние усилия.

Данная инициатива в целом неплохая. Но как это будет реализовано в жизни, не знаю. Пока это лишь инициатива, предложенная Госдуме. Госдума её не обсуждала. Мне лично эта идея сильно нравится, идея хорошая просто потому, что можно убрать лишнее звено.

Плюс в России примерно уже в 30 регионах есть автоматизированные автодромы, где экзамен принимает не человек, а тоже компьютер. Там вообще сам бог велел принимать экзамены на права автошколах. Мы же боремся с коррупцией. Вот и убрали человека. Теорию сдаём компьютеру. Площадку – на автоматизированном автодроме. Там вроде формально ничего нельзя сделать, чтобы использовать какой-то внешний фактор.

Стандарты для пешеходных фликеров

В ГОСТе впервые обозначены минимальные значения световозвращения, необходимые для достаточной видимости человека на дороге, и прочие требования.

И. Моржаретто: Фликеры – это светоотражающие элементы, которые могут и должны быть в первую очередь у ребёнка на одежде, на портфеле, на руках и ногах, чем больше их, тем лучше, ну и желательно у взрослых. Правила наши требуют, чтобы такие были, если вы идёте по дороге в тёмное время суток вне населённого пункта. За это нарушения даже предусмотрен штраф.

Всё дело в том, что не было чисто технических требований к этим штукам. Были они и были. Эти требования относятся, скорее, к производителям. Что фликеры должны такое-то количество света отражать. Плюс они должны выдерживать сколько-то стирок, на морозе работать и на жаре тоже. Это чисто технические требования, и потребителей они не касаются.

Но вообще всем людям советую (во всём мире такие требования есть) иметь на своей одежде такие фликеры. Оно как-то лучше, если тебя видно издалека.

Учитывая российскую действительность, а наши люди очень любят тёмные штаны, тёмные куртки и тёмные шапки, и вот идёт таким образом одетый человек по обочине, да ещё и освещения нет, действительно, бывает страшно. Так что подсвечивайтесь, надевайте на себя фликеры, которые могут быть в виде браслетов, брелоков, значков и т.п. Это вопрос лично вашей безопасности!

Ответственность дорожных служб за ДТП

В России никогда не обозначалась ответственность дорожных служб за всевозможные ДТП, произошедшие в связи с плохими дорогами. Как водителю поступать в таком случае?

И. Моржаретто: На самом деле ответственность есть. Она даже в последнее время была усилена. Алгоритм действий крайне простой. Если вы попали в яму и что-то в автомобиле сломалось (диск, подвеска, бамбер), вы останавливаетесь, вызываете и дожидаетесь ГИБДД, фотографируете место и составляете протокол вместе с офицером, в котором обязательно должно быть прописана причинно-следственная связь. Что авария произошла по причине того, что я попал в яму на дороге.

Существуют стандартные размеры ям, допустимых на дороге. Больше их ямы быть не могут. Это 60 см (длина) на 15 см (ширина) и на 5 см (глубина). Если яма больше, то однозначно её дорожники должны немедленно ликвидировать. При неблагоприятных погодных условиях хотя бы засыпать щебёнкой. Если яма больше, однозначно будет вина дорожников. В протоколе, составленном вместе с сотрудником ГИБДД, запишите, что попали в яму, которую было не видно, её размеры такие-то. Яму можно изменить даже спичечным коробком. На следующий день, когда документ составлен, машина доставлена в ремонт, составляется акт, по которому рассчитывается сумма ремонта. Дальше вы приходите и приносите в дорожную организацию досудебную претензию. Достаточно легко найти, кому принадлежит та или иная дорога и кто её обслуживает. Приносите претензию и говорите, чтобы вам дали денег. Если же вы уехали от ямы далеко и только потом поняли, что что-то сломалось, можно, конечно, попытаться доказать причинно-следственную связь, но сделать это будет гораздо сложнее. Всё решать надо на месте. И если у вас есть гаишный протокол, то вообще проблем нет.

Переход на электронные полисы ОСАГО

Не подключатся ли к этому процессу мошенники и "левые" страховые компании?

И. Моржаретто: Такая опасность есть, конечно. С другой стороны, хотим этого или не хотим, мы живём в электронном мире. Почти у всех уже есть кредитные или дебетовые карточки. У всех есть мобильные телефоны. Многие организации постепенно заменяют бумажные документы электрическими. В России это происходит тяжело, но потихоньку мы подтягиваемся.

С 1 июля 2017 года не будет ПТС (паспорта транспортного средства), этой всем известной синенькой бумаги. Вместо него будет электронная база. Свидетельство о регистрации останется, но ПТС в бумажном виде не будет. Соответственно, не будет и бумажного полиса ОСАГО. Это удобнее. Плюс в Москве абсолютно все машины ДПС оборудованы планшетами или ноутбуками. И сотрудникам ГИБДД, чтобы пробить по базе человека, потребуется минута.

Между прочим, во многих странах мира уже отказались и от свидетельств о регистрации автомобиля. Его не надо с собой возить, потому что пробить автомобиль по базе – тоже минута. Дальше, в регионах тоже внедряются и компьютеры, и планшеты. Пробить будет не сложно.

Другое дело, что сейчас к этому подключатся камеры наблюдения, которые уже с этого года, как обещают, будут, если человек нарушил правила, не только штрафовать за превышение скорости, но ещё и проверять по базе, есть ли у автовладельца полис или нет, действующий он или просроченный. Проехал под камеру со скоростью 90 км в час вместо разрешённых 60, а тебе раз и пришло два штрафа. Один – за превышение, а другой – за отсутствие страхового полиса.

Полностью беседу с экспертом слушайте в аудиофайле.

транспорт ГИБДД/ГАИ ПДД/Правила дорожного движения Игорь Моржаретто пешеход машина/автомобиль

Автомобильная рубрика с Игорем Моржаретто

32:27

Группы в социальных сетях

Будни 07:10; 08:10; 09:10
Следующий выпуск

Понедельник, 29 мая

07:10

Вернуть деньги за поддельный товар
Роспотребнадзор разработал законопроект о введении уголовной ответственности за фальсификацию продуктов...