8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Взлётная полоса" Интерактивный канал

Эпизод

30 января 2018

Час с Игорем Моржаретто: реформа ТО и другие автоновости

В студии – автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

Знаки ограничения скорости и оповещения о ремонтных работах вскоре будут размещать на салатовом фоне. Это необходимо для улучшения их видимости на автомагистралях, считают в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ). Говорят, что многие водители просто не замечают и не распознают действующие ныне знаки.

Есть такая проблема?

И. Моржаретто: Лично у меня такой проблемы нет. Идея этого возможного нововведения следующая. Учёные из МАДИ провели по данной теме серьёзное исследование на трассе "Дон". Они с помощью специальных приборов замеряли, для этого водителям выдавались специальные шлемы, показатели, свидетельствующие о том, внимателен или не внимателен водитель, отвлекается – не отвлекается, и пришли к выводу, что ныне действующие знаки всё-таки недостаточно читаемы на трассе, особенно, это касается знаков по ограничению скорости. В результате появилось предложение: сделать эти знаки на салатовом фоне. Сейчас знаки пешеходных переходов делают на таком фоне в городе Москве. Он, скорее, даже не салатовый, а больше жёлтый. Главное, что он выполнен на специальной светоотражающей подложке, лучше отражающей свет, и якобы, когда обратный свет фары идёт, отражённый такой подложкой, его лучше видно и при этом он не слепит. Таков вывод учёных из МАДИ.

И они предложили в качестве эксперимента на некоторых участках трасс пока поставить вот такие знаки и посмотреть, как они будут работать. Идея кажется здравой. Если выяснится, что действительно на этих участках водители будут говорить, что знаки на салатовом фоне лучше читаются, при этом улучшатся показатели аварийности, то решение будут принимать уже в масштабах страны: надо или не надо. Но ещё раз говорю, речь идёт о трассах.

Вопрос слушателя: Не знаки надо менять, а полностью запретить рекламные щиты вдоль дорог, которые очень сильно отвлекают водителей. Может эти рекламные щиты не запретить, а под каким-то иным углом развернуть.

И. Моржаретто: Такие разговоры возникают периодически. Проводились исследования, и выяснилось, что для большинства водителей рекламные щиты вдоль дорог не составляют никакой проблемы. Хотя есть, конечно, недовольные. Но недовольные есть в любой ситуации.

В Москве было принято решение убрать с улиц все перетяжки. Их убрали, и стало реально красивее, потому что открылись виды на здания. Убрали также провода, и в этом смысле внешний вид московских улиц значительно улучшился.

Рекламу же вдоль дорог оставили. Есть специальные правила, есть ГОСТы по размещению рекламных плакатов, которые разработаны в соответствии с требованиями и медиков, которые учитывают, как воспринимают водители эти самые плакаты. Я, например, не считаю, что рекламные щиты – это очень плохо. Наоборот, в каких-то ситуациях это в хорошем смысле слова нормальный раздражитель. Едешь по трассе, справа всё белое и слева всё белое, и тут хоть какой-то знак зацепил внимание твоего глаза. Я ничего в рекламных щитах плохого не вижу. И, как показывают исследования, плохого в этом нет. Естественно, есть ГОСТ, которые не позволяет их ставить чаще, чем через сколько-то метров в городе, километров – на трассе. Потому что, если их будет много, будет рябить в глазах. Такова мировая практика. В России ситуация с рекламными щитами у дорог достаточно упорядочена. Уже нет такого, когда рекламный щит стоит практически у края дороги. Но еще раз повторяю, что недовольные будут всегда, в любой ситуации. Однако исследования говорят, что ничего страшного здесь нет.

Реформа ТО: штрафовать будут, даже не останавливая автомобиль. Серьезные перемены ждут автовладельцев и операторов ТО: первых начнут штрафовать, используя дорожные камеры, а технических экспертов и вовсе смогут сажать в тюрьму.

И. Моржаретто: В мире на сегодняшний день нет единой точки зрения: нужен техосмотр или не нужен. В большинстве стран Европы он есть. А в США его практически нет. У них там законодательство не федеральное, а по штатам. В абсолютном большинстве штатов США техосмотра нет. Его также нет в Австралии и ещё в целом ряде других стран. Если посмотреть российские ПДД (правила дорожного движения), они в России гармонизированы с мировыми требованиями, с Венской конвенцией. Там есть пункт, в котором написано, что водитель отвечает за техническое состояние автомобиля. Он не имеет права выехать просто так, а должен убедиться перед выездом в технической исправности автомобиля и только после этого поехать. Он не имеет права выехать, если у него… и далее идёт список того, что является препятствием к выезду автомобиля. И если случится ДТП по вине технического состояния автомобиля, отвечать будет его водитель.

Нигде в мире не удалось доказать прямую зависимость между тем, что техосмотр проведён недостаточно квалифицированно, и аварией. Потому что техосмотр, как и медицинская справка, говорит, что автомобиль исправен только в эту конкретную минуту и только вот по этим параметрам. Он даётся на год. А за год может произойти всё что угодно.

Техосмотр – это вещь в себе, поэтому многие страны от него отказались. Некоторые не отказались. Мне в этом смысле нравится японская система, где техосмотр привязан к техобслуживанию, и всё это устроено по самолётному принципу. Как идёт ремонт самолёта? Ремонт самолёта производится по нормам. Самолёт пролетел энное количество тысяч километров, надо обязательно поменять такие-то детали. Почему японцы так радостно свои бэушные автомобили продают? Потому что с каждым годом для владельца старого автомобиля всё дороже становятся техосмотр плюс техобслуживание. В Японии автомобиль проехал 50 тысяч, и не важно, в каком состоянии находится тот или иной узел, его положено поменять. В России меняют какие-то ремни, а в Японии всё меняют узлами. На спидометре машины 50 тысяч км, условно, надо поменять генератор. Он может быть как хорошим, так и плохим, но его все равно поменяют, потому что у него вышел срок эксплуатации. В результате обслуживание пятилетних машин становится таким дорогим, что их японцы предпочитают продавать. Раньше продавали россиянам, а теперь продают в другие страны.

Опросы показывают, что абсолютное большинство автомобилистов проходят техосмотр очень условно или не проходят вовсе, но довольны такой ситуацией. Но в любом случае отвечать будет водитель, а не пункт техосмотра. Поскольку по закону положено проходить техосмотр, я всем рекомендую проходить ТО, тем более это стоит копейки по нынешним временам. Средняя цена его по стране составляет 800 рублей. И проверяют сейчас не по тысяче категорий, как раньше, а по около 60. На самом деле в реальной жизни проверяют значительно меньше, потому что нет смысла проверять по 60 категориям. Фактически проверяют по 5-6, но это может быть хорошо и полезно для вас лично как владельца автомобиля. Техосмотр немного дисциплинирует, потому что любой человек перед походом в пункт технического осмотра, наверное, проверит автомобиль, на сервис заедет, где попросит, чтобы ему всё подкрутили, подрегулировали. Вообще-то, в наших условиях, если автомобиль относительно новый, хорошо было бы в конечном итоге совместить техобслуживание с техосмотром. Но у нас пошли по немецкому варианту, разведя эти вещи, потому что считается, что таким образом мы боремся с коррупцией. В реальности ситуация сегодня такая: работник станции техосмотра не может отремонтировать машину на месте, он всего лишь скажет, что у вас не соответствует, но он этого делать не будет. Он мог бы сделать теоретически, но скажет, что вам надо ехать туда-то, где сделают. Вот тут мы коррупцию победили. Но она появилась в другом месте. Многие считают, а зачем тогда на техосмотр приезжать, если там сделать сразу автомобиль не могут, поэтому проще купить техосмотр.

Означает ли, что те люди, которые покупают техосмотр, теперь попадут на штрафы, а все выданные таким образом диагностические карты ТО будут признаны недействительными?

И. Моржаретто: Нет. Это не значит ничего. У нас пункты проведения техосмотра как бы частные, но лицензию на работу они получают от РСА (Российского союза автостраховщиков). Но РСА при этом не имеет права контролировать. А база находится не у этих людей, и не в РСА, а вообще в МВД. То есть, у проблемы получается, как всегда, 3-4 няньки, а дитё без глаза.

Нынешняя реформа, которую предлагает МЭР, мне кажется излишней. Хотя бы потому, что бессмысленно такую сложную систему пытаться проконтролировать, тем более МЭР предлагает это поручить Ространснадзору (или Ространсконтролю). Это маленькая организация при Минтрансе, которая не справляется сегодня со своей основной обязанностью. Они должны, например, следить за прохождением грузов по дорогам, чтобы перевеса не было. Ещё много чего они должны делать. А это организация, в штате которой находится по всей стране, мне кто-то говорил, около 200 человек. Куда им ещё другим заниматься? Им что ли штат увеличат в 100 раз?

Я бы вообще пошёл с другой стороны, с которой зашли в США и многих других странах, которые отказались от техосмотра. Они сказали: раз в ПДД написано, что водитель отвечает за автомобиль, вот водитель пусть и отвечает полностью за техническое состояние автомобиля. И внесли в страховое законодательство регрессное требование. То есть, если доказано, что авария произошла из-за того, что у Петрова отвалилось колесо (машину занесло, произошла авария), а он за этим не проследил, то Петров выплатит страховку из своего кармана всем пострадавшим. То есть, таким образом человеку объясняют, что он будет виноват, если что случится с его автомобилем. Поэтому ему нужно следить самому за техсостоянием автомобиля. Такой же пункт, наверное, надо внести и у нас.

У российских страховых компаний существует пункт по регрессу к пьяному водителю. То есть, если авария произошла и вдруг выяснилось, что человек, который даже застрахован по КАСКО, был пьян, страховая компания, даже если и заплатит за ремонт, с этого человека деньги снимет обратно, потому что тот злостно нарушил ПДД, выехав в дорогу пьяным. Вот такое требование у российских страховых компаний есть. Может быть, стоит у них прописать такое требование и по поводу технического состояния автомобиля?

Получается, что сегодня мы можем прикрыть любую авторазвалину купленной за 500 рублей бумажкой?

И. Моржаретто: Да. А в том проекте, что предлагает МЭР, я видел, ещё сказано, что будет сниматься весь процесс техосмотра и данные храниться. Но мы только что начали серьёзно пересчитывать, сколько будет стоить для страны закон Яровой. Все пришли в ужас, и реально вступление в силу закона Яровой отложили, а по некоторым пунктам и сократили требования, потому что нет таких мощностей сейчас, чтобы хранить такое количество данных.

То же самое касается и хранения данных о прохождении техосмотра каждым автомобилем. Если каждый техосмотр снимать на видеокамеру, сколько нужно будет видеокамер по стране, кто за их установку и эксплуатацию заплатит, сколько будет стоить база данных, кто эту базу данных будет делать (это же тоже денег стоит) и сколько будет стоить хранение. Потому что нужно будет хранилище для таких данных как минимум за год. Поэтому давайте всё подсчитаем, сколько это будет стоить. Или введём очередное уголовное наказание. Господи, за что?

В новости был анонсирован штраф в размере 800 рублей за отсутствие техосмотра. А вообще сейчас есть штраф за отсутствие техосмотра машины?

И. Моржаретто: Нет. Дело в том, что сейчас нет талона техосмотра, как было раньше, а есть диагностическая карта. Она не нужна никому, её возить с собой не надо, её надо предъявить один-единственный раз при покупке страхового полиса. И страховой полис не могут выдать, если у тебя нет диагностической карты. Так вот, сейчас за отсутствие полиса ОСАГА взимается штраф как раз 800 рублей.

Предлагают ещё дополнительно штрафовать за отсутствие диагностической карты, но опять же это противоречит политике государства, которое говорит, что оно против введения дополнительных документов, которым людям надо будет возить с собой в машине. Создание такой базы данных потребует чудовищных денег. В нынешнее сложное время в бюджете этих денег просто не найдётся. Поэтому надо как-то потихоньку находить компромисс, более цивилизованно строить работу страховщиков, которые должны прописать у себя все основные требования.

В России отношение к техосмотру меняется довольно часто. Когда-то это было очень строго: тысяча с лишним параметров, все за деньги его покупали, всем не нравилось это очень. Я помню времена, когда вдруг государство решило, что оно не доверяет самому себе, и техосмотр был введён, в том числе на новые автомобили, которые имеют все документы с завода, выпущены и проверены. Нет, ещё раз предлагалось проходить техосмотр.

Теперь маятник качнулся в другую сторону. Сейчас, по опросам, процентов 80 автомобилистов не проходят техосмотры, и, в общем, всё хорошо, все довольны на самом деле. Ситуация большинство автомобилистов устраивает. Но государственным органам кажется, что если введут где-то дополнительный контроль, если введут штраф, если введут уголовное  наказание, то это будет замечательно. Я – категорический противник введения новых штрафов и наказаний, пока не разобрались в причинах.

Многие слушатели считают, что это только увеличит коррупционную составляющую?

И. Моржаретто: Совершенно верно. Тем более, никто мне не показал расчёт, сколько будет стоить создание такой системы и сколько новых штатных единиц придётся ввести в Ространснадзоре или в другой организации, которой всю эту систему, достаточно громоздкую передадут. Проект может быть с виду замечательным, но надо, во-первых, посчитать все денежки, а, во-вторых, попытаться разобраться, может быть, действительно нам сегодня выгоднее отказаться от техосмотра, но ввести какие-то параметры в те же самые страховые полисы при заключении страховых договоров. Или изучить опыт стран, где уже как-то прошли этот путь.

На сегодняшний день у сотрудника ГИБДД есть в руках законные инструменты, с помощью которых он может остановить и запретить тому или иному автомобилю движение, отправить его на штрафстоянку, если видно, что у автомобиля, к примеру, не работают тормоза, выбиты фары, лысая резина, не работают дворники. И таких причин масса. Все они прописаны в приложении к ПДД. Запретить есть право. Я с большим недоумением отношусь к людям, которые выезжают на улицу на развалюхе и говорят, что у них денег на машину нет. Если денег нет, то, извините, для вас есть общественный транспорт.

В ближайшее время, если и появится новый объект для работы видеокамер, то это, как говорят, будут видеокамеры, которые с 2018 года будут отслеживать наличие и отсутствие полиса ОСАГО. Но не у всех автомобилей, а у автомобилей-нарушителей. Потому что такую базу переработать довольно сложно, да и не нужно. Просто камера, если она уже зафиксировала нарушение (превышение скорости, выезд на встречку, проезд на красный свет), а сегодня камера фиксирует до 10 видов нарушений, тут же будет сверять номера с базой ОСАГО, и если у автомобиля нет полиса, заодно пришлёт ещё одну штрафную квитанцию.

– В Интернете дешевле: как изменились цены на подержанные машины. Цена автомобилей с пробегом на онлайн-площадках снизилась в среднем на 7-9%, по отдельным сегментам – до 11%. У официальных дилеров, наоборот, выросла.

И. Моржаретто: Что такое на сегодняшний день онлайн-сайты, где даются объявления? Крупных таких площадок – две. Площадок поменьше – ещё с десяток. Все они хорошо работают, но все объявления на любом из этих автомобильных порталов называются "пожелания продавца". И я видел не так давно исследование, что на двух крупнейших российских сайтах подержанных автомобилей среднее пожелание продавца по ценам на подержанный автомобиль – это 740 тысяч рублей. А реальная цена продажи автомобиля – 580 тысяч рублей. То есть, разница в 160 тысяч рублей – это разница между "хотелками" владельца и реальной продажной ценой. Поэтому снижение цен на сайтах, где даются объявления, – это просто некая ситуация, когда все привыкают к тому, что цены уже новые, и потихоньку начинают понимать, что за эти деньги это не продать. Или надо будет ждать два года и какого-нибудь сумасшедшего, который такие деньги за ваше предложение выложит. То есть, это просто идёт корректировка цен в связи с тем, как развивается рынок.

Что же касается продаж подержанных автомобилей дилерами, цены там выше, чем если взять цены в среднем по объявлениям. Но надо при этом понимать, что это немного разные машины. Потому что дилеры, как правило, через трейд-ин или через свои площадки, и другие официальные продавцы в основном берут автомобили относительно свежие – до 7 лет.  На онлайн-площадках продаются большей частью (процентов 40-50) автомобили очень старые – старше 7 лет. Там вообще средняя цена покупки чуть больше 200 тысяч рублей. То есть, эти автомобили дилерские центры просто не берут, потому что для них их продажа не имеет смысла. Потому что при продаже подержанного автомобиля дилерский центр должен сделать автомобилю предпродажную подготовку, и, как правило, автомобиль с пробегом, который продаётся у официалов, идет с гарантией. Она бывает 3-6 месяцев. В среднем – 6 месяцев. То есть, это немного разные сегменты рынка. Если у официалов продаются автомобили новые или автомобили в более-менее хорошем состоянии и с гарантией, ты, покупая такой автомобиль, имеешь не только гарантию на ремонт, но имеешь некую юридическую гарантию, что если что-то с автомобилем случится через два месяца, у тебя есть, кому предъявить претензии.

Покупка в Интернете – это иногда такой котик в мешке, а в большинстве случае так оно и есть. И всё-таки в Интернете, если и идут покупки очень активно, в основном речь идёт об автомобилях старых и очень старых.

Поэтому для себя стоит решить, что вам удобнее и что выгоднее. Естественно, для тех, кто покупает и продаёт автомобили не новые, а заслуженные, с историей, выгоднее площадка электронная. Тем более что там посредникам платить не надо. А вот если люди покупают машины относительно новые, тем более относительно богатые, премиальные, это всё идёт только через дилерские центры.

Что такое откидные номерные рамки? И что грозит за них тому, кто их осмелится установить у себя на автомобиле?

По мнению гостя в студии, это уже уголовная статья, поскольку номер автомобильный называется у нас государственным регистрационным номером, он формально автолюбителю не принадлежит, а принадлежит государству.

И. Моржаретто также рекомендовал все столичным автомобилистам посещать при возможности подмосковные усадьбы, которые всегда отличались прекрасными парками, которые в настоящее время потихоньку восстанавливаются. Многие эти усадьбы в советские времена были закрыты, перепрофилированы и в них размещались различные учреждения и организации.

Так, буквально в нескольких километрах от Москвы (туда можно добраться как на автомобиле, так и на метро или автобусе) находится государственный музей-усадьба "Остафьево" (по старому Симферопольскому шоссе, между Щербинкой и Подольском, от м. "Бунинская аллея" можно добраться на автобусе). Её история связана с семьёй Вяземских, Николаем Карамзиным и семьёй Шереметьевых.

Ещё одна замечательная усадьба – "Архангельское". Находится она по Новорижскому шоссе, в 4 км до МКАДа, если ехать на машине. В принципе можно туда добраться и на рейсовом автобусе от м. "Тушинская". Там прекрасный ландшафтный парк, замечательные здания, которые совсем недавно были отреставрированы. Её история связана с фамилией князей Юсуповых.

Полностью программу слушайте в аудиофайле.

Игорь Моржаретто авто ТО авторынок машина/автомобиль

Час с Игорем Моржаретто: реформа ТО и другие автоновости

45:06

Группы в социальных сетях

Будни 07:10; 08:10; 09:10
Следующий выпуск

Среда, 15 августа

07:10

Супермаркеты дают бой пластиковым пакетам
Крупные российские торговые сети уже предлагают покупателям альтернативу — многоразовые и биоразлагаемые сумки. Готовы ли вы ради экологической безопасности перейти на более дорогие биоразлагаемые или многоразовые сумки?