8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Разное время. Радиоканал" Интерактивный канал

Эпизод

02 января 2017

Что такое краудфандинг и с чем его едят?

"Разное время" с Дмитрием Черновым.

Что такое краудфандинг и с чем его едят? Что это за слово такое? Гость в студии – автор двух крауд-проектов на российских краудфандинговых платформах, эксперт по краудфандингу Ирина Лиленко-Карелина.

Заниматься краудфандингом довольно непросто. Что означает это слово и чем это полезно для общества?

И. Лиленко-Карелина: Слово "краудфандинг" состоит из двух английских слов:  "crowd" – толпа и "funding" – финансирование. Русский аналог этого английского выражение – с миру по нитке.

Другими словами, человек, который задумал какое-то дело... А что это может быть за дело?

И. Лиленко-Карелина: Любое дело, которое не запрещено законом. Это может быть социальный проект, благотворительный проект, кино, театр, музыка или даже бизнес, хотя в России с последним дела обстоят сложнее, чем, например, в США. Человек что-то придумал, он понимает, что эта идея много кому будет нужна и полезна, и он выходит на краудфандинговую площадку с предложением: давайте всем миром профинансируем мою идею, вам от этого будут такие-то вознаграждения, и вообще рассказывает людям, почему оттого, что задуманный проект сработает, всем станет хорошо. Естественно, любой проект, который решает какие-то проблемы и задачи конкретных людей, взлетает, и сбор происходит.

Представим себе любой российский город. Люди, которые нас услышали, вдруг побежали искать у себя в городе свои краудфандинговые площадки, не зная, что эта терминология применима исключительно к Интернету.

И. Лиленко-Карелина: Совершенно верно. Своих краудфандинговых площадок можно не искать. Можно сделать проект на российских краудфандинговых платформах. Это planeta.ru и boomstarter.ru. Их легко можно найти в любом интернет-поисковике по запросу "краудфандинг". Есть международные краудфандинговые площадки. Самая известная из них – площадка kickstarter.com. На ней российские граждане тоже могут сделать проект, но для этого нужны специальные условия. Там есть, там есть свои юридические особенности, конечно, нужно знать английский язык и понимать менталитет зарубежного общества. Если говорить о каких-то проектах-гаджетах, иных проектах, связанных с информационными технологиями, то, конечно, всё лучше делать там, а не у нас, потому что от этого там точно будет больше толка. И суммы, которые возможно собрать в США, в разы больше, чем то, что можно собрать в России. В России сейчас максимальная сумма сбора – около 10 миллионов рублей.

Возьмём такую популярную тему, как музыкальный фестиваль. Кто-то его задумал и хочет, чтобы большое количество будущих участников и посетителей помогли автору идеи в этом деле. И вот он выходит на краудфандинговую площадку и предлагает всем собрать деньги. А чем автор идеи может заинтересовать других людей? И всех ли он может этим заинтересовать?

И. Лиленко-Карелина: Истории с музыкой и музыкальными фестивалями – достаточно массовое явление. И у задумавшего музыкальный фестиваль очень высокие шансы собрать деньги на проект. Но здесь надо понимать, что в краудфандинге первое правило – это правило очень известного мультика: лучше день потерять, но потом за пять минут долететь. Любой проект нужно готовить. И чем дольше и тщательнее вы его готовите, тем больше шансов, что вы в достаточно короткий срок соберёте приличную сумму.

В случае с музыкальным фестивалем у автора должны быть музыкальные группы и исполнители, которые на нём будут выступать, у самого автора есть какая-то своя аудитория в социальных сетях, есть какие-то дружественные сайты, дружественные СМИ, и он со всеми этими историями договаривается, рассказывает, что будет делать такой проект, и заручается поддержкой самых разных партнёров, людей и всех тех, кто может представить его проект в Интернете. Это очень важно, потому что можно сколько угодно рассказывать о своём проекте на телевидении и на радио, это, конечно, даст определённый эффект, но не такой, как в случае с Интернетом.

Потому что в Интернете желание поддержать проект возникает спонтанно. Это чисто эмоциональная история. И если в том месте, где человек прочитал о проекте информацию, услышал или увидел её, нет "живой" ссылки на проект, то, конечно, вряд ли человек потом вспомнит об этом проекте через два часа и вернётся к нему. Проект должен очень сильно его зацепить. Поэтому Интернет и краудфандинг – это большие друзья. И очень важно, какая лично у автора проекта есть аудитория и насколько она ему доверяет. Именно поэтому в России гораздо больше и лучше собирают проекты звёздные, то есть проекты, у авторов которых уже есть стабильная репутация и стабильная своя аудитория.

Помните, была такая история, когда Борис Гребенщиков собирал деньги на запись своего нового альбома? Он собрал необходимые деньги буквально за три дня. Но здесь возникает несколько вопросов. Получается, что люди, которые дают деньги, которые готовы поддержать, они на что-то претендуют, на какой-то бонус впоследствии?

И. Лиленко-Карелина: Да.

И это обязательное условие?

И. Лиленко-Карелина: Обязательное.

Значит, нельзя не поделиться с этим человеком тем, что ты ему обещал? Нужно подарить ему ту самую выпущенную пластинку или пригласить его на концерт бесплатно за его денежное участие в проекте. Но дело здесь в том, что кто-то даёт тысячу рублей, а кто-то и сто тысяч рублей.

И. Лиленко-Карелина: Эти люди получают разное вознаграждение. И человек дающий должен видеть его сразу. Любой проект на краудфандинговой площадке выглядит следующим образом. Мы видим видеообращение автора проекта, видим текстовое описание проекта и с правой стороны, чаще всего, есть список наград, что человек, дающий деньги на проект, может и за какую сумму получить. Если за 500 рублей вы получаете диск, за тысячу рублей – диск с автографом, то за 100000 вы обедаете с Борисом Борисовичем, если он готов это делать, и беседуете с ним лично. А за миллион, возможно, становитесь спонсором всей этой истории, если вам это интересно.

Да. Краудфандинг в отличие от фандрайзинга (когда мы говорим о благотворительности и человек совершает просто пожертвование, ничего не получая взамен) – это всегда вознаграждение. И здесь нет никаких ограничений. Всё зависит от фантазии автора проекта и его возможностей. То есть, всё, что не противоречит закону, может стать вознаграждением. Это могут быть и какие-то тусовки, и участие в фестивале, и видео с него, и автографы всех групп, и все диски в одном месте. Вознаграждением может быть всё что угодно. И чем интереснее и эксклюзивнее вознаграждение, тем, конечно, оно интереснее пользователям. Потому что если пользователь понимает, что какое-то вознаграждение он может получить только в этом проекте и больше нигде, оно уникально и не будет повторяться, то, конечно, ему интересно такой проект поддержать. Здесь соединяются и чувство того, что ты делаешь что-то важное, а ещё и интересная награда.

Получается, что если ты – человек никому не известный, тебе сложнее. Ведь одно дело музыка, фестивали и пластинки, а другое дело, если творческий человек пытается издать свою первую книгу, а он никому не известный автор. Или, например, это человек, который вдруг неожиданно решил открыть хлебопекарню. Он же тоже может рассчитывать на софинансирование от своих будущих клиентов? Давайте пропорционально примерно разделим потенциальные шансы каждого в краудфандинге?

И. Лиленко-Карелина: Здесь всё упирается в ту самую подготовку. Человеку, который не имеет аудитории, нужно сначала эту аудиторию заполучить. Пойти в те места, где тусуется та аудитория, которая ему интересна и которой, что самое главное, будет интересен его проект, и начать там завоевывать репутацию.

Долгая дорога, не быстро всё получится.

И. Лиленко-Карелина: Как сказать. Есть замечательные примеры. Есть такая замечательная девушка Гузель Санжапова, которая сейчас абсолютная легенда краудфандинга. Она сделала уже свой третий проект. Суммарный сбор её проектов составил больше 5 миллионов. Для России это очень приличные деньги. У самого БГ было около 10 миллионов. Но если сравнивать Б.Б. Гребенщикова и никому не известную девушку, которая поднимает с помощью краудфандинга маленькую уральскую деревню. Да, она начинала с малого. Со своим первым проектом она запрашивала 150 тысяч рублей для того, чтобы начать производство в деревне крем-мёда. И начало у неё было очень тяжёлым, она трудно продиралась, совершила массу ошибок, как и все остальные. Человек, который приходит в первый раз в краудфандинг, многого не знает. Но при этом все равно она достучалась до того, до кого хотела, и сделала первый проект. У них был очень приличный пересбор: заявляли 150 тысяч, а собрали 400 тысяч. А дальше вокруг её образовалась аудитория.

Что делают с деньгами, которых собрали больше, чем нужно?

И. Лиленко-Карелина: Они остаются автору идеи. Но в этом случае и вознаграждение у него больше.

Допустим, я имею целью собрать 500 тысяч рублей, а у меня в итоге собирается миллион. И я радуюсь этому как ребёнок, потому что 500 тысяч у меня есть, проект запущу, а другие 500 тысяч я кладу себе в карман?

И. Лиленко-Карелина: Думаю, что всё положить в себе в карман не совсем до конца у вас получится. Конечно, что-то себе в карман вы положите. Но, во-первых, вы – молодец, вы их заработали своей репутацией и доверием к вам. А раз люди вам доверяют, вы с их деньгами не поступите некрасиво. Это не стоит того. Плюс у вас увеличивает количество вознаграждений, которые вы должны вручить. И если таким вознаграждением был тот продукт, на который вы собирали, то количество продукта нужно будет произвести больше.

И дальше вы можете сделать чуть больше, чем заявляли. Например, вы заявляли музыкальный фестиваль, на который вы собирались позвать пять групп, а здесь у вас появилась возможность пригласить десять. Или сделать фестивалю большую территорию, или сделать дело большего объёма, для большего количества людей, то есть, более большого масштаба.

А вы с чего начинали?

И. Лиленко-Карелина: У меня была написана книга. И мне подкинули знакомые идею, что можно попробовать собрать денег на её издание. Тема книги была специфическая, и непонятно было, кому это может быть так уж нужно. А это была мною выстраданная история, и мне хотелось, пусть маленьким тиражом, но её издать.

Плюс я ещё в силу своего опыта (я – маркетолог с большим стажем, в информационных технологиях тоже имею большой опыт) как-то сразу поняла, что это очень интересный маркетинговый инструмент. Но в большей степени, может быть, мне просто хотелось посмотреть это изнутри, понять, как всё работает, как сработает, потому что никакой особой аудитории у меня не было, и я ничего про это не знала. У меня был аккаунт в "Фейсбуке", на нём было аж 300 друзей. Мне казалось, что это сумасшедшая аудитория и что им всем просто нужна моя книга. Я была в этом абсолютно уверена. Но жизнь быстро поправила мои иллюзии. Я поняла, что этой аудитории очень мало и что абсолютно не всем из друзей эта история нужна, но я благодаря этому проекту изучила всю технологию. Меня она очень заинтересовала, и вот уже третий год, как я провожу ежегодные конференции по краудфандингу.

Есть ощущение, что на краудфандинг государство ещё не особо внимание обращает. Может быть, в силу того, что это не очень популярное средство сбора денег. А как в действительности обстоят дела с налогами?

И. Лиленко-Карелина: Во-первых, государство начало обращать внимание на краудфандинг. Центробанк уже заинтересовался этим. Во-вторых, министерство связи и коммуникаций разрабатывает закон о краудфандинге, потому что в США есть отдельный закон о краудфандинге, где всё расписано. В России краудфандинг подпадает исключительно под Гражданский кодекс. А налоги здесь совершенно стандартные. Но прежде о том, какие расходы несёт автор, кроме реальных расходов, связанных с производством? Во-первых, платится процент площадке – порядка 10 процентов. Во-вторых, если это ИП, то платятся стандартные ипэшные налоги, если это физлицо, то это стандартный налог на доход физического лица. То есть, абсолютно классическое налогообложение. Это тоже нужно понимать и закладывать в проект.

Очень надеемся, что в ближайший год появится законодательство, которое будет не только помогать с налогообложением, потому что для краудфандинга это высоковатые всё-таки налоги, но и будет защищать бэкеров, тех, кто помогает проектам, кто даёт деньги. Потому что, что греха таить, случается такое, очень редко, но случается, когда деньги собраны, а продукта нет, и никто ничего не получил. Очень небольшой процент таких историй, но они случаются.

Какой процент проектов становится успешным? В настоящее время обычно успешным становится один проект из десяти. Это пока сложная история, которая ещё связана с тем, что в России очень специфические люди и очень специфический у них менталитет. Наших людей много обманывали. В России были МММы, "Гербалайфы", ваучеры, поэтому нет в российском обществе культуры доверия. Это всё понятно. Но я не говорю, что россияне – люди плохие. Наши люди очень щедрые, но доверять сейчас кому-то сложно, поэтому краудфандинг – очень репутационная история.

Вот собираются деньги, но не собрал человек нужную сумму за определённый промежуток времени. Что происходит дальше с этими деньгами?

И. Лиленко-Карелина: Площадка возвращает деньги всем тем, кто вкладывал, на их личные кошельки. И эти деньги потом на разных условиях (у площадок есть свои внутренние условия, когда деньги можно вернуть себе обратно) возвращаются на тот ресурс, с которого они оплачивались.

Автор проекта не может забрать деньги, если он не добрал нужной суммы? Сказать всем, пусть собранные деньги пока полежат у меня, а дальше мы посмотрим, что будем делать?

И. Лиленко-Карелина: Нет.

Здесь очень важно понимать количество мошенников. Наверняка вокруг площадок вьётся большое количество людей, желающих срубить по-быстрому.

И. Лиленко-Карелина: И они не собирают. Таких проектов масса, но они не собирают денег. То есть, когда человек выходит на платформу с абсолютной уверенностью, что на платформе сидит какое-то количество человек с деньгами, которые просто им сейчас их дадут, их проект никогда не собирает. Такие проекты очень хорошо видно.

Человеку, который заинтересован в краудфандинге, нужно пойти на площадки, найти и посмотреть самые разные проекты: успешные, неуспешные, в своей отрасли, в близких отраслях. Посмотрев 10-30 проектов, человек начинает понимать, где есть сбор, а где его нет.

Полностью беседу с гостьей слушайте в аудиофайле.

общество Интернет деньги быт гость

Что такое краудфандинг и с чем его едят?

23:59

Группы в социальных сетях

По будням
16:10
Следующий выпуск

Понедельник, 24 сентября

16:10