8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

"Разное время. Радиоканал" Интерактивный канал

Эпизод

15 января 2018

Рейтинг привлекательности российских региональных вузов

Программу "Разное время" ведут Марина Артамонова и Дмитрий Желобков.

Десять российских вузов вошли в топ-50 "Рейтинга лучших университетов мира: БРИКС" 2018 года по версии британской компании QS. Это лучший результат России за всю историю рейтинга, сообщили организаторы рейтинга.

Авторы исследования пояснили, что для составления рейтинга была проведена оценка эффективности вузов пяти быстроразвивающихся стран. При составлении рейтинга оценка вузов проводилась по восьми критериям: академическая репутация, репутация среди работодателей, соотношение преподавательского состава к числу студентов, индекс цитируемости и доля научных статей на преподавателя, а также доля иностранных преподавателей, иностранных студентов и преподавателей с научной степенью.

В этом году в публикуемую часть рейтинга вошли 300 лучших университетов стран БРИКС, при этом 68 вузов представляют российскую высшую школу. В рейтинг также вошли 94 китайских вуза, 61 бразильский, 65 индийских и 12 вузов ЮАР.

В первой сотне теперь 25 российских высших учебных заведений, что на 6 университетов больше, чем ранее. Ни одна другая из пяти стран БРИКС не может похвастаться такими успехами. Это свидетельствует о том, что российские университеты развиваются более динамично по сравнению с их конкурентами по БРИКС, сообщают организаторы рейтинга.

Расскажите, какой вуз окончили вы или ваш ребенок? Какие были популярные специальности, факультеты?

Гость в студии – Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).

Как можно оценить результат российских вузов, показанный ими в рейтинге топ-50 "Рейтинга лучших университетов мира: БРИКС" 2018 года по версии британской компании QS?

Н. Калмыков: Действительно, российские региональные вузы в определённой их части находятся на подъёме, но только те, кто готов был меняться в соответствии с запросами времени. Это важный момент, которые позволил одним вузам укрепить свои позиции в России и войти в международные рейтинги. Но некоторые региональные российские вузы не смогли отреагировать на новые запросы общества по внедрению новых подходов и новых учебных программ, и это привело их в более сложную ситуацию.

То, что региональные российские вузы выходят на уровень международного сотрудничества, подтверждается не только рейтингами, но и фактическими, конкретными примерами. Когда недавно проходил Фестиваль молодёжи и студентов в Сочи, там очень серьёзная работа в этом направлении была проделана коллегами из Уральского госуниверситета. Именно по выстраиванию отношений именно с международными партнёрами. Есть интересные самостоятельные практики международного сотрудничества у многих других региональных вузов. Например, у Курского госуниверситета. Причём далеко не через Москву, а через самостоятельное выстраивание отношений, через даже борьбу за иностранных студентов, которые приезжают в региональные вузы. И эта практика действительно существует. Если взять Крым, там существует уже сложившаяся традиция, которая продолжает развиваться. Иностранные студенты приезжают учиться в Крыму. И всё это не сюрприз сегодняшнего дня, а работа конкретных руководителей в конкретных университетах.

Насколько важны иностранные студенты российским региональным вузам? Это какое-то новое направление развития высшей школы? И почему оно так привлекательно?

Н. Калмыков: Это далеко не новое направление. Ещё во времена Советского Союза в советских вузах учились студенты, представлявшие половину мира. В региональных российских вузах иностранные студенты учились и учатся. Например, в Томском государственном университете. Когда серьёзная конкуренция, когда факультеты, институты внутри университета,  другие университеты между собой конкурируют, тогда возникает желание сделать что-то лучше, чтобы быть на шаг впереди других вузов. А где-то, бывает, не хватает потенциальной аудитории на платное обучение, тогда вузы начинают бороться за международный рынок. А когда вуз выходит на международный рынок, у него конкурентов становится ещё больше. Но он уже начинает сравнивать себя, сопоставлять с тем, что есть в других университетах в других странах мира, и понимает, что и где нужно получше у себя сделать, где добавить, как использовать новые походы к обучению.

На то, чтобы приехать просто учиться в России, не каждый из иностранных студентов может решиться. Но если он хочет приехать и при этом понимает, что у его научного проекта будет наставник, который будет его курировать, уже шансов больше, что данный иностранный студент поедет в Россию.

Дополнительные социальные механизмы и различные подходы также позволяют вузу быть более конкурентоспособным. И не все эти подходы могут быть замерены с помощью рейтингов.

На связи – начальник управления информации и медиакоммуникаций Алтайского государственного университета Дмитрий Владимирович Марьин.

Алтайский государственный университет попал в сотню представленного рейтинга. Какие высшие учебные заведения на Алтае можно назвать самыми популярными? Или все ограничивается только госуниверситетом?

Дм. Марьин: Безусловно, Алтайский государственный университет – это опорный вуз. Алтайский госуниверситет завоевал статус "опорного вуза" в 2017 году. А статус этот даётся ведущим и наиболее популярным среди абитуриентов региональным вузам. Вообще, система образования в Алтайском крае достаточно многопрофильная. У нас есть Медицинский университет, который пользуется большой популярностью. У нас есть Технический университет. Как видите, полный спектр необходимых профильных вузов на Алтае есть. И они все находят своих абитуриентов. Но всё-таки по числу студентов и широте программ Алтайский госуниверситет пользуется наибольшей популярностью у абитуриентов не только своего региона, но и соседних.

Что такое "опорный вуз"? И что это за программа "Опорные вузы России"?

Дм. Марьин: Программа "Опорные вузы России" была разработана в 2016 году профильным министерством. Прошло уже две волны отбора туда вузов. Сегодня их всего 33. Алтайский госуниверситет попал во вторую волну. В соответствии с концепцией Минобра эти отобранные вузы должны стать опорой для инновационных разработок в регионе и локомотивами развития региональных экономик. Эту тяжёлую, но ответственную роль Алтайский госуниверситет на себя взял.

Н. Калмыков: Сегодня пока ещё не все знают, что в региональных вузах дают очень хорошее образование. Но, во-первых, местные знают. Во-вторых, специалисты HR знают очень хорошо уровень подготовки разных университетов. Даже в одном и том же университете на разных факультетах бывает очень различный уровень подготовки. И когда приходят молодые люди, может быть, с не самого требовательного факультета, но с огромной "звёздной болезнью", с ними работать тяжелее, чем с ребятами, которые готовы работать, пробиваться, учиться и подстраиваться под ситуацию. Есть реальные примеры того, когда региональные выпускники вузов более востребованы, чем выпускники столичных вузов. Именно потому, что у них есть понимание специфики своего региона для работы там, специфики конкретных отраслей именно данного региона.

Вообще, студенты в разных регионах очень отличаются друг от друга, они совершенно разные. В региональных университетах формируется определённая разная культура. Культура отношений в университетах из разных городов абсолютно везде своя, и она очень влияет на всю дальнейшую жизнь человека.

На связи со студией Нижний Новгород, Никита Владимирович Авралев, проректор по связям с общественностью Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского. Он рассказал, как обстоят дела с ведущими вузами в Нижнем Новгороде и Нижегородской области.

В Нижнем Новгороде очень большое количество сильных вузов, очень большое количество известных научно-исследовательских институтов. В городе и области большое количество предприятий наукоёмкого профиля. Поэтому Нижний Новгород – значимая точка образования и науки на карте РФ. С точки зрения абитуриентов у них здесь большой выбор.

О предпочтениях работодателей, о необходимости существования у вузов эффективных региональных отделений, о престижности обучения в регионах, о том, как измеряется успешность студентов того или иного вуза слушайте в аудиозаписи программы.

 

БРИКС образование рейтинг Россия вуз

Рейтинг привлекательности российских региональных вузов

50:00

Группы в социальных сетях

По будням
16:10
Следующий выпуск

Пятница, 18 января

16:10