8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

"Актуально" Информационные

Эпизод

25 декабря 2018

Вызов родителям: кто должен платить за хоумскулеров

В Омской области набирает обороты противостояние чиновников и родителей, которые перевели своих детей на семейную форму обучения. В ближайшее время в регионе должны пересмотреть порядок выплаты соответствующих денежных компенсаций. Ежегодно бюджет региона на эти цели тратит 140 млн рублей.

Родители обвиняют власти в том, что те хотят сэкономить на их детях и поставить крест на семейном (домашнем) образовании.

Но в министерстве образования области заявляют, что никто не собирается семейное образование отменять, детей можно обучать и за свой счёт. А получать денежные компенсации, считают чиновники, смогут лишь те, кто действительно в этом нуждается.

Для того, чтобы ребёнок стал хоумскулером, семье достаточно уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого она проживает. Далее родители имеют право выбирать любое время для аттестации и любой период, за который она необходима. Как правило, эта аттестация проходит раз в полгода. К моменту сдачи надо выбрать школу, можно даже в другом городе. И вот учебное заведение на этот период зачисляет ребёнка, а после сдачи происходит отчисление. Если экзамены прошли успешно, законный представитель обращается за компенсацией затрат, понесённых на обучение ребёнка. Если же экзамен провален, ребёнок обязан вернуться в школу на очное обучение, и никакой компенсации при этом не выплачивается.

Разъясняет научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Изотович Адамский.

На какой размер денежной компенсации рассчитывают родители, чьи дети успешно прошли аттестацию после определённого периода домашнего обучения? За что она положена?

А. Адамский: Первое. На семейное (домашнее) образование уходят дети таких же налогоплательщиков, что и дети, которые ходят в школы. Это те же налогоплательщики. Второе. В любом регионе выделяются так называемые "финансовые нормативы" на всех детей дошкольного и школьного возраста. И там не указано, ходят ли они в школу или не ходят, в частную ли школу они ходят или в муниципальную и т.д. Более того, поскольку у нас система финансирования школ не совершенна, деньги на зарплату учителей и учебные расходы идут с региона, а деньги на содержание школ выделяются муниципалитетом и, как правило, в недостаточном объёме. Поэтому нужно сразу сказать, что государством, регионом, муниципалитетом предусматриваются расходы на всех детей дошкольного и школьного возраста. То есть, эти деньги есть.

А дальше начинается тема законодательного регулирования расходов на тех детей, которые ходят не в муниципальные школы (в России общая школа, как правило, не государственная, а муниципальная), и в этом смысле начинаются вопросы по оплате тех школьников, которые ходят в частные школы или обучаются на семейном образовании. Потому что это требует дополнительного регионального законодательного регулирования.

То есть, на региональном уровне должен быть принят закон (либо в законе о бюджете, либо отдельный закон) по поводу финансирования детей, которые ходят не в муниципальную школу, а, например, в частную школу или находятся на семейном обучении.

Как можно оценить ситуацию в Омской области, где чиновники считают, что компенсации за семейное обучение должны быть не для всех, а только для нуждающихся?

А. Адамский: Это не чиновники решают. Дело в том, что деньги, хотя и идут за человеком, но идут в контору. То есть, в школу, в организацию, в учреждение. У нас так построено финансирование, что они идут не семьям. Хотя такой законопроект рассматривался в 90-х годах. Была тогда дискуссия про образовательные ваучеры. Так вот, если бы были ваучеры, то деньги шли в семью, а семья относила бы их туда, где их ребёнок получает образование. Или оставляла у себя, если образование сама даёт. Но поскольку финансовый норматив идёт в школы, то они должны быть аккредитованы, а детские сады – лицензированы. Поскольку у семейного образования нет понятия аккредитации и даже лицензирования, семейное или домашнее образование происходит по заявительному принципу. Но процедуры аккредитации или лицензирования не существует. И у них нет фактически оснований.

Что такое сдача экзаменов? Это как бы форма аккредитации семейного образования. Если ты сдал экзамены, основанные на ВГОС, то ты прошёл госприёмку. Если прошёл госприёмку, тебе имеют право выдать деньги.

Это, конечно, неправильная история. Потому что, строго говоря, домашнее обучение стоит очень больших денег. Во-первых, нужно оборудование, учебники и т.п. Ну и временные затраты. Родители тратят на это время и большое время. Поэтому, конечно, компенсация должна быть. Но это не компенсация в чистом виде. Это финансовый норматив, который выделяется на всех детей и попадает туда, где ребёнок получает образование. В данном случае – в семью. Поэтому это вопрос законодательного регулирования на местах.

Сегодня число учащихся на домашнем обучение увеличивается?

А. Адамский: Да, увеличивается, причём очень резко. Ещё недавно их было 30 тысяч, сейчас цифра уже приближается к 50 или 70 тысячам. Посчитать точнее можно, но довольно сложно. Но тенденция к увеличению. Это свидетельствует, с одной стороны, о разочаровании в обычной традиционной школе. Вообще, это особая группа родителей, у которых есть своё представление об образовании: либо современное, либо реакционное. Но тут есть большие риски. Потому что на самом деле рабство родителей ничем не лучше, чем рабство учителей.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

дом отмена информационный компенсация образование обучение Россия Александр Адамский деньги

Вызов родителям: кто должен платить за хоумскулеров

07:23
По будням: 12:10, 19:10
Следующий выпуск

Пятница, 18 января

12:10

Рекомендуем

"Хорошее начало"