8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

"Актуально" Информационные

Эпизод

11 января 2019

Рост цен на продукты решили скрыть необычным способом

• Рост цен на продукты решили скрыть необычным способом.

Производители продовольственных товаров стали уменьшать упаковку, чтобы скрыть подорожание цены. В СМИ ссылаются на фотографии куриных яиц, которые продавались в упаковках по 9, а не 10 штук, как это привычно всем российским гражданам. Подобные упаковки уже обнаружили и в других местах. Стоимость "девятки" яиц составила почти 65 рублей.

Журналисты провели собственное расследование и обнаружили несколько аналогичных случаев попыток скрыть подорожание продукта. Так на 150 г уменьшилась упаковка фруктового сока, на 50 граммов – коровьего молока и пива в банке, на 50 г меньше содержимого стало продаваться в упаковке майонеза, на 35 граммов – сметаны, на 8 граммов пористого шоколада в плитке. Вместо 180 г нарезки сыра появились две категории: по 150 и по 125 граммов. Понятно, что цена за упаковку при этом остаётся прежней.

Снижение количества товара при росте цен вписывается в тенденцию шринкфляции. Таким образом производители пытаются скрыть резкое увеличение цены на продукты.

Рассказывает руководитель направления "Денежно-кредитная политика" Экономической экспертной группы Мария Анатольевна Иванова.

Люди привыкли ходить в магазины, чтобы покупать там куриные яйца по 10 штук. А сейчас они приходят и видят, что яйца продаются по 9 штук в коробке за ту же самую цену. Не есть ли это нарушение каких-либо законов?

М. Иванова: Что касается нарушения закона, если на упаковке написано, что в ней должно быть 9 яиц или написан новый литраж или вес вместо литра или килограмма, то прямого нарушения здесь нет. Потому что потребителя никто не обманывает. Он может ознакомиться с новым количеством, весом или литражом, внимательно прочитав упаковку. И потребитель может для себя решить, будет ли он эту упаковку покупать или нет.

С другой стороны, потребители могут чувствовать себя обманутыми, потому что тут действительно непростая ситуация. Цены на продукты за последний год несколько успокоились, они росли относительно скромными темпами, а сейчас с началом нового года всё поменялось. И для населения это очень неприятный момент, поскольку у нас доходы населения снижаются вот уже четыре года подряд, и оно очень чувствительно относится к повышению цен на продукты питания. Особенно представители отдельных низкодоходных групп, которые тратят большую часть своих заработков именно на покупку базовых продуктов питания, которые и так вынуждены экономить, как-то корректируя свои расходы.

Покупатель приходит в магазин за сметаной в пластиковой упаковке. И как обычно, он намеревается купить 250 г сметаны. Человек покупает эту сметану, приносит домой и там с удивлением замечает, что реальное количество сметаны в упаковке уменьшилось. На стакане написано, что в нём должно быть 250 г сметаны, а когда упаковку открываешь, видишь, что сметаны в ней только половина от заявленного веса. Сначала мне казалось, что это результат ошибочной работы линии упаковки. А сейчас всё чаще приходят мысли о том, что это просто конкретный обман производителем потребителя. Что делать в таких случаях? Куда бежать и кому бить лицо?

М. Иванова: Если это действительно обман, а вы должны измерить сразу вес продукта, то тут имеет смысл обратиться в органы, которые контролируют качество товаров и услуг, предоставляемых населению. Можно писать какие-то обращения, жалобы, но сегодня речь идёт не столько о прямом обмане, когда пишут одно, а на самом деле оказывается другое, сколько о том, что действительно снижается количества продукта в упаковке и это указано на ней.

Если упаковка рассчитана вместо 10 яиц на 9, то это видно, и покупатель может купить эти яйца или нет. А если это точно такая же упаковка молока, что и в прошлом году, известно, что в ней должен быть литр, мы покупаем её, и только потом, придя домой и, возможно, разглядев мелким шрифтом надпись 0,9 л, мы иронично удивляемся.

М. Иванова: Действительно это неприятно, когда только дома обнаруживается, что ты хотел что-то приготовить, а для этого необходимо было определённое количество граммов, а оказывается меньше, или заплатил, думая, что совершил выгодную покупку, а оказалось, что она не такая уж и выгодная. Это первый момент. Конечно, на следующий день человек пойдёт и будет уже более внимательно смотреть на вес и литраж. Это пережить можно, но то, что продукты действительно дорожают и для многих категорий населения это очень чувствительный вопрос, влечёт за собой более серьёзные последствия. И тут важный момент: потребителю нужно знать, почему продукты дорожают, в чём причина этого.

Самая очевидная из них, на которую можно было бы подумать, что с 1 января произошло повышение НДС на все товары. Но основные категории продуктов питания за исключением каких-то деликатесов облагались льготной ставкой НДС в размере 10 процентов. И эта цифра не поменялась. То есть, этот фактор не действует напрямую на цены на продукты питания.

Другое дело, что, конечно, продукты питания продаются людям часто не в чистом виде на развес, в цене заложены цена упаковки, какие-то другие издержки. И это, конечно, всё перекладывается, насколько это возможно, на потребителей. Действительно рост цен, который мы наблюдаем, начался ещё в декабре, но он не был таким очевидным, однако сейчас эта тенденция продолжилась и усилилась, и её уже не скрыть никакими уловками с объёмами.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

цены информационный продукты Россия упаковка рост подорожание

Рост цен на продукты решили скрыть необычным способом

08:43
По будням: 12:10, 19:10
Следующий выпуск

Четверг, 17 января

12:10

Рекомендуем

"Хорошее начало"