8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

"Актуально" Информационные

Эпизод

14 марта 2019

Российские нефтяники активно заговорили о своей недополученной прибыли

• 31 марта заканчивается срок действия договора о заморозке цен на бензин между правительством и крупными нефтяными компаниями. Чем ближе конец месяца, тем активнее нефтяники говорят о своих убытках, а точнее, о недополученной прибыли. Свои потери от заморозки цен они оценивают примерно в 35 млрд рублей.

Ещё 15 млрд нефтяники недополучили из-за введения так называемого "демпфера". Он позволяет получить компенсацию за недополученную прибыль при поставках бензина на внутренний рынок, если экспорт был бы выгоднее. Впрочем, к механизму "демпфера" у нефтяников много претензий, но найти компромисс с правительством пока не получилось. При этом уже сейчас понятно, что продлевать соглашение о заморозке цен с нефтяниками не планируется.

Эксперт – президент Независимого топливного союза Павел Александрович Баженов.

Насколько реальны опасения автомобилистов насчёт роста цен? И как потери нефтяников могут отразиться на ценниках на АЗС?

П. Баженов: Опасения автомобилистов касаются роста розничных цена на бензин. В России топливный рынок складывается как минимум из двух важных параметров. Это оптовые цены и розничные цены.

Что касается розничной цены, то, вероятнее всего, её даже после окончания соглашения будут сдерживаться всеми доступными и порой даже недоступными средствами и способами. Поэтому розничная цена будет всё-таки расти в рамках инфляции, как это и предполагалось, потому что ситуация взята под контроль на самом высоком уровне, выше которого у нас в стране ничего нет.

Что касается оптовых цен, то сегодня есть условия для их очень стремительного, резкого роста, потому что действительно тот демпфирующий механизм, который должен был сглаживать ситуацию, работает так, что всё оборачивается ещё большими затратами для нефтяных компаний. Помимо того, что у нас и так значительно увеличился акциз с 2019 года, сегодня по бензину в рамках демпфирующего механизма нефтяные компании недополучают ту компенсацию, которая в рамках новой системы сглаживаний предусматривалась. Это идёт зачётом, но, по сути, чтобы людям было проще, её доплачивают.

Безусловно, переработка у нефтяных компаний сегодня действительно убыточна при том уровне цен, которые есть у нас сейчас, учитывая цены на нефть внутри страны и цены на нефтепродукты. Понятно, что нефтяные компании – это вертикальные структуры. И они активно занимаются тем, что перераспределяют свои убытки, потери и прибыли в рамках своей вертикальной структуры. Но переработка у них действительно убыточна. И в принципе то, что нефтяные компании сегодня несут убытки, в определённой степени это действительно так.

Российские нефтяные компании всегда говорят, что несут убытки. Они, чтобы как-то после 31 марта отбить свои убытки в 50 млрд, наверняка должны будут поставлять ещё большие объёмы нефти на экспорт. Логично предположить, что объёмы нефти на внутреннем рынке могут снизиться, что приведёт к некому дефициту, потому что в апреле просыпаются "подснежники", начинается весьма энергичное автомобильное движение, и всё это будет способствовать ещё большему спросу на бензин. Понятно, что повышения цены на бензин не избежать, но хочется понимать, насколько она поднимется?

П. Баженов: Если ведутся разговоры о стремительном повышении цен, которое обязательно будет в ближайшее время, то это касается оптовых цен. Это, конечно, создаст тиски для независимой розницы и будет создавать давление для дальнейшего роста розничной цены на бензин и новых телефонных переговоров правительства и нефтяных компаний по новому сдерживанию цен. Не исключаю, что вероятность заключения нового соглашения крайне высока.

Что касается сегодняшней ситуации, то почему рост, скорее всего, будет? Потому что оптовая цена внутреннего рынка на нефть сегодня должна быть тысяч на 12000 выше, что означает почти 30 процентов роста. Это приведёт к тому, что цена внутреннего рынка будет расти, чтобы сбалансироваться с внешней конъюнктурой, потому что компании работают не вакууме. Это всё-таки хозяйствующие субъекты, и это надо понимать. Социальная ответственность – социальной ответственностью, но экономика – экономикой. Сегодня оптовая цена в России однозначно недооценена. И отсутствие роста сегодня обусловлено выжидательной позицией со стороны российских нефтяных компаний. Они ждут, когда кончится действие соглашения. А потом на рынке станет очень жарко.

У российских компаний есть ограничения по объёмам на экспорт?

П. Баженов: Формально ограничений на экспорт нет. Но в рамках настоятельных рекомендаций такие ограничения есть. Поэтому, скорее всего, все ждут просто завершения соглашения, а дальше начнётся битва.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

правительство Вагит Алекперов цены компания новости бензин нефть Россия ЛУКойл

Российские нефтяники активно заговорили о своей недополученной прибыли

07:21
По будням: 12:10, 19:10
Следующий выпуск

Вторник, 26 марта

12:10