8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Пятидневка" с Вадимом Тихомировым Познавательные

Эпизод

29 ноября 2017

Раздел Палестины и образование государства Израиль

Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.

29 ноября 1947 года, 70 лет назад, Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция № 181 о прекращении британского мандата в Палестине и создании на её территории двух неназванных государств, который затем превратились в государство Израиль и Палестину. Почему эта тема так важна? Потому что на самом деле все проблемы, все корни конфликтов, которые сейчас происходят в этом регионе, по большому счёту, начинались именно оттуда.

Как разделяли Палестину? Как образовывалось государство Израиль?

Гость в студии – Муравьев Алексей Владимирович, завсектором Ближнего Востока Школы востоковедения Высшей школы экономики.

Израиль – это государство, гражданами которого являются евреи. Это так?

А. Муравьёв: И да, и нет. Государство Израиль было создано на территории Палестины тогда, когда эта территория была заселена на 95 процентов арабоязычным населением.

Там жили в основном арабы и небольшое количество евреев, так?

А. Муравьёв: Совершенно верно. Это были евреи-колонисты, которые прибыли туда в результате нескольких волн эмиграции, начавшихся ещё с 70 года н.э. после разрушения храма в Иерусалиме, когда римский император Тит Веспасиан разрушил город. Еврейское население стало покидать Иерусалим. В конце концов, одним из последних таких моментов была политика Османского государства в отношении еврейского населения Палестины, которая привела к тому, что коренное еврейское население практически полностью покинуло пределы Иерусалима. В результате во всём мире в странах появились еврейская диаспора. Эта диаспора условно делится на три части: евреев Испании и Северной Африки (сефардов), на евреев Восточной и Центральной Европы (ашкенази) и на евреев Ближнего Востока (мизрахим). Это Иран и немного Ирак.

А кто такие были евреи-колонисты? Откуда они приехали?

А. Муравьёв: По большей части они были из Польши и из России.

А что было после первой мировой войны? Ведь уже тогда были мысли и попытки создать еврейское государство?

А. Муравьёв: Да, были. Ситуация еврейства в Европе была критической.

Почему критической?

А. Муравьёв: В результате дарования свобод и принятия указа о веротерпимости в Российской империи исчезла черта оседлости. Евреи смогли расселиться на гораздо большей территории, и они почувствовали свободу. Раньше евреи были откровенно в Российской империи угнетаемым народом, были неполноправными. Для того чтобы поступить в российский университет, евреи должны были обратиться в христианство. Если еврей исповедовал веру своих отцов, то, соответственно, его в университет не принимали, даже если бы он был гением математики. Примеры – Осип Эмильевич Мандельштам, который принял лютеранство, или художник Леонид Пастернак, отец Бориса Леонидовича Пастернака, который тоже стал исповедовать одну из западных религий. В общем, это была не очень хорошая для них ситуация.

В других странах, как известно, ситуация тоже была сложной. Достаточно вспомнить "дело Бейлиса" в России и "дело Дрейфуса" во Франции, чтобы понять, что еврейство пресытилось пребыванием, осознавая его как не очень хорошее, в Европе, и возникло движение, которое обычно называется "алия", то есть, за возвращение евреев на территорию Палестины.

Но как это сделать, было не понятно. Наиболее распространённая точка зрения состояла в том, что евреи должны вернуться на территорию Ближнего Востока и вернуть себе, взять назад те земли, которые когда-то принадлежали Еврейскому царству времён царя Давида Соломона. Это движение получило название "сионизм" – от названия горы Сион в Иерусалиме, и обозначало, в общем и целом, массовое возвращение евреев на территорию Палестины.

А почему ничего не получилось тогда, в 20-е годы?

А. Муравьёв: Дело в том, что с 1912 по 1917 годы в мире происходил большой процесс, который назывался "разделом между западными державами наследия Османской империи", в котором приняло большое участие арабское население Ближнего Востока. Соответственно, арабам западные державы, как это часто бывает, пообещали, что у них будут свои государства, в том числе государство в Палестине. Это положение было закреплено в договоре в Сан-Ремо в 1920 году. И это как мантра повторялось западными политиками, а потом ещё и вдобавок тогда, когда всё-таки Палестину поделили, опираясь на договор Сайкса–Пико. В этом договоре много чего было предусмотрено, но многие обещания, которые западные державы раздали народам – курдам, ассирийцам и арабам, потом были забыты.

Получается, что арабы тоже смотрели на Палестину как на лакомый кусочек? Для них это тоже была земля обетованная?

А. Муравьёв: Британцы, которым достался после 20-х годов мандат над Палестиной, всем пообещали и всех кинули.

А почему в 1947 году они вдруг решили сделать широкий жест, сказав, что уходят, и оставляют Палестину всем проживавшим там народам?

А. Муравьёв: Когда арабы поняли, что вместо самостоятельных государств Ближний Восток оказался нарезан на разные мандаты (французский мандат – в Ливане, англо-французский протекторат – в Сирии и т.п.), началась арабская освободительная война или арабское освободительное движение. Это движение, в общем и целом, было направлено против британской колониальной администрации. И это было частью большого антиколониального движения XX века.

Британцы создали несколько комиссий, которые занимались тем, что выясняли, а что же не так с арабами? В конце концов, выяснилось, что арабы недовольны тем, что у них нет самостоятельного государства. И вот этот процесс обретения арабами своей самостоятельности трагически совпал с желанием евреев вернуться на землю своих предков.

Естественно, это конфликт. И тогда Г. Трумэн сказал, обращаясь к госдепу, который был настроен антисионистски: давайте отреагируем правильно на инициативу товарища И. Сталина по поводу того, что всё-таки евреям надо отдать часть территории Палестины.

А как так произошло, что мы всё время думали, что Израиль держится на мощных плечах Америки, а оказывается, что самым главным движителем всей этой истории были Советский Союз и И. Сталин?

А. Муравьёв: Это сложная международная конструкция. Действительно, одним из главных игроков в Палестине в то время был Советский Союз. Причин этому было несколько. С одной стороны, Советский Союз после войны выступал главным обвинителем Германии по поводу Холокоста (массового уничтожения евреев). С другой стороны, еврейский вопрос был актуален и в самом Советском Союзе. Все помнят, что одним из экзотических экспериментов было создание Еврейской автономной области на Дальнем Востоке со столицей в городе Биробиджан. Понятно, что это был полный абсурд. Переселить евреев на Восток – такое приходило раньше в голову только вавилонским царям, которые пытались переселить евреев в Вавилон. Но всё-таки, где Вавилон, а где Дальний Восток. Поэтому сионистское руководство еврейского движения поддерживало некоторые отношения с советским руководством, обычно закулисные. Имелось в виду, что еврейское население СССР станет в определённой степени костяком будущего государства Израиль.

Но надо ещё учитывать, что всё-таки первое поколение сионистов, людей, приехавших в Палестину ещё до образования государства Израиль, – это были идеалисты, явно социалистической ориентации. Более того, сеть хозяйств (кибуцы), которые образовались на территории британской Палестины, по сути, это были социалистические ячейки. Причём религиозных кибуцев было немного. Во многих кибуцах висели портреты Ленина, кое-где Сталина, Маркса, Энгельса, и утро у евреев начиналось с пения "Интернационала". Поэтому социалистический элемент в раннем строительстве государства Израиль был очень силён. И Сталин поддерживал построение нового социалистического государства.

С другой стороны, была сложная борьба. Почему американцы не хотели создания Израиля? Потому что Америка только тогда поднималась. Конец второй мировой войны, "план Маршалла" и прочее. И главной державой на Ближнем Востоке была по-прежнему Англия. Именно Англия и была мобилизована в этой ситуации, потому что именно она получила этот мандат. И именно из-за политики англичан всё пришло к тому, к чему оно пришло: к восстанию арабов и тлеющему конфликту. Далее Англия приняла "Белую книгу", в которой было сказано, что англичане выступают за создание, что они назвали, "Jewish Home" ("Еврейского дома") на территории Палестины. То есть, такого места, где евреи будут чувствовать себя как дома. В результате Англия выступила как бы за создание этого государства, но из-за своего мандата была в сложном положении. А в Америке, которая стремилась перехватить любую международную инициативу англичан, была борьба. И огромное количество еврейских денег по всему миру было потрачено на то, чтобы смягчить позиции некоторых радикальных американских политиков, заявлявших, что США не должны вмешиваться в этот процесс, что это не дело Америки.

Полностью беседу с гостем слушайте в аудиозаписи программы.

Алексей Муравьев востоковедение история Ближний Восток Палестина Израиль резолюция политика гость ООН раздел НИУ ВШЭ/Высшая школа экономики

Раздел Палестины и образование государства Израиль

28:56
По будням
12:10
Следующий выпуск

Понедельник, 18 декабря

12:10

Обмен как способ решения политических вопросов
Эксперт выпуска - заместитель главного редактора "Российской газеты", историк разведки, писатель Николай Михайлович Долгополов.