8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Пятидневка"

Эпизод

21 декабря 2017

Хан Бытый и монголо-татарское иго – сегодняшние оценки

Историческая дата: в 1237 году (780 лет назад) татарские войска хана Батыя взяли приступом и сожгли Рязань, начав вторжение на Русь. Монголо-татарское иго

Гости студии "Радио России": филолог Дмитрий Гудков, историк Евгений Родионов, доктор исторических наук главный научный сотрудник Института российской истории РАН, профессор МГУ Антон Анатольевич Горский.

В широком прокате на экранах нашей страны идёт фильм «Легенда о Коловрате» - фэнтези на основе исторических событий. Кто эти люди, которые придумали картину?  Почему они должны нас радовать? Если даже президент России Владимир Путин сказала о фильме, что «это хорошая картина». Об этом рассказывают эксперты-сценаристы фильма «Легенда о Коловрате» Дмитрий Гудков и Евгений Родионов.

Вадим Тихомиров: - Как люди работают в соавторстве? Например, Ильф и Петров.

Дмитрий Гудков: -  Соревнования у нас никогда не было, а пишем мы с 1993 года

Евгений Родионов: - Больше 30 лет.  

Вадим Тихомиров: - И как это происходит? Кто-то приносит идею, а кто-то пишет диалоги?

Дмитрий Гудков: -  Это всё делается совместно. На самом деле – это сложно объяснить, потому что всегда бывает по-разному. Над сценарием фильма «Легенда о Коловрате» работала большая сценарная группа, а Джаник  Файзиев как минимум не меньше нас сделал и принимал самое активное участие в работе над сценарием.

Вадим Тихомиров: - Как это ни парадоксально, но мои учителя и в театре, и в кино, и на телевидении всегда говорили, что «самое важное – это дебютная идея». Если есть хорошая идея, если есть хороший сценарий пьесы – его трудно испортить. А вот плохую историю сделать шедевром, - это практически невозможно. От сценаристов зависит успех той или иной картины?  

Дмитрий Гудков: -  С моей точки зрения, - это не совсем так. Во-первых, можно совершенно ни о чём историю сделать, действительно,  замечательную и спектакль, или замечательный фильм, а во-вторых, кино – это прежде всего картинка, это прежде всего действие. И, конечно, работа режиссёра, оператора, художников, а сценаристы тоже не последнюю роль играют, но главное - картинка.

Евгений Родионов: - Я считаю, что в любом произведении – это эмоции главное. А эмоции – это не сценарий, как правило, а как его воплощают люди  в жизнь. Сыграть можно по-разному…

Вадим Тихомиров: -  Кинокритики в основном хвалят этот фильм, но когда возникают претензии к костюмам, к типажам, то в первую очередь пишут: «но сценарий, кончено, что это такое? Кто это придумал?». Все «стрелы» летят в сценариста?

Дмитрий Гудков: -  Что делать?

Евгений Родионов: - На эту тему  свободно можно много чего придумать, потому что нет исторических реальных данных о Коловрате - мифическая фигура.   

Вадим Тихомиров: -  Вы, наверное, читали исторические произведения? Копались в архивах?

Евгений Родионов: - Бывало…

Вадим Тихомиров: -  У нас на связи - доктор исторических наук главный научный сотрудник Института российской истории РАН, профессор МГУ Антон Анатольевич Горский.  

Вадим Тихомиров: - Насколько известно, что имя Евпатия Коловрата прозвучало в нашей истории в «Повести о разорении Рязани Батыем».  Написано было это произведение позднее, а не в момент событий, которые произошли в Рязани?  

Антон Горский: - Есть разные точки зрения на время появления «ядра» этого  повествования. Действительно, называлась вторая половина XIII века и XIV век. До нас это произведение дошло как памятник XVI века, то есть время, когда закончилось существование Рязанское княжество, как самостоятельного государства. Перед нами текст, из которого следует, как представляли себе в  XVI веке…

кино история герой

Хан Бытый и монголо-татарское иго – сегодняшние оценки

23:25
Архив